Гран-при Малайзии: Двойная сенсация
«И вновь я не смог извлечь преимущество из своей поул-позишн» впору говорить Хэмильтону, уподобляясь Монтое, десять лет назад устроившему квалификационную серию побед в стиле Сенны, но испытавшему большие сложности с их реализацией. Льюис уступил по всем статьям Баттону неделю назад в Мельбурне. Льюис жаждал отыграться сейчас…
Как это ни парадоксально, но, несмотря на столь контрастные результаты в финишном протоколе, в Малайзии ситуация должна была повториться вновь. Удивительно, но сверхбыстрый Хэмильтон просто растворился на фоне Баттона в 2012-м. Я не говорю о квалификации, где молодой пилот по-прежнему имеет превосходство, я говорю о главном темпе, гоночном.
Но, как это ни унизительно для команды из Уокинга, подробно обсуждать скорость ее пилотов неактуально, ибо обладатели первого ряда навсегда потеряли лидерство после рестарта! Рестарта, который, к счастью, в отличие от 2009 года был. Ситуация с ливнем очень пугала. Конечно, интересно наблюдать как смывает с трассы дуэт лидирующих Ferrari , а затем Баррикелло и Шумахер просто пронзают пелетон целиком, как это было в 2001-м. Но сейчас другой случай. Красные флаги вызвали опасность, как минимум, сокращения гонки ввиду появившегося в этом году четырехчасового лимита. Причем и после возобновления гонки в режиме автомобиля безопасности с 9 круга опасность усечения Гран-при сохранялась. Ведь не будем забывать никуда не отменявшееся правило двухчасовой гонки: в Монако’08 пары пейс-каров и дождя оказалось достаточно для финиша гонки по временному лимиту.
К счастью, нам этих трудностей избежать удалось, и удалось в первую очередь благодаря двум героям. Нет, не топовым пилотам McLaren, а Фернандо Алонсо и Серхио Переса, замкнувших накануне топ-тен! Конечно, до рекорда Монтои в гоночной конфигурации 2004 сезона посуху чуть далековато – ныне он и в квалификации недостижим – но испанец с мексиканцем буквально устроили квалификацию.
Что же стало залогом их успеха? Если не говорить о несомненном мастерстве двукратного чемпиона F1 и вице-чемпиона GP2, то на первый план выходит тактика. Окно переобувки пелетона из «микста» в «сильный дождь» проходило с 1 по 5 круг. Серхио сделал это первым. В то время как половина конкурентов среагировала лишь в самый последний момент. В итоге мексиканец уже под красный флаг выстрелил на третье место – сразу за дуэтом McLaren, притом что перед пит-стопом едва отбивал атаки Росберга во второй половине десятки. Далее последовала остановка гонки, во время которой казалось, что Серхио всего лишь везунчик, не более чем калиф на час. Однако мексиканец не растерялся и впервые в карьере вышел в лидеры Гран При! Но именно этот затянутый переход на промежуточную резину стоил Пересу глобального лидерства в гонке…
Это означало, что настала партия Алонсо. Фернандо заехал в боксы за «микстом» на круг раньше конкурента – сразу на рестарте, и, выехав, успешно пробился через трафик еще не переобувшихся аутсайдеров и возглавил пелетон! Величие двукратного чемпиона не поддается сомнению: Фернандо всегда удается выжимать из болида максимум. А, будучи первым, Алонсо превращается в настоящий метроном идеальных кругов, перманентно и на абсолютном пределе штампуя максимально низкие времена. В такие моменты он непоколебим. В Австралии это сломало Пастора, и венесуэлец разбил Williams о стену, в Малайзии… После пит-стопа, с 16 по 30 круг, лишь четырежды (!) Алонсо позволил Пересу не проиграть слишком много.
Однако Ferrari F2012 от лидирования разом не превратилась в McLaren или Red Bull, и в непобедимости испанца можно было усомниться… И кто это сделал?! Серхио Перес! Начиная с 31 круга, сначала по четыре десятых, потом по семь, затем и вовсе по секунде за 5,5 километровый круг привозил молодой мексиканец грозному двукратному чемпиону. Дуэлянты все ближе…
39 круг, секунда и три десятых… И тут Sauber совершает ошибку. Фернандо заезжает на 40 круге, а Серхио прокатывает на изношенном «миксте» еще 5543 метра и между лидерами вновь более семи секунд!
