В «Ф-1» стучатся 6 команд: проект агента Мазепина, «Кадиллак», две азиатские и равногендерная (на деньги арабов!)
Всего два места.
В январе Международная автомобильная федерация (ФИА) запустила редкий и долгожданный процесс – сбор заявок на вступление новых команд в «Формулу-1». Предполагалось выбрать две – для расширения в 2025-м, 2026-м или 2027-м (выигравшие кастинг самостоятельно решат, когда вступать в чемпионат). Критериев на вступление – восемь: от технических способностей и ресурсов до бизнес-плана, репутации и вопроса окружающей среды.
Все формальные заявки и бумаги принимали вплоть до 15 мая – теперь все ждут вердикта ФИА до 30 июня.
По инсайду RacingNews365, всего в федерацию постучались 6 потенциально новых команд – они и разыграют два свободных места. Рассказываем все, что о них известно.
«Андретти-Кадиллак»: «база больше, чем у «Феррари»
Андретти – главная гоночная семья США (наверное, с ней может сравниться только «Пенске» – владелец «Индикара» и «Индианапиолиса»). Гоночной структурой управляет Майкл Андретти (сам бывший гонщик – чемпион «Индикара» и пилот «Макларена» в 93-м с одним подиумом в «Ф-1»), сын чемпиона «Ф-1», «Ле-Мана», «Дайтоны» и «Индикара» Марио Андретти.
Он пытается создать или купить команду «Ф-1» еще с 2021-го – в прошлом году почти договорился с «Заубером», но сделка сорвалась буквально в последний момент.
В погоне за местом «Андретти» даже заложил новую базу за $200 миллионов – «больше, чем у «Феррари»: в Фишерсе (штат Индиана, пригород Индианаполиса – столице автоспорта США). Ее планируют ввести в работу с 2025-го.
«Андретти» много лет соревнуется в «Индикаре» и других американских гонках, участвует в «Формуле Е» с 2014-го (даже превратилась в полузаводской коллектив «БМВ») и приобрела славу одной из самых успешных гоночных команд Америки.
Однако все два года «Ф-1» и потенциальные соперники сдержано относились к их заявкам на вступление, и в январе 2023-го «Андретти» выложила на стол мегакозырь: заводскую поддержку «Дженерал Моторз» через бренд «Каддилак». Американский автогигант пообещал помощь с разработкой собственного мотора, полное содействие в производстве шасси и вообще сделал много громких (и слегка сомнительных) заявлений.
Тем не менее, заявка «Андретти-Кадиллака» все равно выглядит самой масштабной и продуманной – словно они сразу планируют выстроить заводскую вертикаль в главном гоночном чемпионате планеты. Например, команда уже заявила об открытии системы подготовки пилотов в «Ф-2» и «Ф-3» в случае принятия их в «Ф-1» – умный ход!
Проект агента Мазепина: сотрудничество с «Мерседесом», уже потрачено 30 млн евро
Команда «Формулы-2» и других молодежных серий принадлежала семье Мазепиных с 2015-го по 2022-й, а теперь продана бывшему боссу и бывшему менеджеру Никиты Оливеру Оуксу. Никита дебютировал в ней в «Ф-3», затем уходил в «АРТ» (поскольку «Хайтек» еще не был глыбой молодежек) и вновь возвращался для кампании в «Формуле-2» уже в собственной команде (программу специально расширили до главной серии).
Однако слухи из мира гонок заставляют сомневаться в полном разрыве: Оукс якобы помогал Мазепину с созданием британской команды «99 Рейсинг» (чей логотип подозрительно напоминает логотип и название ивент-агентства Никиты) для гонок в «Азиатской серии «Ле-Ман».
Вне зависимости от потенциального участия Мазепиных в заявке «Хайтека» проект шасси Н26 (поскольку старт планируется в 2026-м) уже готовится, а заявка на «Ф-1» подана. Масштаб реально поражает!
• Для разработки шасси нанимается штат из 60 инженеров – возглавляют проект бывший инженер «Феррари» по производительности Дэйв Гринвуд и бывший техдиректор «Ред Булл», «Рено» и «Катерхэма» Марк Смит, главным дизайнером взят бывший инженер «Рено» и «Ред Булл» Кит Барклай, а глава технологий разработки машины – проработавший в половине пелотона Джеймс Кнэптон. Звезд нет, но для «черновой» версии – крайне мощно и амбициозно.
