Тройной аперитив
Дыхание нового сезона «Формулы-1», а вместе с ним и весны, становится ощутимее. Тесты начнутся завтра, но уже сегодня состоялась первая крупная сходка команд и журналистов, которые словно перелетные птички потянулись в пока еще не слишком теплую Валенсию. Вставать перед путешествием в Испанию многим пришлось ночью, разумеется, не обошлось без приключений: например, журналист The Times приехал в аэропорт Хитроу с паспортом жены и, конечно, застрял… Другим повезло чуть больше, но поспать толком не удалось никому – уже в пять утра по Гринвичу «Лотус» выпустил целую онлайн-книгу с цитатами великих основателей команды и просто важных членов коллектива, которые тут же были растиражированы всеми новостными агентствами. Хватило места в электронном журнале и для фотографий нового болида T128 – сама машина приедет на первые испытания во вторник, но ребятам очень хотелось опередить принципиальных соперников из «Лотус-Рено», поэтому пусть и на несколько часов, пусть изображения были опубликованы только в интернете, но зелено-желтый болид общественность увидела раньше, чем черно-золотой.
Но даже если бы команда Тони Фернандеса опубликовала изображения T128 самыми последними во всем пелотоне (кстати, к решению продолжить текущую индексацию болидов «Лотус» пришел чуть ли не в последний момент), интерес к автомобилю все равно был бы высоким – многим хотелось взглянуть на то, чего удалось добиться вчерашним дебютантам «Формулы-1». Тем более что после создания зеленых железных дров Майк Гаскойн и его конструкторское бюро взялись за большую работу по разработке, фактически, нового автомобиля.
Машина, конечно, внешне получилась не революционной, но вполне достойной внимания. Переднее трехуровневое антикрыло говорит о довольно серьезной работе аэродинамиков молодой команды. Носовой обтекатель был поднят выше (одна из главных тенденций сезона) – чувствуется не только влияние «Ред Булл», но и необходимость загонять под днище больше воздуха в связи с запретом на двойные диффузоры, – еще интереснее кожух моторного отсека, а точнее – разделенный надвое дугой безопасности верхний воздухозаборник: подобная конструкция, называемая «дугой-лезвием» была придумана в прошлом году «Мерседесом», но после изменений в регламенте парням из Брэкли пришлось вернуться к традиционному типу, в то время как в «Лотусе» смогли адаптироваться к новым правилам.
В техническом регламенте 2011 года указаны максимальные размеры поперечного сечения такой дуги, а также ее длина и ширина. И более массивная структура «Лотуса» в сравнении с «Мерседесом» явно соответствует правилам. Вопрос теперь в том, проглядел ли Росс Браун лазейку в регламенте, или немецкая конюшня посчитала идею создания раздвоенного воздухозаборника плохой? В прошлом году представители «Мерседеса» утверждали, что подобная конструкция способствует лучшему распределению воздуха, направляемого к заднему антикрылу…
Болид «Лотуса» должен стать лучше не только в области аэродинамики. В межсезонье команда сменила поставщика моторов (вместо «Косуорта» Фернандес заполучил в партнеры «Рено»), а также коробок передач и трансмиссий (ненадежные устройства Xtrac остались в прошлом – отныне важные элементы поставляет чемпионская контора «Ред Булл Текнолоджи»). Изменилась и задняя подвеска, теперь основанная на тягах.
Пока что главным неудобством T128 для журналистов и болельщиков стали фотографии машины – они слишком темные (автомобиль загнали куда-то под землю, выключили почти весь свет и только потом сфотографировали). К тому же ракурсы не позволяют рассмотреть заднюю часть болида: какой у машины диффузор – пока остается только догадываться.
Официальные лица «Лотуса» выражают надежду, что T128 позволит команде бороться с опытными конюшнями, но уверенности в этом еще нет. Наверняка коллективу придется помучиться с «детскими болезнями» и «привыканием» машины к новому мотору и коробке передач, да еще и от KERS команда решила временно отказаться. Так что будет здорово, если «Лотус» сумеет опередить хотя бы «Торо Россо» и чуть приблизиться к «Форс-Индии» и «Зауберу».
Швейцарцы сегодня тоже не сидели без дела – Камуи Кобаяси и Серхио Перес покрасовались с C30 на трассе в Валенсии, и команда даже смогла прогнать автомобиль по трассе.
Новая машина, как и обещал в прошлом году Джеймс Ки, сохранила многие черты предшественника. Конечно, без задранного носа не обошлось, но и остальные изменения понятны – после того, как исчез двойной диффузор, зад машины стал выглядеть компактнее. Боковые понтоны стали больше – это следствие возвращения KERS. Кроме того, изменилась и задняя подвеска – новое решение смахивает на то, что недавно показала «Феррари», и это не кажется удивительным, если вспомнить, что Скудерия поставляет «Зауберу» моторы, коробки передач и KERS. Однако швейцарцы утверждают, что, во-первых, они сами додумались до такого решения, а, во-вторых, им действительно удобнее работать с более традиционной подвеской, чем вплетать в конструкцию машины то, что придумал Эдриан Ньюи.