Казалось, все. Слик явит чистую скорость машин, и мексиканец провалится. Но нет, блестящий Перес устроил успешную погоню во второй раз! В Sauber поставили новый hard, в то время как Ferrari обули в уже прикатанный medium. Уничтожив разрыв за шесть (!) кругов, Серхио попадает в зону DRS, но еще целый круг не атакует Ferrari, показываясь лишь в зеркалах, и… изношенная от нагрузки в скоростных поворотах резина чуть-чуть начинает плыть, и этого оказалось достаточно, чтобы Перес ошибся и вылетел в Sunway Lagoon. В погоне за Алонсо Серхио почти убил свой свежий комплект, и это происшествие отбросило его на пять секунд за заднее антикрыло Ferrari… Мексиканец попробовал сделать невозможное, но за шесть кругов отыграть подобное расстояние, приближаясь только по полсекунды к прибавившему испанцу, было уже нереально.
Тем не менее, второе место для прошлогоднего дебютанта Переса на Sauber – это событие. Юный мексиканец даже на пару месяцев младше меня, и на целое десятилетие моложе лидировавшего в чемпионате Баттона, и при этом Чеко едва не превзошел опытнейшего двукратного чемпиона! Карлос Слим, самый богатый человек в мире, поддерживает Серхио не зря…
«Серебро» стало лучшим результатом за всю историю Sauber! Кто-нибудь верил, что после обратной реинкарнации из BMW частная швейцарская команда окажется на что-то способна?! У Петера Заубера уже было шесть «бронз», но на подиуме «конюшня» не оказывалась со времен прощального подарка от Френтцена на ГП США’03.
Если же говорить о самом триумфаторе, то Фернандо Алонсо превосходит на Сепанге Кими Райкконена и победителя двух последних лет Феттеля и сравнивается с Михаэлем Шумахером, выиграв в третий раз. И пусть по поул-позишн двукратный чемпион был бит Льюисом накануне, по количеству побед за всю историю испанца превосходит только топ-квартет. Причем до замыкающего Менселла осталось всего три «золота», ибо Фернандо победил уже в 28 раз! Алонсо так критиковал Ferrari после квалификации, что, думаю, ему следовало бы извиниться после окончания Гран При, по итогом которого испанец вышел в лидеры общего зачета.
Ну, а где были остальные? Что случилось с ушедшими в точку со старта McLaren? Льюис потерял лидерство, оказавшись заложником ситуации синхронного заезда в боксы полного состава Ferrari. Таким образом британец пропустил вперед не только Алонсо, которого он вынужденно ждал, но и Дженсона, который свернул на пит-лейн уже на рестарте. С учетом поразительной беспомощности в гонке Льюиса, который после инцидента в боксах всю гонку смиренно просидел на третьем месте, ни на секунду не приближаясь к лидерам, последним пилотом топ-команд, который мог попытаться бросить вызов Алонсо, был Баттон. Но лидер чемпионата совершил невероятную по нелепости ошибку, проскочив точку брейкинга в Berjaya Tioman и повредив передний спойлер о Картикеяна в борьбе за седьмое место! Да, это была именно борьба, ведь в HRT единственными в пелетоне сориентировались и стартовали на heavy rain, избавившись от лишнего пит-стопа. Примечательно, что в тот самый момент на пятой позиции ехал абсолютный новичок Marussia Шарль Пик, который не только дебютировал в Малайзии, но и впервые пилотировал болид F1 в дождь!