• Для персонала обещают представить 40-акровую базу в британском Бичестере – ее заявляют как «строящуюся», а пока же персонал планируют разместить на нынешних мощностях «Хайтека» в Сильверстоуне.
• Достигнуты принципиальные договоренности с «Мерседесом»: начаты тесты в старой аэротрубе команды на заводе в Сильверстоуне (сейчас ее использует инженерное подразделение команды Mercedes Applied Science). «Хайтек» получит и моторы «Мерседеса».
• Штат уже исследует устройство шасси современного «Ф-1» по данным крэш-тестов и нагрузочных проверок других команд. В аэротрубе инженерный штаб изучает модели последних двух сезонов для понимания работы современных болидов «Ф-1» – и готовятся к представлению регламента для 2026-го (ожидается в середине 2024-го).
• На команду «Ф-1» уже потрачено свыше 30 миллионов евро. Однако, по свежим инсайдам RacingNews365, Оукс уже предлагал продажу проекта другим претендентам на вступление – если это правда, шансы на попадание в Гран-при не так уж велики.
Formula Equal: равногендерная команда от бывшего менеджера чемпиона «Ф-1» с арабскими инвесторами
Formula Equal вышел из тени только недавно, но, оказывается, открыт еще в 2018-м под руководством Крэйга Поллока – бывшего менеджера чемпиона «Ф-1» 1997-го Жака Вильнева. Они вместе с BAT уже запускали команду «БАР» – потом ее выкупила «Хонда», а теперь мы знаем ее как «Мерседес».
Поллок подошел к конструированию команды со стороны модной повестки – презентовал планы по полной гендерной равномерности: «Концепция и идея заключалась в том, чтобы построить команду «Формулы-1» с 50 процентами мужчин и 50 процентами женщин. Если речь о существующем коллективе «Формулы-1», сделать это крайне трудно. Гораздо легче начинать с чистого листа».
Причем речь не о равенстве по среднесписочной численности (это и сейчас уже вполне достижимо почти без дополнительных сверхусилий): идея – в полной гендерной «зеркальности» и среди инженеров, и среди механиков, и среди гонщиков. Если таланты найдутся, конечно.
Оплатит проект, похоже, госфонд Саудовской Аравии: он уже спонсирует национальную гоночную федерацию и собственный Гран-при. Глава Федерации принц Аль-Абдулла Аль-Фейсал упоминал о варианте с собственной командой.
«[Проект в случае успеха станет] первой командой «Формулы-1», которая по-настоящему находится вне Европы. Она должна быть построена с нуля в стране Персидского залива, такова наша цель. Это долгосрочный проект, не краткосрочный», – подтверждал Крейг. Такие амбиции высказывали только саудовцы.
Топ из «Формулы-2»: «Карлин» с инвестором из Австралии
«Карлин» – одна из самых старых и сильных команд молодежных серий: через нее к «Ф-1» пришли например, Карлос Сайнс, Ландо Норрис, Джордж Расселл, Юки Цунода, Себастьян Феттель, Дэн Риккардо и Даниил Квят. Она работает с 1996-го и выиграла за это время «Формулу-2», множество раз – Гран-при Макао и британскую «Ф-3», «Формулу-Рено 3.5» (старый аналог «Ф-2»), европейскую «Ф-3» и GP3. Причем она пробовалась всюду – даже в «Индикаре» и «Формуле Е» – но проекты часто закрывались из-за нехватки денег.
Теперь условия изменилась: в начале 2023-го организацию выкупил новозеландский производитель авто Rodin Cars во главе с миллиардером Дэвидом Дикером – первым проектом компании стала версия болида «Ф-1» для общественных дорог. Следующий – трековый гиперкар быстрее «Ф-1» по логике «если бы не было ограничений регламента».
Сам Дикер владеет еще и IT-компанией с выручкой в $3 млрд в год (капитализация – в районе 2,5 млрд), а его состояние оценивается в $1 млрд.
После открытия тендера на вступление в «Ф-1» Дэвид заявил в интервью новозеландской прессе – он тоже идет в Гран-при. Причем цитаты из его анонса – истинно безумные:
• «У нас есть $500 млн для полного цикла инвестирования, мы сделаем целиком всю машину, мы найдем девушку в гонщицы».
