Как 110 лет назад Мартин поднял на холм Астон и появился «Астон Мартин». Бренд пережил мировые войны и банкротства
В 1913 году Лайонелом Мартином и Робертом Бэмфордом была основана компания Bamford & Martin Limited, начавшая продавать автомобили Singer из своего лондонского представительства и гаража, где они также обслуживали автомобили GWK и Calthorpe. Их первым автомобилем была модифицированная Isotta Fraschini 1908 года, оснащенная четырехцилиндровым двигателем Coventry-Simplex. Мартин участвовал в гонках на ней при подъеме на холм Астон, что примерно в 60 километрах от Лондона, где его успех дал начало названию «Астон Мартин» в 1914 году.
Через год они открыли свой первый завод в Хенникер Мьюз в Кенсингтоне, где в марте 1915 года был построен первый серийный «Астон Мартин», однако с началом Первой мировой войны производство было остановлено, а машины проданы. Лайонел поступил на службу в Адмиралтейство, а Роберт - в Королевский армейский корпус, где они оба прослужили до конца войны.
Первые официальные гоночные соревнования
Уже в 1920 году компания Bamford & Martin Limited возобновила свою работу в Кенсингтоне. Машины «Астон Мартина» стали участвовать в международных Гран-при. Два автомобиля участвовали на Гран-при Франции 1922 года, а в 1923 году был построен автомобиль команды Razor Blade, который должен был побить рекорд скорости в 163 км/ч, принадлежавший AC. Автомобиль смог разогнаться до этой скорости на трассе Бруклендс, однако закончить круг не смог из-за взрыва колес.
Но, несмотря на ранний успех в гонках, к 1925 году компания Bamford & Martin была вынуждена подать заявление о банкротстве, и только в 1926 году ее воскресила группа инвесторов, создавшая компанию Aston Martin Motors Limited, которая перенесла производство на бывшую фабрику Whitehead Aircraft Limited Hanworth в Фелтхэме.
Под новым руководством «Астон Мартин» завоевывал репутацию превосходного конструктора и дизайнера. В сезоне 1926-1927 годов модель Halford Special добилась большого успеха, установив несколько рекордов скорости и заняв десять подиумов, включая четыре первых места, а в 1928 году компания впервые участвовала в гонке «24 часа Ле-Мана».
Волна успехов под руководствам дизайнера Бертелли
Огастус Чезаре Бертелли, англо-итальянский дизайнер, пилот, механик и бизнесмен, и его партнер Уильям Ренвик, инженер, разработавший четырехцилиндровый 1,5-литровый двигатель с верхним распредвалом, присоединились к компании в 1926 году. Бертелли был и дизайнером, и техническим директором всех машин, построенных в 1926-1937 годах. Большинство проектов Бертелли представляли собой двухместные спортивные автомобили с кузовом, выполненным его братом Энрико Бертелли, несколько длиннобазных четырехместных автомобилей и седанов также были построены под руководством Берелли.
В 1930-х годах «Астон Мартин» участвовали в нескольких именитых соревнованиях: «24 часа Ле-Мана», итальянской «Милле Милья», Гран-при Франции и «Турист Трофи». Несмотря на то, что компания испытывала финансовые трудности и дважды меняла владельцев, автомобили снова отошли на второй план, поскольку во время Второй мировой войны завод перешел на производство компонентов для самолетов.
Послевоенная компания David Brown Limited, занимавшаяся производством механизмов и станков в Хаддерсфилде, купила Aston Martin и Lagonda, переведя все производство в Ньюпорт-Пагнелл, где и по сей день находится завод «Астон Мартин». Вместе с Lagonda пришел их 2,5-литровый двигатель, разработанный Уолтер Оуэном Бентли, который впоследствии стал двигателем серии «DB». В 1950 году был представлен совершенно новый прототип DB2 Le Mans - автомобиль, ставший основой для многих знаковых дизайнерских решений, которыми «Астон Мартин» известен и сегодня.
Триумф в гонках на выносливость и фильме про Бонда
В 1956 году DBR1 был построен для победы в чемпионате мира по спортивным автомобилям. После нескольких лет разработки 1959 год станет годом, когда «Астон Мартин» выиграет и чемпионат мира по спортивным автомобилям, и «24 часа Ле-Мана». Список пилотов, использовавших DBR1, впечатляет: Тони Брукс, Рег Парнелл, Рой Сальвадори, Лес Лестон, Ноэль Каннингем-Рид, Стюарт Льюис-Эванс, Кэрролл Шелби, Стирлинг Мосс, Джек Брэбхэм, Морис Трентиньян, Джек Фэйрман, Пол Фрер и Джим Кларк.
