Моменты, изменившие автоспорт: гаечный ключ, спасший Джеки Стюарта, появление граунд-эффекта и мотора Cosworth DFV
1963 год – Энцо Феррари чуть не продал бренд Генри Форду II
В Модене Энцо Феррари было трудно сделать выбор, потому что гонки были смыслом всей его жизни. Хорошие дорожные машины, которые он выпускал? Их продажи просто финансировали то, что на самом деле нравилось Энцо. Но при всей славе и ауре Феррари столкнулся с немыслимым.
Аналогичные проблемы испытывал Генри Форд II. Одержимый отцом Форд II столкнулся с падающим графиком продаж и растущим недовольством со стороны «Дженерал моторс». Ему многие подсказывали купить «Феррари», чтобы «Форд» обзавёлся своей спортивной линейкой машин. Брак по расчету имеет место быть. Все бы получилось, если бы эта горячая парочка смогла договориться.
Энцо в конце концов отказался продавать фирму. Потратить кучу денег на постройку своей машины? Для Форда II это уж не имело никакого значения. Он был полон желания отомстить. Гнев его воплотился в Ford GT40. Со временем англо-американские партнерства принесут дивиденды на трассе, в то время как «Феррари» в последний раз выиграет в Ле-Мане в 65-м, и то лишь благодаря усилиям Йохена Риндта и Мастена Грегори. Затем «Форд» выиграет четыре гонки подряд. Если бы Энцо подписался своими знаменитыми фиолетовыми чернилами, то «Феррари», возможно, процветала бы при Форде - но она также могла бы и погибнуть. Слава дьяволу, что Энцо сохранил свои чернила сухими.
1967 год – «Форд» и «Косворт» создали один из лучших моторов в истории
Во время своего пика команда «Лотус» в начале 60-х была одной из многих команд, полагавшихся на мотор «Климакс». Когда в 1966 году изменился регламент на двигатели, удваивающий его с 1.5 литров до 3 литров, то «Климакс» не смог продолжить программу Гран-при.
«Лотус» менял двигатели в течение сезона, используя «Климакс» и «БРМ» объемом 2 литра. Наука по-прежнему бессильна объяснить, как Джим Кларк выиграл. Бывший сотрудник «Лотуса» согласился, что его инженерная фирма «Косворт» - созданная вместе с Майком Костином - могла бы сделать эту работу, при условии, что будет выделено 100 000 фунтов стерлингов на разработку.
«Астон Мартин» и «Форд» отвергли Чепмена, но впоследствии они снова вернулись к последнему - на этот раз обратившись через руководителя отдела по связям с общественностью «Форда» в Великобритании Уолтера Хейса, с которым у него были крепкие отношения.
В итоге «Форд» и «Косворт» подписали сделку в Детройте, что положило начало мотору Cosworth DFV, который в последствие перевернет представление о гонках. Джим Кларк за рулем «Лотус» 49 с мотором DFV дебютировал на Гран-при Нидерландов 1967 года. Абсолютный триумф пришелся на этап в Детройте в 1983 году, когда Микеле Альборето выиграл гонку за рулем «Тиррелла» с мотором DFV. Благодаря этому монстру к тому моменту было одержано 155 побед в Гран-при. Сразу 12 пилотов стали чемпионами мира, а команды выиграли 10 Кубков конструкторов. Целых 12 команд использовали их моторы – это «Лотус», «Матра», «Макларен», «Брэбем», «Марч», «Тиррелл», «Хескет», «Пенске», «Вольф», «Шэдоу», «Уильямс» и «Лижье».
Еще две машины принимали участие в Ле-Мане. У него нет аналогов. Примечательно, как мало «Форд» оказал влияния на одно из самых успешных своих детищ. Помимо оплаты счетов, конечно, и даже здесь босс по связям с общественностью Уолтер Хейс заслуживает похвалы за то, что оценил ценность предложения Чепмена стоимостью 100 тысяч фунтов стерлингов.
1911 год – начало легендарного марафона «500 миль Индианаполиса»
Первым мероприятием автодрома Индианаполис Мотор Спидвей была гонка на воздушных шарах в 1909 году. Только две трассы построили раньше – это Милуоки Майл (1903) и Бруклендс (1907). Однако «Индианаполис» быстро завоевал репутацию. За первые два года своего существования было проведено несколько гонок, что уменьшило посещаемость. Создатели задумались о том, что слишком часто проводят тут гонки.