• «Не могу представить, как «Ф-1» пропускает нас. Они подумают, что весь проект – сумасшествие. «Эти ребята из задницы мира, бла-бла-бла». Я просто жду оправданий, почему нас не пускают».
• «Это сумасшедшая схема, но ****, мы все равно попробуем. По-моему это просто игра. Есть шанс, и мы попытаемся. Не могу представить причины, по которым мы бы не добились успеха. Новая команда с базой в Англии не расширит общий пирог».
• «Мы хотим построить собственную силовую установку. У нас есть все, что нужно, прямо здесь, на базе в Новой Зеландии. Если захотим, можем построить машину по правилам «Ф-1» и продать ее как клиентскую, если нас не пустят. Мы все равно собираемся строить машины. У нас там по плану вообще-то несколько новых моделей».
Да, речь о команде с фабрикой и базой в Новой Зеландии – и она только строится:
К ней Дикер обещает добавить 40 инженеров и тестовый трек, а среди потенциальных пилотов называет 16-летнего Луиса Шарпа из британской «Ф-4» и двукратную чемпиону женской Серии W Джейми Чедуик (очков для суперлицензии у нее не достаточно, и сейчас она укатила во вторую лигу «Индикара» в США»).
Но главное – позиция по взносу для новых команд: сейчас он установлен на уровне $200 млн, команды обсуждают поднятие до 600 млн, но Дикер заявил в интервью о вере, «что его можно снизить через переговоры». Действительно, и какое, интересно, оправдание «Ф-1» придумает, чтобы его не пустить?
Пока инициатива «Карлин» больше напоминает попытку громко прорекламировать новые машины Rodin.
Азиатская «Пантера» с гонконгским инвестором
Проект азиатской команды «Пантера» появляется в публичном поле с 2018-го, юридически открыта в 2019-м, а первые большие планы о входе в «Ф-1» объявлены в 2020-м.
Тогда у проекта нашлись временная база в Великобритании неподалеку от «Сильверстоуна», и несколько ключевых менеджеров: глава отдела аэродинамики Тим Милн (раньше работал в «Ф-1» в «Рено», «Тойоте», «Супер Агури» и «Маноре»), спортивный и технический директора (их фамилии пока не раскрывают). Руководит организацией ее сооснователь Бенжамен Дюран – автор гоночной команды «СМП Рейсинг» в WEC и ELMS, а также бывший директор инженерного подразделения «СМП» BR Engineering (запускал всю систему в 2013-м
На тот момент проект хотели запустить в «Ф-1» уже с 2022-го (с нынешним регламентом), команда работала над аэрообвесом, а менеджмент искал инвесторов.
В каком состоянии заявка сейчас:
• есть предварительное соглашение на поставку моторов;
• планы по гоночной академии;
• начата разработка компьютерных моделей болида и набран базовый персонал.
Правда, все работы оставлены из-за ковида, команда не хочет строить собственную базу с аэротрубой, а 70 процентов деталей планируют закупать. Пилотов ищут среди азиатов, как и местных инженеров. Базу тоже планируют со временем выстроить именно там.
«Мы также общаемся с некоторыми производителями в Азии, которые могут прийти в «Формулу-1» в какой-то момент. Однако не думаю, что они станут сотрудничать с нами с самого начала. И, безусловно, они не будут готовы создавать моторы в 2026-м», – объяснял Дюран.
Пресса увидела в этих словах намеки на контакты с «Хендэ», ведь гоночной программой корейского производителя сейчас управляет старый знакомый Бенжамена – бывший шеф «Рено» в «Ф-1» Сириль Абитебуль. Сириль не отрицал опцию входа в Гран-при рано или поздно при наличии обстоятельств.
Также проект «Пантеры» предположительно нашел и инвестора – страхового брокера-миллиардера из Гонконга Кэлвина Ло.
«Верите вы или нет, финансы – не главная проблема. Важно собрать опытных людей, механиков, всю команду в одно целое, – говорил Ло в апреле. – Прямо сейчас появились определенные возможности, и мы ведем достаточно серьезные переговоры с несколькими командами. Одна потенциальная команда уже подала заявку, а другая пока готовится к этому.