После успеха 1959 года «Астон Мартин» укрепил свое место в качестве настоящего производителя экзотических спортивных автомобилей и стал пользоваться большим коммерческим успехом. Фильм 1964 года о Джеймсе Бонде «Голдфингер» привлек к компании внимание международной аудитории, а серебристый DB5 стал одним из самых культовых автомобилей всех времен. DB5 выпускался до 1970 года, более современный DBS производился в 1967-1972 годах, DBS V8 - в 1969-1972 годах, и всего семь седанов DBS Loganda было построено, прежде чем снова начались финансовые проблемы.
Нефтяной кризис 70-х и банкротство
1970-е годы были плохим временем для создания дорогих, высокопроизводительных автомобилей: мировой экономический кризис, нефтяной кризис 1973 года и ужесточение норм выбросов и безопасности в США к 1974 году привели «Астон Мартин» к банкротству.
В 1975 году новая группа инвесторов во главе с бизнесменом Питером Спрэгом из Торонто приобрела зарождающуюся компанию и пообещала возродить ее. Шесть месяцев спустя открылась новая компания Aston Martin Lagonda со 100 сотрудниками. Новый модельный ряд включал V8 Vantage 1977 года, кабриолет Volante 1978 года и новый футуристический седан Lagonda, основанный на модели V8 – «самой быстрой четырехдверке в мире» на тот момент.
В качестве способа получения прибыли и содействия в разработке продукции «Астон Мартин» возродил имя Tickford, которое он приобрел в 1955 году у своего собственного производителя. Имя Tickford долгое время ассоциировалось с высоким качеством и мастерством. На заводе Тикфорд производились автомобили Tickford Austin Metro, Tickford Ford Capri и Jaguar XJS с двигателем Tickford. Автомобили Nimrod Group C с двигателем от Tickford заняли третье место в чемпионате производителей и финишировали седьмыми в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1982 году. Но пока инженеры развлекались, создавая гоночные автомобили и специальные модели для других производителей, производство новых автомобилей «Астон Мартин» в 1982 году составило всего 30 машин.
Питер Спрэг не просто хотел, чтобы Aston Martin Lagonda выпускала лучший седан в мире, он также хотел построить первый настоящий суперкар «Астон». Проект получил кодовое название DP K901, более известный как Bulldog. DP K901 должен был продемонстрировать возможности нового инженерного завода в Ньюпорт-Пагнелле и стать самым быстрым серийным автомобилем в мире. Представленный в марте 1980 года Bulldog отличался распашными дверями, центральными скрытыми фарами, а также электронными приборами и переключателями, как на Lagonda. «Астон» планировал построить 25 таких автомобилей, но свет увидел только оригинальный прототип.
Тяжелые времена, закончившиеся покупкой «Фордом»
К 1984 году в компанию пришли и ушли несколько инвесторов, и хотя в этом году был выпущен 1000-й автомобиль марки, компании все равно пришлось уволить почти 1/3 своих сотрудников. В 1986 году компания возобновила сотрудничество с итальянским производителем кузовов Zagato, в результате чего появился Aston Martin V8 Zagato, выпускавшийся в 1986-1990 годах.
В 1987 году Джеймс Бонд вернулся в «Астон Мартин» в фильме «Искры из глаз», где Тимоти Далтон сыграл главную роль. Но каким бы крутым ни был оригинальный V8 Vantage, автомобилю уже было десять лет, и требовалось новое финансирование и дизайн. В 1988 году Ford Motor Company приобретает «Астон Мартин», добавляя его к своему портфелю брендов, в который уже входил британский автопроизводитель «Ягуар» под названием Premier Automotive Group.
Под руководством «Форда» новые модели Virage и Vantage 1989 года ввели «Астон» в современную эпоху, причем было выпущено несколько вариантов, включая Volante и Le Mans. В 1993 году компания объявила о возвращении серии DB в производство, причем совершенно новый DB7 разделил большую часть своего шасси и трансмиссии со своим новым родственником «Ягуар». Бывший завод «Ягуара» в Блоксхэме, Оксфордшир, стал домом для производства DB7, в то время как варианты Virage по-прежнему собирались вручную в Ньюпорт-Пагнелле. DB7 стал хитом продаж: было выпущено более 7 000 таких автомобилей, что было далеко от тех времен, когда выпускалось всего 30 автомобилей в год.
Возвращение в гонки, продажа и смутные времена...
Под руководством «Форда» компания выпустила несколько своих самых долговечных спортивных автомобилей: DB9, Vantage и Aston Martin V12 Vanquish. В 2002 году всеми любимый международный шпион 007 снова сел за руль современного «Астона». Aston Martin V12 Vanquish из фильма «Умри, но не сейчас» вновь связал марку с фильмами и снова породил новое поколение поклонников.