Возвращаясь к задней части C30, нужно отметить интересное решение – выхлопные трубы расположены практически по центру машины, и направляют выхлопные газы в канал по центру диффузора. Кроме того, в помощь диффузору конструкторы расположили по бокам небольшие вертикальные планки, которые расположены ниже концевой пластины заднего антикрыла – это решение не нарушает правила, и позволяет более эффективно использовать диффузор. Вообще, этот элемент шасси был закрыт от любопытствующих брезентом, так что полностью разглядеть его эксперты еще не смогли.
В целом, главная задача, стоявшая перед Ки, вероятно, состояла в создании очень надежного автомобиля – в команде помнят кошмарное начало прошлого сезона, и повторять этот путь ей не хочется. В общем, ситуация понятная, и, исходя из слов технического директора команды, вероятно, основное развитие скоростных качеств машины будет проходить по ходу чемпионата.
Третьей в сегодняшней насыщенной программе презентаций было представление болида «Лотус-Рено». В отличие от «Заубера», совсем уж скромно продемонстрировавшего свою машину, в «Лотус-Рено» организовали интернет-трансляцию презентации. Происходящее на пит-лейн в Валенсии записывалось на видео: гонщики раздавали интервью, затем смущенно убегая вглубь боксов, операторы бегали вокруг машины, а потом Роберт Кубица и Виталий Петров под взглядами журналистов, руководства конюшни и целой армии запасных гонщиков стянули с машины покрывало.
Количество тест-пилотов команды, конечно, вызвало массу шуток. Одна из них такая: скамейка запасных «Рено» теперь больше, чем у «Челси». Понять команду, нанявшую такое количество спортсменов, тоже можно. Менеджерская компания Gravity Эрика Булье ведет дела Ромена Грожана, Хо-Пин Туна и Яна Хароуза. Их как-то нужно продвигать. Со своей стороны группа «Лотус» не могла не привести в команду Файруза Фаузи. Наконец, сочетание таких имен и названий, как «Лотус», «Рено» и Сенна – это фактически бренд, и появление Бруно в большой семье из Энстоуна – шаг в области промоушна.
Кроме того, бразилец (как первый из резервных гонщиков конюшни) является палкой-подгонялкой Виталия Петрова – на случай, если выборжанин не будет спешить с прогрессом.
Однако гвоздем программы, конечно, была машина. Правда, после легкой истерии во французской прессе, вызванной заявлениями Джеймса Эллисона об уникальности модели, увиденное под черным покрывалом вызвало легкое разочарование – нет, машина безусловно выглядит отличной от того, что делала «Рено» ранее, но уже показанный прежде цветовой дизайн будто делает автомобиль вторичным, да к тому же во внешнем облике R31 в глаза не бросалось ничего революционного.
Влияние «Ред Булл» (ох уж этот Ньюи!) заметно и тут: про высоту носового обтекателя умолчим – упоминание о ней скоро будет моветоном, – сам нос стал v-образным, боковые понтоны в задней части заметно сузились, зад стал компактнее… И вот чудо – никто из специалистов не обнаружил выхлопные трубы! По одной из версий, выхлоп будет направлен вперед, перед диффузором, чтобы создавать больше прижимной силы. Но вообще, судя по всему, секретное расположение выхлопных труб может стать одним из козырей команды, и та наверняка постарается скрывать их как можно дольше, как «Ред Булл» в прошлом году.
Коснулись изменения и задней подвески. По традиции, все говорят, что их подвеска является уникальной, и «Лотус-Рено» тут не исключение. Что касается KERS, то батареи системы команда расположила по примеру «Феррари» – под топливным баком. Кстати, система рекуперации кинетической энергии будет поставляться конюшне фирмой «Маньети Марелли».
Как бы там ни было, реальную силу конюшни мы узнаем не скоро, однако будем надеяться, что во время тестов и «Лотус-Рено», и другие конюшни предоставят приличное количество пищи для размышлений.
Первым подгонять Петрова будет Гросжан, т.к. он 3-й пилот, а уже потом Сенна. (3-й пилот, он как бы выше званием, чем «первый резервный»)
Вот ОНО!
http://www.lotusrenaultgp.com/spip.php?article3821&lang=en
И Бруно, и Ромен на официальном сайте конюшни указаны как третьи пилоты. Причем Бруно вчера всячески подчеркивал, что он первый после Роберта и Виталия (Сенна даже в перечислении пилотов идет впереди Грожана).