11 мин.

Луч света. История Tyrrell. Часть 5: 1983-1998

Неумолимый закат Tyrrell Racing Organisation был дополнен затруднительным положением, в котором команда оказалась через год. Выиграв последнюю гонку сезона 1982, команда была привлекательной для спонсоров. Denim хотели расширить сотрудничество после победы Альборето в Лас-Вегасе, но ирония была в том, что Benetton тоже стали проявлять интерес к Формуле 1 – у крупной итальянской компании были свои маркетинговые программы.

В начале 1983 Benetton получила место на корпусе Tyrrell для своего лого, а какое-то время спустя они захотели большего, и тогда Кену пришлось объяснять представителям Denim, что их место теперь стоит дороже. Ошибочность подобного решения будет понятна через 12 месяцев, когда Benetton заключат выгодную сделку с Alfa Romeo (а затем и вовсе выкупят Toleman), а Denim станут партнерами Williams. Не в первый раз Tyrrell осталась ни с чем и имела нули на счету.

Альборето и Росберг в Детройте в 1983

Альборето выиграет гонку в Детройте в 1983, но это мало что изменит. Эта победа будет приятна их партнерам из Ford, да, но приверженность команды атмосферным двигателям оставляла мало надежды на будущее, так как Формула 1 все больше входила в эру турбомоторов. Тем не менее, репутация Кена Тиррелла все еще позволяла считать команду лучшим местом для старта карьеры для новичков. В 1984 ими стали Мартин Брандл и Штефан Беллоф.

Tyrrell 012 прекрасно показала себя на трассах, где мощность двигателя не имеет решающего значения, и в Монако вдобавок к этому помогла еще и погода. Гонку остановили красным флагом как раз в тот момент, когда Айртон Сенна на Toleman готовился обогнать Алена Проста на McLaren. Это была лишь шестая гонка Сенны, и все внимание было приковано к нему, поэтому мало кто заметил, что Беллоф догонял их, проходя круги на секунду быстрее обоих.

Штефан Беллоф догоняет лидеров на Гран-При Монако 1984

Брандл добудет в Детройте еще один подиум для команды, выжав максимум из машины и догнав Нельсона Пике на турбированной Brabham BMW. Вес машины в Формуле 1 всегда имел огромное значение, но официальные лица не могли производить измерения по ходу гонки. Дозаправки были запрещены в 1984, но можно было добавлять воду по необходимости. После финиша, как и положено, машины трёх призеров подвергли тщательной технической инспекции. Увы, её итоги опустили поклонников Tyrrell с небес на землю. В начале 80-х, когда "турбомонстры" только набирали силу, их соперники, использующие Cosworth DFV, придумали трюк с охлаждением тормозов. В специальные баки заливалась вода, призванная охлаждать диски и колодки. На деле она быстро стравливалась на асфальт, давая пилоту преимущество в весе. После финиша баки пополнялись (регламент допускал это), и машины легко проходили весовой контроль. Какое-то время FIA закрывала на это глаза, а затем все постепенно перешли на двигатели с наддувом. Все, кроме Tyrrell. В сезоне 1984 года британская команда оставалась фактически единственной, чьи моторы не имели нагнетателей. Тогда-то, чтобы компенсировать разницу в мощности, в Tyrrell и решили повторить описанный выше прием. На этот раз вода предназначалась для распыления в цилиндры мотора с целью их охлаждения. Хитрость состояла в том, что на финальном пит-стопе в бак доливали не просто воду, а её смесь со свинцовой дробью.

Кен (справа) на Гран-При Великобритании заявляет о подаче протеста на исключение команды

Гонщики ничего об этом не знали, хотя Брандл и говорил, что после пит-стопа он словно тянул за собой прицеп и не знал, почему. В команде утверждали, что это балласт, на что в FIA обвиняли Tyrrell в том, что почему-то в воде были найдены добавки и что бак вообще не закреплен правильным способом. Когда команда подала апелляцию и пыталась доказать невиновность, в FIA приняли беспрецедентные меры. Команда Tyrrell была исключена из чемпионата 1984 и не могла принимать участие в трех последних гонках. Не было совпадением и то, что, чтобы были надежды на борьбу с соперниками с турбомоторами, Тиррелл настаивал на уменьшении топливных баков с 220 до 195 литров, что помогло бы немногим оставшимся участникам с атмосферными двигателями. Но «турболобби» было настолько сильным, что это изменение не прошло. После этого наказания голос Tyrrell по этому вопросу затих окончательно.