Возвращаясь к Баттону, стоит отметить, что англичанин полностью провалился, как и в аналогичной ситуации в дебютном ГП Южной Кореи, напрочь застряв во втором десятке…
Его индийский камень преткновения может считаться грозой чемпионов в Малайзии, ибо следом за McLaren Нараин «убрал» и Red Bull! Причем кого? Действующего чемпиона Феттеля! На этот раз борьба шла не за позицию, а в круге, и Картикеяна наказали прибавкой 20 секунд в финишном протоколе, из-за чего индус переместился на последнюю позицию, пропустив напарника в HRT. Впрочем, де ля Роза испытал на себе идентичный штраф, только отработал его в боевых условиях проездом по пит-лейн. Обидно, но получил он его из-за несвоевременного наличия механиков на стартовой решетке, как четыре года назад в Монако уже было с Ferrari Райкконена.
Что до главного неудачника этого абзаца, то из-за контакта и прокола не только немец лишился четвертого места, но лишились возможной борьбы за подиум и мы, ведь Феттелю до Хэмильтона оставалось лишь пара секунд. Притом что немец пилотировал на свежем hard, в то время как англичанин на порядком изношенном medium.
В очередной раз даже при выигранной внутрикомандной квалификации Уэббер был повержен. Марк в очной борьбе на рестарте уступил Алонсо, и несмотря на более ранний (читай – выгодный) пит-стоп для переобувки в «микст», чем у напарника, пропустил Феттеля. И даже четвертое место «по наследству от Себа» могло достаться не ему, а Райкконену, ибо в Lotus блестяще, уже на рестарте, зазвали Кими в боксы, что позволило финну оказаться непосредственно впереди австралийца. Лидерство экс-чемпиона над двукратным бронзовым призером было бы вечным, не учись Хорнер и К на своих ошибках. На финальный пит Red Bull зазвал своего второго пилота еще раньше, чем Lotus, и уже Кими вынужден был наблюдать корму болида соперника. Также, конечно, сыграл свою роль и на полторы секунды взвинченный Марком темп за два круга до перехода на «сухую» резину. При этом Райкконен, напротив, пару кругов прогреть новый комплект сликов не мог, и в итоге очной борьбы между конкурентами не получилось – разрыв вмиг вырос вплоть до 15 секунд.
Проиграв позиционную дуэль с Red Bull, Кими, тем не менее, может записать гонку в однозначный актив. Не будь неуверенности в дождевой резине, опыт работы на которой у финна составлял всего один круг, первые полгонки, возможно, «потеряны» (на фоне лидеров) не были бы. С учетом феноменального финишного спурта с лучшим кругом на hard, абсолютная скорость Lotus была наивысшей. А если бы не было еще и пенализации в пять позиций на старте?..
Тем не менее, пятое место в гордом одиночестве двукратный победитель Сепанга заваевал, а лучший круг стал для Кими уже 36 в карьере. И в отличие от Алонсо, которого по количеству побед превосходят и Менселл, и Сенна, и Прост, и Шумахер, Райкконена по количеству быстрейших кругов превосходят только двое. Причем до Алена осталось только пять…
Притом что финский чемпион мало-помалу набирает очки и приближается к подиуму, его молодой и горячий партнер второй раз подряд сошел в начале гонки. По сравнению с Мельбурном на этот раз все было наоборот, и француз смог реализовать свою блестящую реакцию в отменный рывок на третье место между двумя Red Bull. Однако столкновение с Шумахером и последующий аквапланинг в попытке угнаться за семикратным чемпионом констатировали эксклюзивный аут Грожана перед повторным стартом гонки...
Вторую половину очковой зоны составили молодые и неопытные пилоты. Бруно Сенна – автор лучшего результата в карьере, поднялся на шестое место после трех пит-стопов в первые 13 кругов гонки, после 24 позиции в результате разворота от контакта с напарником! Не зря Бруно был столь впечатляющ в дождь даже за рулем HRT и не зря Айртон так высоко отзывался о скорости племянника еще на карте. И, несмотря на то что по квалификациям бразилец устапает напарнику всухую 0:2, одним этим финишем он набирает больше очков, чем вся команда Williams в неудачном прошлом сезоне. Его партнер, Crashtor Walldonado, несколько не оправдывая свое прозвище, оказался чуть более спокоен и за гонку всего лишь развернул ди Ресту и промахнулся мимо своих механиков (в результате чего повторно заезжал за «микстом» Cinturato). Тем не менее, даже не повстречавшись со стеной, в отличие от курьезного случая на въезде в боксы в прошлом году, Пастор сошел с трассы из-за отказа мотора, когда до финиша оставалась лишь пара кругов и очко десятого места было так близко.
