Поехали!
В воскресенье, 15 июля, завершился московский уик-энд Мировой серии «Рено». Событие само по себе знаковое – в Россию WSR заглянула впервые, но еще более важным оно стало благодаря тому, что прошло на новой гоночной трассе «Москоу Рейсвей» на Новорижском шоссе. Она не первая и не единственная в России, но нет никаких сомнений, что автодрома такого уровня у нас еще не было.
Четырехкратный чемпион «Формулы-1» Ален Прост встречает гостей «Москоу Рейсвей». Фото: moscowraceway.ru
До конца года на этой трассе пройдет еще целый ряд крупных соревнований, включая этапы чемпионатов мира по «Cупербайку» и GT1. Однако то, что первой стала именно WSR – большая удача. Один из принципов серии (по сути, рекламной для «Рено») – бесплатный вход для зрителей, а ничего лучшего для нового автодрома и не придумаешь. Больше того, зрителей приглашали в паддоки, позволяли фотографироваться с только что финишировавшими болидами и наблюдать за работой техников, что на автогоночных неофитов произвело неизгладимое впечатление. В результате, несмотря на крайне неудачный календарь, из-за которого гонка наложилась на два других крупнейших автоспортивных события России (Moscow City Racing и «Шелковый путь»), за уик-энд гонки посетило огромное число зрителей – 85 тысяч человек!
Им было на что посмотреть – грандиозное, по меркам нашей страны, сооружение приковывало взгляд еще при подъезде с Новорижского шоссе, а вблизи и вовсе будто бы переносило пришедших в какую-то другую страну. Да, пока еще многое не завершено: не достроены главная трибуна, часть парковок, подходы к автодрому и проходы между разными участками трассы. Но все это не столь важно: подобные проблемы, обусловленные нехваткой времени, мы готовы понять и простить, ведь главное – сама трасса – была закончена. Вполне готов и паддок, – а ведь сколько наших автодромов принимали первые гонки с временными боксами, собранными за пару дней из металлоконструкций...
Внимание зрителей было приковано к Михаилу Алешину, выступающему за российскую команду RFR. Фото: RFR Team
Так что первые впечатления посетителей (включая знаменитых гостей) были более чем положительными. Высокий уровень автодрома отметили и технический делегат ФИА Чарли Уайтинг, и приглашенный гость WSR, четырехкратный чемпион «Формулы-1» Ален Прост, и, конечно, главный архитектор трассы Герман Тильке. Но всем им восхищаться положено по штату, так что куда более важно то, что вполне европейский уровень автодрома и хорошую организацию отметили практически все пилоты гоночных серий, принимавших участие в уик-энде. Причем, говорили они это не только на официальных пресс-конференциях, но и в личных беседах, в которых гонщики высказывают свои собственные, а не «протокольные», мнения куда охотнее.
Наиболее емко выразился представитель «Рено 2.0» и участник программы поддержки молодых пилотов «Ред Булл» Даниил Квят, выигравший на «Москоу Рейсвей», к слову, обе гонки в своем классе. Мы беседовали в субботу, сразу после его первой победы здесь. «Уровнем автодрома я приятно удивлен, – сказал Даниил. – Конечно, накладки есть – вчера вот электричество барахлило, но в основном – в организации нет никаких отличий от европейских этапов».
Даниил Квят выиграл оба заезда «Формулы-Рено 2.0» и возглавил личный зачет чемпионата
Первые лица
Тем не менее, уже в субботу в соотношении между ожиданиями владельцев автодрома и реальностью появились и первые намеки на интригу. Уик-энд проходил прекрасно, все было великолепно, но российскую прессу, не слишком искушенную в вопросах автоспорта, упорно волновал один и тот же вопрос: будут ли в Волоколамске проводиться гонки «Формулы-1»? Ни один из пилотов, дававших интервью или участвовавших в пресс-конференциях, не избежал вопросов на эту тему. Тем более не удалось отвертеться от них Виталию Петрову, который прокатился по трассе на болиде «Катерхэм» двухлетней давности.
После откровенных речей о трассе Виталию Петрову пришлось оправдываться два дня
Поначалу Виталий был достаточно откровенен, сказав, что трасса слишком медленная и узкая. За эти слова ему пришлось оправдываться два дня – уже в субботу журналисты начали спрашивать его, почему он раскритиковал автодром. В воскресенье ему этот вопрос задали в интервью раз двадцать, и на пресс-конференции – еще трижды. Россиянин каждый раз объяснял, что был неверно понят – и в этом случае, в общем-то, был прав. Ведь еще с первого дня абсолютно в каждом разговоре он подчеркивал, что организаторы молодцы, проделали грандиозную работу и автодром очень хорош. Неизменно отмечал качество покрытия.