Кен мог что-то придумать с деньгами для сезона 1985, но то, что его считали обманщиком, больно ударило по нему. Он вспоминал: «Наказание за то, чего мы не делали… Я могу простить кому угодно, что угодно, но в данном случае – нет. Я чувствовал себя ужасно, просто отвратительно. Но я никогда не допускал мысли о том, чтобы сдаться. Что я буду делать до конца жизни?»

Филипп Стрейф и Джонатан Палмер в 1987

Тиррелл любил спорт и был прагматичным человеком, так что он стал двигаться дальше. Нужно было взять паузу, выдохнуть и заключить сделку с Renault перед сезоном 1985. Это должно было добавить лошадиных сил, но и вызвать кучу проблем, ведь надо было адаптировать машину 1984 года под новую силовую установку. У команды не было ни инфраструктуры, ни ресурсов, чтобы довести до ума машину, которую Брандл назвал «монстром». Позже летом Беллоф погиб в гонках спортакров. У Кена были большие надежды на молодого немца, но помимо этого он успел привыкнуть к, как он сам говорил, «приятному молодому человеку, с которым легко поладить». Это был еще один удар для команды и ее сотрудников – Tyrrell скатилась на дно таблицы Кубка Конструкторов.

Глядя на то, какую мощность и опасность приобретают турбомоторы, пошли разговоры об их запрете, но в 1987 был введен второй класс для машин с атмосферными двигателями. У Tyrrell появилась возможность снова использовать моторы Ford, и, хотя Джонатан Палмер «выиграл» соревнование в этом втором классе, это не было никем отмечено, потому что этот класс считался «место для мертвецов в конце стартовой решетки».

Алези полностью оправдал доверие команды, дебютировав за Tyrrell

По крайней мере модель 016 выглядела не так плохо при поддержке Data General и Courtlaulds, но к 1988 объем вливаний был уменьшен, и это влияло на все. Во время уик-эндов все дела команды фиксировались вручную на печатной машинке и раздавались журналистам в пресс-центре. Сказать было особо нечего, команда завоевала лишь 5 очков за весь год. У McLaren было 199 очков, а Сенна и Прост выиграли 15 гонок из 16.

Но еще была надежда. В середине 1988 было объявлено, что Харви Постлтуэйт покинет Ferrari и заменит Морриса Филиппа. С одной стороны, для англичанина это был шаг назад, но здесь, в отличие от итальянской команды, отсутствовали какие-либо внутренние политические игры, которые и стали причиной его ухода из Маранелло. Кен пошел на этот шаг, понимая, что ему надо что-то менять.

В Суррее рядом с деревянными помещениями наконец было построено постоянное здание, а первые были реформированы, чтобы можно было установить автоклав. Районная администрация чуть не сошла с ума: они не знали о существовании команды у них под носом. Команде было выдано разрешение на работы, а местные были рады, что рядом есть работодатель такого профиля.

Марк Бланделл завоевал последний подиум команды на Гран-При Испании 1994

Постлтуэйт вместе с специалистом по аэродинамике Жаном-Клодом Миго построили модель 018. Это была простая легкая машина с приподнятым носом и мотором Ford V8. Недостаток денег привел к тому, что производство задерживалось, и 65-летнему Кену пришлось самому сесть за руль одного из грузовиков и ехать в Монако, чтобы другой мог остаться на базе, пока не будет готова вторая машина 018. Микеле Альборето вернулся в Tyrrell, но это возвращение выйдет коротким из-за конфликта спонсоров: команда заключила контракт с Camel ценой потери Marlboro и итальянских спонсоров, связанных с Микеле.

Тиррелл из-за этого рискнул и дал шанс дебютировать в Поль-Рикар Жану Алези. Тот занял четвертое место, и команда была очень им довольна: Постлтуэйт и Кен поверили энтузиазму франко-итальянца. Алези же ценил отсутствие давления и советы и помощь Тиррелла. Придет время и Алези перейдет в Ferrari, где тоже будет любим, но до этого он успеет провести еще две блестящие гонки в Финиксе и Монако, где займет вторые места. За оставшиеся 12 гонок сезона 1990 удастся набрать лишь два очка. Но надежда еще была.

Миго отправился обратно в Маранелло, но Tyrrell 020 получит в помощь мотор Mugen-Honda V10 и спонсорство Braun AG. У команды снова что-то начало получаться, спасибо в том числе и Рону Деннису за это. Когда Рон размышлял о том, чтобы прийти в Формулу 1 за десять лет до этого, он обратился за советом к Тирреллу. Круг замкнулся: владелец одной из самых успешных команд Ф1 помог коллективу, который постепенно терял позиции. Машины с логотипами Honda и Braun смотрелась хорошо, что тоже было важно.