В 1911 году они решили провести одно главное соревнование с крупным бюджетом - и остановились на дистанции этапа в 500 миль.
Из 40 машин на старте выделялась только одна – это болид Рэя Харроуна без механика. Вместо этого он установил зеркало заднего вида, чтобы следить за событиями позади. Впервые в истории.
Харроун стартовал 28-м. На 35-м из 200-х кругов в лидеры вышел Сайрус Патшке, однако Рэй справился с остальными и выиграл со временем 6 часов 42 минуты 8 секунд. Он забрал домой призовой фонд в размере 14 250 долларов - почти в три раза больше, чем занявший второе место Ральф Малфорд. По этому случаю Харроун даже завершил карьеру.
Среду других трасс именно Гран-при Италии проводился чаще всего (92 раза с 1921 года), но этап в Индианаполисе проводился уже в 106-й раз…
1977 год – первый болид «Формулы-1» с граунд-эффектом
«Лотус» 79 стал первым болидом с граунд-эффектом, выигравшим титул чемпиона мира, но своим доминированием во многом обязан своему предшественнику.
Идея создания «отрицательной подъемной силы», прижимной силы путем прогона воздуха через боковые вентиляционные отверстия, была фактически исследована в предыдущем десятилетии дизайнером Тони Раддом и аэродинамиком Питером Райтом в «БРМ».
К середине 1970-х годов Радд и Райт перешли в «Лотус», где Колин Чепмен вынашивал похожие мысли. Как сказал Райт в интервью еще 2000 года: «Мы покатались на Рено 4 [самый массовый французский автомобиль] по Хетелю с разными навесными элементами. Когда мы изучили это подробнее, мы обнаружили, что если вы наденете такие вот аэродинамические юбки по бокам, чтобы закрыть туннели Вентури, то это действительно сработает прекрасно. Я знал, что все получится, когда в аэродинамической трубе вращающееся днище прилипло к потолку».
Марио Андретти выиграл четыре Гран-при на «Лотус» 78 в 1977 году – на одну больше, чем чемпион того сезона Ники Лауда. Еще одна победа была одержана в начале 78-го. Вторая там же Ронни Петерсоном, прежде чем 79-я модель сделала победный старт в руках американца в Бельгии.
Аэродинамическая эффективность была ядром дизайна гоночных автомобилей с тех пор.
1966 год – Джеки Стюарт за один день мог несколько раз погибнуть из-за проблем в «Формуле-1» с безопасностью пилотов
Только 15 гонщиков стартовали во второй гонке чемпионата мира «Формулы-1» новой трехлитровой эры - плюс Фил Хилл в машине с камерой, выполняющий некоторые съемки для фильма Джона Франкенхаймера «Гран-при». «Гран-при» и больше половины гонщиков исчезли еще до того, как был пройден круг. У Джима Кларка взорвался двигатель, но остальные либо сошли с дистанции, либо разбились из-за ливня.
Столкнувшись с рекой, протекающей через трассу недалеко от бывшего поворота трассы Спа – «Маста Кинк», Джеки Стюарт потерял управление над своим «БРМ», задел телеграфный столб и снес хижину, прежде чем остановиться. Шотландец оказался зажат в своем погнутом шасси и пропитан топливом, но маршалов не было видно.
К счастью, коллеги-пилоты Грэм Хилл и Боб Бондюрант пришли на помощь Стюарту. Хилл попросил гаечный ключ у зрителя, чтобы освободить британца. После того, как Стюарта наконец-то доставили в медицинский центр автодрома, было обнаружено, что нет врачей, способных оказать помощь. Впоследствии его перевезли в больницу в Льеж, где водитель не мог долго доставить Стюарта, потому что не знал дороги.
Этот день стал для Джеки началом новой жизни. Он понял, что автодромы необходимо перестраивать, а медицинскую помощь совершенствовать. Как уже можно было догадаться, гаечный ключ присутствовал в кокпите во всех оставшихся Гран-при.