Да, при этом он говорил и о том, что трасса узкая, медленная. Говорил о том, что после неплохого первого сектора следуют не слишком интересные второй и третий, где за одним поворотом практически сразу идет другой, и при этом все они проходятся на второй-третьей передачах. Однако вряд ли это можно считать критикой – это ведь объективный факт. И Петров был далеко не первым, кто обратил на него внимание.
Даниэлю Риккардо не понравилось, что на трассе нет скоростных поворотов
Интересно, что другой приехавший для показательных заездов гонщик «Формулы-1», пилот команды «Торо Россо» Даниэль Риккардо, на той же пресс-конференции высказался куда более жестко и конкретно, сравнив трассу с улицами Монако и посетовав на полное отсутствие скоростных поворотов, но никого его слова не смутили. Возможно, потому, что были произнесены на английском.
Стоит отметить, что узость и медленность трассы отмечали даже те, кому она понравилась. Так, гонщик RFR Антон Небылицкий отзывался об автодроме очень хорошо, и даже назвал трассу «уникальной», но при этом сказал, что «она больше похожа на картодром – узкая и «затычная» (этим сленговым термином российские пилоты называют трассы и сектора, на которых после очередного поворота машины не успевают толком разогнаться, как уже приходится тормозить, – прим. Sports.ru). Три четверти трассы проходится на второй-третьей передачах. Даже «Хунгароринг», который тоже считается «затычной» трассой, шире и быстрее. Особенно странными получились третий и шестой повороты, которые и так проходятся внатяг, а затем в момент торможения нужно еще и доворачивать. Зато последний поворот достаточно простой и очень хороший – оттормаживаешься, заходишь в поворот, а затем доворачиваешь машину газом».
После неудачного первого дня Михаил Алешин квалифицировался 13-м, в гонке шел 7-м, но из-за заминки на пит-стопе финишировал 9-м
Другой пилот RFR, чемпион Мировой серии «Рено» 2010 года Михаил Алешин, также заявил, что ему автодром понравился. При этом, по его словам, мнение о трассе – это в большой степени дело личных предпочтений того или иного пилота. Однако и он согласился с оценкой коллег по цеху. «Трасса узкая и извилистая, потому не прощает ошибок, – сказал Михаил. – Уровень прижимной силы тут максимальный, так как прямая всего одна, а поворотов много. При этом нет скоростных: только первый поворот проходится на четвертой передаче, остальные на более низких. В результате точки зрения «физики» трасса достаточно тяжелая, потому что отдохнуть негде. Но, конечно, это наша работа, надо готовиться».
Аналогичным образом высказался и главный герой уик-энда в «младшей» серии, Даниил Квят. «С точки зрения гонщика трасса довольно интересная и техничная, – отметил 16-летний лидер сезона «Рено 2.0». – Не шедевр, но вполне европейского уровня. Есть пара быстрых мест, хотя, наверное, для «Формулы-1» она узковата».
Единственным российским пилотом, который не назвал трассу слишком узкой, стал гонщик команды P1 Даниил Мове. Но и он не спорил с тем, что трек получился достаточно медленным. «Не такая уж она и узкая, – сказал Мове. – Да, создается впечатление, что она узкая, но только из-за того, что повороты идут один за другим. Однако две машины там вполне поместятся, так что теоретически обгонять можно. Другое дело, что для того, чтобы эта трасса была похожа на другие гоночные автодромы, нужно между медленными поворотами добавить одну прямую, метров 500 длиной. И что зрелищности – помимо последнего поворота есть еще одно место для обгона, между 11-м и 12-м поворотом. Но там нужно действительно оказаться очень, очень близко к сопернику и рискнуть. Обогнать там непросто, но вполне реально – я там кого-то вчера даже опередил, и уверен, обгоны там будут регулярны».
Даниил Мове не нашел оптимальных настроек, но все же в первой гонке финишировал 9-м. Во втором заезде, несмотря на старт из боксов, прорвался на 11-е место
Вообще, Даниил был настроен по отношению к автодрому, пожалуй, наиболее либерально. «Мне лично трасса очень нравится, даже несмотря на то, что оптимальные настройки пока мы так и не нашли, – сказал россиянин перед стартом второй гонки. – Эта трасса необычная. Вот есть Венгрия, есть Монако – это особенные трассы. Я считаю, что «Москоу Рейсвей» стоит в этом же ряду. Она очень сложная для пилотов, требует особенных настроек, и я уверен, что молодые гонщики, которые будут тут выступать и набираться опыта, смогут многому научиться. При этом нет, она не требует особенного пилотажа, просто у нее есть секреты. В третьем повороте из-за пилотажа можно на одном секторе легко потерять две-три десятые, в седьмом и восьмом – то же самое. Там очень легко перестараться. И разные подходы к настройкам дают очень большую разницу во времени.