Забавно, но только благодаря сходу Мальдонадо Mercedes открыл очковый счет. И пионером стал Михаэль Шумахер после старта с третьей позиции и первой пресс-конференции после возвращения в F1. Увы, но на большее после удара и разворота Грожана в Langkawi на первом круге претендовать семикратный чемпион уже не мог.
Mercedes придется очень серьезно поработать в трехнедельную паузу, ибо в противном случае пилоты регулярно будут оказываться на противоположном полюсе от занимаемых в квалификации позиций. W03 невероятно быстро расходует резину. Рабочий диапазон шин болида феноменально узок, а в случае Нико Росберга в Сепанге проявилась еще и проблема долгого прогрева покрышек. Михаэль к третьему сезону все же смог заставить резину работать, и ситуация с износом больше всего теперь проявляется на его молодом соотечественнике. Намучившись с «микстом» Cinturato, Росберг вынужден был совершить дополнительный пит-стоп, разделив 26-круговой отрезок пополам. И без того на изношенной резине пропустивший пару Red Bull и Райкконена Нико по секунде с круга уступал на свежем intermediate Мальдонадо!
Тезка сына чемпиона 1982 года после явного превосходства в темпе в борьбе с ди Рестой второй Гран При подряд вынужден довольствоваться малым. Из-за на 0,013 проигранной квалификации Нико застрял позади Пола. И после шедшей с переменным успехом ожесточенной борьбы право первым заезжать за промежуточной резиной получил шотландец, что и определило внутрикомандную расстановку сил на финише. Хюлькенберг 9-й, ди Реста 7-й. А между ними оказался Вернь. Жан-Эрик заработал первые в карьере очки, провернув невероятный тактический трюк. Молодой француз единственным из всего пелетона, стартовавшего на «миксте», не заехал переобуваться в heavy rain! Если бы гонку не остановили, Вернь не смог бы удержаться даже за пейс-каром. Однако красные флаги позволили ЖЭВу повторить неспортивный подвиг Феттеля в прошлогоднем Монако и сменить резину на соответствующую во время межгоночной паузы. Так француз сэкономил один пит-стоп, совершив минимальные в пелетоне два заезда в боксы.
Если бы не это обстоятельство, очков Toro Rosso набрать бы не удалось, и не выход из первого сегмента Верня напрямую говорил об этом. Более того, это лучший финиш на Сепанге в истории команды из Фаэнцы! Так даровитый француз показал значение пилотской составляющей в современной F1. С этим поспорить невозможно.
Ведь если бы в Ferrari было два Массы, а в Suaber два Кобаяши, увидели ли мы столь сенсационный финиш?
Виталий Мошин
Статья опубликована специально для первого сайта о Формуле 1 в России
Деепричастные обороты штука коварная. Дальше читать не стал, извини. Поскольку еще и до осмысленного текста пришлось добираться сквозь какую-то хрень.
Но до первого абзаца ты все же добрался! А дальше был сплошной текст без всякой, твоими словами, «хрени».
P.S. Не знаю, что творится в блоге. Однако при вставке регулярно такие странности.
P.P.S. А вообще, я для чего ссылку поставил? :) Там все грамотно оформлено - с фото.
Можно так и разделить...на неожиданные сюрпризы, поверженные кумиры, и рассказал бы еще о проблемных командах с Камчатки.
У вас там план на количество статей. или на их объемы?
при такой спешке. нужно иметь семь пядей на лбу. чтобы статьи получались без сучка и задоринки..
Работа проделана огромная...но не доработана, не отшлифована..с элементами небрежности... Удачи.
Исправил опечатку, устроенную при написании ночью)
Я без перечитки в последние годы уже выкладываю... С временем напряг.
А вот в неграмотности меня обвинять - оскорбление!
Либо ты на свой уровень некорректно смотришь ;)