Я считаю, что есть много азиатских игроков, которые хотят войти в спорт – больше, чем можно себе представить. Мне повезло, что я знаком со многими из них, и они высказали свою заинтересованность. Так что это консорциум, мы объединяем ресурсы.
Мне бы хотелось, чтобы «Ф-1» больше занималась Азией, привлекала азиатских талантов – не только гонщиков, а людей, остающихся за кадром».
Второй проект бывшего менеджера Ротенбергов и миллиардера из Гонконга – LKY SUNZ
Если у вас дежавю, то неудивительно: в апреле сразу после интервью Кэлвина Ло появился инсайд о второй южноазиатской заявке – ее подал отделившийся от «Пантеры» Дюран при помощи «азиатских партнеров и американского спортивного фонда Legends Advocates Sports Group».
LKY SUNZ – судя по всему, вариант транскрипции Lucky Suns – «счастливые солнца»: название вполне в духе Восточной Азии: Китая или Японии. Где-то там планируется искать рынок и завод, но опорную базу все равно думают основать в Европе.
Главная идея проекта – построение внутренних связей между Северной Америкой, Азией и Африкой для «продвижения недопредставленных социальных сообществ в автоспорт и создания разнообразия в «Ф-1».
«Мы надеемся, инвесторы разделят видение сочетания молодой культуры и гонок для создания команды-дисраптора мира «Формулы-1», – заявил Дюран. – Мы будем единственной командой, оперирующей за пределами привычных коридоров, и разрабатывающей лучшие программы для привлечения талантов из недопредставленных групп. У нас уже есть менеджмент из топов автоспорта, экспертов музыкальной сферы и индустрии развлечений».
Существующие команды все еще не рады потенциальным новичкам
В январе только «Макларен», «Альпин» и «Мерседес» высказывались в поддержку новых участников – как раз те, кто и собирается что-то поставлять и продавать дебютантам. Остальные последовательно сомневались в необходимости расширения пелотона или как минимум настаивали на повышении взноса с каждого новичка до $500-600 млн
C тех пор отношение не изменилось – ведь обсуждения условий вступления так никуда и не продвинулись.
«Те же проблемы, что и 12 месяцев назад: в чем выгода принятия 11-го участника с точки зрения финансов для нынешней команды или франшизы? – высказался шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – В конце концов кто за это заплатит, если будут урезаны доходы остальных десяти? Как будто индейки голосуют за Рождество – зачем им это? «Либерти» [«Либерти Медиа», владеет «Ф-1»] готова заплатить за 11-ю команду и профинансировать ее? Готова ли ФИА снизить свои доходы, чтобы помочь новому коллективу обустроиться?
Но даже помимо этого, если вы посмотрите, например, на пит-лейн в том же Монако, или Зандворте, или на других трассах, где мы гоняемся, – где мы разместим 11-ю команду? Где мы поставим моторхоумы, как мы разместимся в паддоке? Куда поедут грузовики? Думаю, будет невероятно сложно приспособиться к тому, как эволюционировал спорт»,
«Сейчас все десять команд очень стабильны. Такого не было давно. Конкуренция становится плотнее, финансовая ситуация в командах устойчивая. Зачем раскачивать лодку, если плюсов для нас не будет?» – заявил руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер.
У кого же тогда все-таки есть шанс на вступление в «Ф-1»?
Как бы команды ни противились, тендер объявлен, серьезные заявки поданы – такое все-таки часто заканчивается расширением. Кого же могут принять?
«Необходимо убедиться, что потенциальный участник настроен делать то, что надо, – высказался шеф «Макларена» Зак Браун, с первых дней поддержавший расширение. – По своему опыту могу сказать, что в автоспорте много мечтателей. Нам не нужны команды, недооценивающие вызов и уходящие через два года. Снимаю шляпу перед «Хаасом» за его решимость и то, что он продолжает делать. Нам нужны команды вроде такой».
Что же такого сделал «Хаас»? Подробно – здесь, а если вкратце: изобрел революционную бизнес-модель с аутсорсом изготовления болида (отдан итальянской «Далларе» – производителю машин «Ф-2», «Индикара» и других гоночных моносерий), арендой инженеров у топовых команд (40 человек у «Феррари» в Маранелло) и тремя базами в Италии, Англии и США с отдельными назначениями (инжиниринг, опорная точка трековой команды, маркетинг). А еще – выжил с микробюджетом и научился искать спонсоров без мегарезультатов.