К инфраструктуре никаких вопросов точно нет, это самый высокий уровень, да и трасса тоже. Может быть, она чуть маловата для наших машин, но опять же, если сравнивать с другими автодромами. А так – все есть, и я уверен, что если сюда захотят привезти машины «Формулы-1», то это будет вполне возможно. При условии, что будет добавлена еще одна прямая».
Даже в конце задней прямой обгонять было трудно
Подвел итог спорам вокруг конфигурации трассы Ален Прост. «Участки трассы очень похожи друг на друга, и на них очень сложно обгонять, – заявил «Профессор». – Я был удивлен, что в конце прямой производить опережения тоже нелегко. На треке есть довольно хорошие места, но обгонять тяжело. Не хочу никого винить, но очень жаль, что это так».
Россия и «Формула-1»
В действительности вся эта дискуссия вокруг того, достойна ли трасса под Волоколамском принимать Гран-при «Формулы-1», на мой взгляд, лишена смысла. И, в общем-то, непонятно, почему и организаторы, и пресса так упорно педалируют тему «Королевы автоспорта». То ли недавняя наша история никого ничему не научила, то ли ее мало кто помнит.
А ведь сверхидея российского Гран-при почти убила отечественный автоспорт. Уничтожила его, задушила в самом раннем возрасте. Поверьте, это не преувеличение. Ведь 15 лет назад российские гоночные серии бурно росли и развивались, классы рождались быстрее, чем кролики. У нас было множество команд с серьезными спонсорами, множество гонщиков… Дошло даже до российской «Формулы-3», где на новеньких «Далларах» соревновались между собой не только отечественные, но и серьезные зарубежные пилоты.
Однако уже к началу 2000-х годов наш автоспорт стремительно деградировал. Стали закрываться команды, исчезать категории, разваливаться чемпионаты. К 2007-му году у нас не осталось ни одного «формульного» класса. Канули в Лету «марочные» серии. И даже казалось бы непотопляемый кузовной чемпионат в 2009-м году находился буквально на последнем издыхании.
Причина была проста – в России не было трасс. А без них развивать автоспорт невозможно. Да, можно провести гонку по временной трассе на Воробьевых горах в Москве, или по улицам Тулы. Но тесты там не проведешь, а без тестов, без возможности испытывать, «накатывать» технику и пилотов автоспорт мертв. Как только речь заходила о строительстве автодрома, почему-то обязательно выяснялось, что он должен принимать гонки «Формулы-1». Все они, разумеется, ничем не заканчивались – построить трассу для Гран-при гораздо сложнее и дороже, чем многим кажется. Создавать же автодромы попроще никто не хотел. Это очень по-нашему: или все, или ничего. И много лет было «ничего».
Все изменилось только в последние пару лет, когда, наконец, были построены несколько полноценных трасс – в Смоленске, в Нижнем Новгороде, в Казани. Только появившись, они тут же придали новый импульс российским гоночным чемпионатам, и тому же кузовному чемпионату RTCC смерть уже не грозит. Более того – в этом году в нем появилась более серьезная категория GT-Open. Начали стремительно развиваться классы «МитДжет» и «Легендс», вновь возродилась и серия с открытыми колесами – «Формула-Россия».
Боксы и пит-лейн мирового уровня понравились и командам, и гонщикам
Без сомнения, появление такого высококлассного, однозначно лучшего в России, автодрома, как «Москоу Рейсвей», да еще и расположенного в непосредственной близости от столицы, сыграет огромную роль в возрождении гонок в России. Более того, пока волоколамская трасса – единственная в нашей стране, способная принимать соревнования мировых серий. Благодаря ей российские зрители уже сумели своими глазами увидеть Мировую серию «Рено», а вскоре смогут поприсутствовать и на гонках чемпионата мира GT1. Дальше, уверен, будет больше – WTCC, «Формула-2», ДТМ, серия «Ле-Ман», все виды мотогоночных чемпионатов – в мире огромное число увлекательнейших соревнований, для которых трасса в Подмосковье вполне подходит уже сейчас. Этап в России для всех них ввиду привлекательности российского рынка – интересная идея, которая, наконец, получила шанс на реализацию. О том, что российская аудитория готова не только к «Формуле-1», все могли убедиться в минувшие выходные. Слишком долго все могли смотреть эти серии только по телевизору.
И вот за это создателям автодрома «Москоу Рейсвей» большое человеческое спасибо. Спасибо, что смогли осилить создание такого сложного, дорогого и масштабного проекта. Спасибо, что не бросили на полпути, несмотря на кризис, и не распродали территорию на участки. Спасибо, что, наконец, начали интегрировать Россию в мировой автоспорт., состоящий далеко не только из F1. Если эта интеграция пройдет успешно – в чем все меньше оснований сомневаться, – то и «Формула 1» от нас никуда не денется.
Фото: Ксения Серганова
Вообще то Квяту уже исполнилось 18 лет еще в апреле! Это Сироткину 16 лет.