Мика Сало и двигатели машин Tyrrell в 1997

Но вид – это еще не все. В 1991 Tyrrell Honda с Сатору Накаджимой и Стефано Моденой набрали лишь 12 очков. Сезон снова разочаровал. Были многочисленные проблемы с коробкой передач, двигатель был тяжелым, а шины Pirelli и близко не могли соперничать с Goodyear. Ярким моментом был поул талантливого, но нестабильного Модены в Монако – поломка двигателя не позволила реализовать шанс. Посреди сезона Постлтуэйт перешел в Sauber Mercedes, а Honda ушли к Footwork. Все нужно было начинать сначала, хороший шанс был упущен.

Tyrrell стали своего рода кубиком Рубика гонок. В 1991 у команды была хорошая поддержка, но не те шины. В следующем сезоне у них были правильные шины (Goodyear), многообещающий, но недоделанный двигатель Ilmor (который впоследствии станет чемпионским Mercedes), хорошая надежность, но никакой финансовой поддержки (Braun покинули команду).

В 1993 все снова выглядело неплохо: поддержка из Японии и бесплатные двигатели Yamaha – команде не пришлось платить за двигатели впервые за 25 лет, но команда не смогла набрать ни одного очка из-за ненадежности. Хуже уже быть не могло, и в 1994 команда заняла 6-е место в чемпионате. Но бывало и лучше: продолжающиеся проблемы с мотором Yamaha привели к тому, что компания Mild Seven урезала поддержку Tyrrell и стала помогать Benetton. И все же…

Фото команды перед сезоном 1998

Еще один оборот кубика Рубика в 1995 теперь представлял собой смесь всех цветов. Что команду ждало теперь? Журнал Autosport в своем превью пророчил команде «лучший сезон за много лет». Постлтуэйт вернулся в команду, Tyrrell Yamaha 023 выглядела хорошо, коллектив подписал Мику Сало, молодого многообещающего финна. Но на финише у Tyrrell было 5 очков и 9-ое место в КК. 1996 был не лучше из-за сходов в половине стартов. А 1997 стал еще хуже, когда вместо Yamaha команда поставила двигатель Ford V8 (он хотя бы был надежным), который проигрывал 50 л.с. Привычное отсутствие нормального финансирования тоже сказалось, начиная от отсутствия развития машины до подготовки бутербродов для парней в команде, используя отельные завтраки.

Кубик Рубика готов был развалиться после многих лет неудачных поворотов. Но это не мешало Кену (наряду с Фрэнком Уильямсом и Роном Деннисом) отказываться подписать новый Договор Согласия, пока в нем не были увеличены призовые командам. И хотя Кен отчаянно старался удержаться на борту корабля Ф1, а место в Ф1 обладало особой ценностью, в конце концов он принял предложение, от которого не смог отказаться.

28 ноября 1997 команда Tyrrell была продана компании British American Tobacco (по слухам за 30 миллионов фунтов), которая собиралась выступать как British American Racing (BAR). В 1998 команда осталась прежней, Кен должен был оставаться в своей роли до передачи полномочий новым владельцам в 1999. Но развал команды начался раньше, чем ожидалось, и в начале 1998 было объявлено, что Кен больше не часть организации, которая проводила свой 31-й сезон в Формуле 1. Все случилось из-за того, что новые владельцы хотели пригласить Рикардо Россета вместо Йоса Ферстаппена, с которым Кен провел предыдущий сезон. Зная характер Кена, все не могло произойти иначе.

Преданные сотрудники команды в тот год делали все, что в их силах, при том, что имели. В BAR же хотели все начать с чистого листа на новой базе в Нортгемптоншире. BAR просуществует лишь семь сезонов и после серии покупок и продаж станет сначала Brawn GP, а затем и Mercedes AMG F1. Можно даже сказать, что команда Tyrrell была ядром для будущих многократных чемпионов мира, начиная с 2009. Кен бы над этим громко посмеялся, будь он с нами, но в августе 2001 он умер от рака. Он бы точно не стал сравнивать нынешнюю огромную уважаемую всеми чемпионскую команду и ее техническое оснащение с тем, с чего начинал он. Проект Tyrrell Racing был уникальным, как и его основатель.

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за январь 2023.

Фото: GP Racing UK, motorsportimages.com

Предыдущие статьи об истории команды Tyrrell: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

 

Этот блог в соцсетях: 

Твиттер

Телеграм-канал