В декабре 2003 года бренд объявил о возвращении в автогонки, создав специальное подразделение под названием Aston Martin Racing, которое в партнерстве с Prodrive займется разработкой DB9R. В 2005 году DB9R дебютировал в гонках спортивных автомобилей GT, включая возвращение в гонку «24 часа Ле-Мана».
В 2006 году «Форд» начал распродажу, избавившись от брендов «Вольво», «Ягуар», «Лэнд Ровер» и «Астон Мартин». Председатель совета директоров Prodrive Дэвид Ричардс объединил команду международных инвесторов для покупки «Астон Мартина» за 848 миллионов долларов, при этом «Форд» сохранял долю в 70 миллионов долларов.
Первый Aston Martin Rapide был выпущен на заводе в Граце, Австрия, в 2010 году. В 2012 году производство Rapide вернулось в Великобританию, где все производство снова стало собственным. Но 2012 год стал еще одним годом, который заставил «Астон Мартин» искать новых инвесторов, которых они нашли в виде фонда прямых инвестиций Investindurial, который приобрел 37,5% акций. В 2014 году продажи продолжали снижаться, и «Астон» стал заглядываться на развивающиеся рынки. Бывший генеральный директор «Ниссан» Энди Палмер, возглавивший «Астон Мартин» в 2014 году, разработал соответствующую стратегию.
Партнерство с «Мерседесом»
В 2016 году появились первые плоды технологического партнерства «Астона» и «Мерседеса»: новый DB11 оснастили мотором и электроникой «Мерседеса». В 2019 V8 Vantage, представленном в конце 2017 года, использовался твин-турбо V8 от них же, а также электронные и информационно-развлекательные системы.
В 2016 году компания также выпустил концепт AM-RB 001, который впоследствии стал гибридным суперкаром Aston Martin Valkyrie 2017 года в сотрудничестве с «Ред Булл». Название AM-RB 001 буквально означает «Астон Мартин» и «Ред Булл», причем 001 был первым проектом, над которым они сотрудничали. Имя Валькирия происходит от мифологических норвежских проводниц, которые вели воинов в Валгаллу. В 2019 году был анонсирован второй вариант, причем с 2023 года будет выпущено всего 85 таких машин. Автомобиль оснащен 6,5-литровым двигателем V12 с естественной аспирацией, настроенным компанией «Косворт», который производит около 1000 лошадиных сил в паре с электромотором, изготовленным на заказ компанией Integral Powertrain Ltd.
Приглашение легендарного дизайнера «Ред Булла» в Ф1 Эдриана Ньюи для создания гибридного монстра
Версия Valkyrie, предназначенная только для трека, была представлена на Женевском автосалоне в 2018 году, производство было ограничено всего 25 экземплярами. Получивший название Valkyrie AMR Pro, этот зауженный гонщик получил агрессивную аэродинамику, карбоновые тормоза в стиле «Формулы-1» и 18-дюймовые колеса.
Генеральный директор Энди Палмер планирует удвоить продажи в течение следующих нескольких лет благодаря новым продуктам и прочному финансовому положению, которое вывело компанию из убытков в прибыль. В августе 2018 года «Астон» объявил, что готов к давно обсуждаемому IPO, следуя по стопам конкурента «Феррари».
В конце 2018 года компания отметила очередную веху, представив Aston Martin DBX - первый кроссовер/внедорожник марки. В движение автомобиль приводится 4,0-литровым твин-турбо V8 Mercedes-AMG, который производит 542 лошадиные силы. Девятиступенчатая автоматическая коробка передач, также поставляемая «Мерседесом», является единственной опцией. «Астон» развивает максимальную скорость в 290 км/ч, а время разгона до сотни всего 4.3 секунды.
Перепродажа канадскому миллиардеру Строллу. Создание своей команды в «Формуле-1»
С 2016 по 2020 год «Астон Мартин» выступал в качестве спонсора «Ред Булл», что ознаменовало первое возвращение марки в «Формулу-1» с 1960 года. Первые успехи команды оказались разочаровывающими, и завод сместил акцент на гонки спортивных автомобилей. Сотрудничество принесло много подиумных финишей, но не чемпионских титулов. В 2020 году владелец команды «Рейсинг Пойнт» в «Формуле-1» Лоуренс Стролл приобрел 16,7 процента акций, и в сезоне 2021 года команду переименовали в «Астон Мартин». Aston Martin AMR21 был представлен в марте 2021 года, став первым автомобилем компании в «Формуле-1» за 61 год.
В июле 2022 года бренд представил первое обновление логотипа с 2003 года и всего лишь восьмое за 109-летнюю историю. Согласно пресс-релизу, обновленный логотип подчеркивает позицию компании как производителя самых изысканных автомобилей, вызывающих привыкание, и сосредоточен на новом девизе бренда: Intensity. Driven.