6 мин.

Крутой поворот

Сюжет

За такой Гран-при, который состоялся в эти выходные, Валенсии можно простить все четыре предыдущие «антигонки», и по крайней мере до 2014 года у зрителей будет хоть какой-то повод не ставить этот этап в ряд самых скучных в «Формуле-1».

Впрочем, старт и первая половина заезда не предвещали ничего остросюжетного: Себастьян Феттель оторвался от ближайшего преследователя на 20 секунд, потихоньку приближаясь ко второй победе в сезоне-2012, позади немца наблюдалась плотная, но не слишком жаркая борьба – Ромен Грожан шел вторым, третьим – Льюис Хэмилтон, а четвертым – Фернандо Алонсо, который прорвался на эту позицию за счет удачного старта и хорошо проведенного отрезка во время первой волны пит-стопов.

Все резко изменилось после аварии с участием Жана-Эрика Верня и Хейкки Ковалайнена. Трассу усыпало обломками, дирекция гонки выпустила на трассу автомобиль безопасности, и гигантский по меркам 2012 года отрыв Феттеля от пелотона оказался «съеден». Вторая волна пит-стопов не повлияла на расстановку среди двух лидеров, а вот на третье место неожиданно вырвался Алонсо – у Хэмилтона вновь возникла заминка: в очередной мистической истории на пит-стопе «Макларена» главную роль сыграл домкрат, сломавшийся под весом MP4-27.

Алонсо не остановился на достигнутом. Воспользовавшись тем, что «Лотус» дольше прогревает шины, во время рестарта он обогнал Грожана, а спустя некоторое время и вовсе вышел на первое место – на болиде Феттеля отказал генератор переменного тока, и «Ред Булл» действующего чемпиона мира беспомощно замер на трассе. Себ в гневе швырял перчатки, Эдриан Ньюи прятал лицо в ладонях (это был почти классический пример «фейспалма»), и в этот момент на «быков» было очень больно смотреть.

Трибуны, в основном заполненные испанскими болельщиками, взревели, увидев лидера Скудерии и их соотечественника во главе пелотона, однако вопрос о победителе еще не был снят – всем известно, как хорошо «Лотус» обращается с шинами, и потому на последних кругах гонки ожидалась мощная схватка за победу между Нандо и Роменом.

Увы, этого не произошло. Как и на болиде Феттеля, на машине Грожана так же отказал генератор, и французу тоже пришлось досрочно завершить гонку.

Этих событий для обычно скучного валенсийского этапа хватало за глаза, однако вошедшие в раж гонщики не успокоились, и зрители увидели еще несколько захватывающих инцидентов.

Хэмилтон, ставший вторым, не сумел удержать под контролем износ шин, и был вынужден нехотя отдать позицию более быстрому Райкконену. А на предпоследнем круге подвергся мощным атакам Пастора Мальдонадо. Битва между англичанином и венесуэльцем закончилась плачевно: в шпильке Льюис выдавил оппонента за пределы трассы, однако тот все еще упорствовал, и продолжил движение почти параллельно «Макларену» по обочине. Поскольку никто не захотел уступать, в следующем левом повороте «Уильямс» протаранил бок «Макларена».

Сход Хэмилтона и провал Мальдонадо позволили Михаэлю Шумахеру выйти на третье место и заработать первый за последние шесть лет подиум.

Герой этапа

Фернандо Алонсо

Несмотря на неудачную квалификацию и пессимистичный настрой перед гонкой, испанец провел безупречный заезд. Он отыграл три позиции уже на первом круге, обогнал Хюлькенберга, атаковал на пределе возможностей во время первой волны пит-стопов (стоит отметить и своевременный зазыв пилота командой в боксы) – это позволило опередить Райкконена и Кобаяси, – а после рестарта очень своевременно опередил Грожана.

Эмоции на подиуме сказали, насколько для Фернандо был важен успех на родине.