Вот такие гении и нужны «Формуле-1».
Какие же шансы у потенциальных новичков?
«Андретти-Кадиллак» – по справедливости шансы должны быть максимальные. Если не брать их, то вообще никто тогда не подходит.
«Хайтек» H26 – без связей с Мазепиными шансы были бы весьма немаленькими, но мир автоспорта сейчас такую историю не потерпит. Похоже, подготовленный проект продадут второму потенциальному претенденту, и он уже войдет в «Ф-1».
Formula Equal – именно он может стать таким вторым претендентом, если купит H26. У Поллока все-таки уже есть опыт создания и управления командой, «Хайтек» предоставит основу, саудовские инвесторы – понятные «Ф-1» и ФИА финансы, а суть проекта – позитивную повестку.
«Карлин» – просто реклама машин Rodin. Серьезность попытки заканчивается ровно на моменте «попытаемся снизить сумму взноса» – команды просто не пропустят такое. Все остальные заявления основателя вне зависимости от их реалистичности – красивая обертка.
«Пантера» и LKY SUNZ – до разделения выглядели сомнительно, но возможно из-за идеологии привлечения нового рынка. После разделения выглядят абсолютно непредметными маркетинговыми проектами на удачу, особенно LKY SUNZ: подготовить за месяц полный бизнес-план, проект базы и поставки оборудования с деталями совершенно невозможно. Единственный вариант – покупка как раз H26: тогда есть шанс на попадание хотя бы в шорт-лист.
Четыре месяца спустя готовой к вступлению в «Ф-1» выглядит все равно только одна заявка.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency; twitter.com
Разуйте вы глаза: весь формульный проект ХайтекаМазепина -- это пока что голословное бла-бла-бла -- не более того...
Даже т.н. "инсайд" о том насколько он продвинулся откровенно голословен и похож больше на намеренное надувание щекпиар от самих заводил проекта и никакой конкретикой особо не подтверждается. US F1 в свое время щеки надували ничуть не хуже...
И даже если закрыть глаза на слабую проверяемость, то все что в этом "инсайде": все собираетсянанимаетсяпланируетсяобговаривается... И то уже смешно по части сочетаемости фрагментов между собой: штат еще толком не набран, только часть инженеров понадергана то там то сям, базы еще толком нет, но работа над шасси уже якобы ведется )))
По факту это все не более чем классические и 100500 раз уже пройденные потуги коллектива из Ф-2Ф-3 замахнуться на Ф-1... Как они как правило заканчивались известно... Несколько лет мучений и бесславное фиаско... И это даже в те времена ,когда это было в разы дешевле и проще... И все равно обламывались на том что уровень проектирования шасси для Ф-1 ну просто никак не тянули...
При этом, прошу заметить, на Ф-1 якобы замахивается Хайтек, которому, давайте уж будем честны, по успехам в младших сериях далеко до тех же АРТ или Према. Но ни АРТ ни Према в Ф-1 даже и не пытаются дергаться -- потому что, в отличие от некоторых, прекрасно понимают что не потянут, что не по сеньке шапка, что даже от топовой команды Ф-2 до простенькой команды Ф-1 дистанция колоссальная
Именно поэтому нет шансов.
Понятно, что девкам могут дать леденец и что???)))) Домкратить болид? Да ну...
Подносить колеса в сборе по 20кг? Щаз...
Гайковерт? Мужики ни всегда его снять могут, а девки точно без вариантов.
Ну и главная проблема - девка в болиде.
А) ни у одной в мире нету суперлицензии для этого
Б) тут уже была статья про то, что девки не могут гонять в ф1 из-за физиологических отличий. И никто не построит 2й уникальный болид, который отличается от 1го, т.к. лимит бюджета у команд каждый год снижается. А тут с нуля спроектировать 2разных болида, продуть их, собрать, з/ч...
Нереально
И тут сразу против хаас, Уильямс, АР, АТ и маки. Кого-то из них могут подвинуть вниз, а кого-то и выкинуть из призовой 10ки.