Плюс к репутации

Себастьян Феттель и Ромен Грожан

Если бы не поломка генератора переменного тока, вряд ли бы мы радовались фантастическому успеху Алонсо. Феттель не ехал, а буквально летел по трассе до и после первой волны пит-стопов. Шины на его болиде работали идеально, и даже бережливый «Лотус» к концу первого отрезка оказался «прожорливее», чем «Ред Булл».

Ромен также проводил отличную гонку – хотя ему можно поставить в вину не слишком удачную защиту позиции во время рестарта, – и он явно намеревался побороться за первое место в конце Гран-при, однако его постигла та же неудача, что и Себа.

Михаэль Шумахер и Марк Уэббер

В отличие от английской прессы, не будем придираться к странной истории с включением DRS во время желтых флагов – за исключением этого непонятного момента Шумахер провел отличный заезд: здорово стартовал, обгонял, и не позволил обогнать себя более быстрому Уэбберу.

Марк, начавший гонку с 19-й позиции, с момента второго пит-стопа практически тенью ехал за семикратным чемпионом мира, и также уверенно разбирался со всеми встречающимися на их пути болидами.

Со знаком «минус»

Пастор Мальдонадо

Венесуэлец вполне мог избежать столкновения с Льюисом Хэмилтоном на предпоследнем круге гонки, более того, мог и обогнать англичанина кругом позже.

Возможно, по мнению Пастора, Льюис не слишком корректно оттер его на обочину в шпильке, однако, оказавшись чуть позади, да еще и на обочине, гонщик «Уильямса» не имел права пытаться войти в левый поворот по внутренней траектории, которую уже занимал соперник. Подними Мальдонадо ногу с педали газа или поверни влево чуть раньше (места было полно), аварии бы не случилось.

Камуи Кобаяси

Камуи провел один из самых неудачных Гран-при: на 20-м круге он столкнулся с Бруно Сенной (хотя японец в нем был не так виноват, как неуверенный в своих действиях бразилец), а на 34-м в 10-м повороте откровенно въехал в «Феррари» Фелипе Массы.

Жан-Эрик Вернь

Похоже, французский пилот сильно нервничает. На него начала давить пресса, и нестабильные выступления не улучшают его репутацию. Глупое столкновение с Ковалайненом полностью на нем, однако к чести молодого пилота, он извинился перед гонщиком «Катерхэма»: «Новичок или не новичок – вина моя, и я вынесу урок из произошедшего».

Заметки на полях

– Странности у «Макларена» на пит-стопах продолжаются. Вроде бы и с механиками команда разобралась, и пит-стопы стала проводить быстрее, однако совершенно необъяснимая поломка домкрата – из разряда настоящей мистики. Льюису Хэмилтону не помешало бы сходить в церковь и помолиться.

– Темп «Ред Булл» должен насторожить соперников. Если на следующем этапе Себастьян Феттель не испытает технических проблем и снова повезет конкурентам по секунде на круге, сезон-2012 может покатиться в том же направлении, что и прошлый чемпионат.

– Как долго ждать победы «Лотуса» (судя по реакции Кими, он хочет большего, не только подиумов)? В следующей жаркой гонке? Если да, то раньше Венгрии мечтать об этом и не придется.

– Михаэль Шумахер завоевал не только первый подиум за последние шесть лет, но обновил рекорд – теперь у немца за карьеру 155 подиумов, больше, чем у кого-либо.

– Фернандо Алонсо выиграл 29-й Гран-при в карьере, и по-прежнему остается по этому показателю пятым. До четвертого места (Найджел Мэнселл) ему осталось выиграть всего две гонки.

– Проблема с генераторами переменного тока на болидах «Ред Булл» и «Лотуса», похоже, напрямую связана с двигателями «Рено». Что подкрутили французские мотористы в своих агрегатах такого, что отказала электроника?

– «Катерхэм» впервые был близок к завоеванию первых очков в истории. Однако сначала Виталий Петров пропустил Шумахера с Уэббером, а затем столкнулся с Даниэлем Риккардо. Инцидента, конечно, оба могли избежать, однако мудрые решения всегда приходят после – в пылу борьбы проще совершить ошибку.