Монако'92. Мэнселл шел к 1-й победе, но за 7 кругов до финиша спустило колесо. В погоне за Сенной тот потерял сознание
Если Имола подтвердила, что «Уильямс-Рено» по-прежнему является доминирующей силой в гонках, то Монако послужило напоминанием о высочайшем классе Айртона Сенны и старой поговорке: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».
Как обычно, в квалификации «Макларен» не мог сравниться с «Уильямсом», но был достаточно быстр, чтобы провести борьбу в пределах досягаемости Патрезе и занять третье место. Напомню, что Сенна выиграл все Гран-при с 1989 года. Бразилец был достаточно умен, чтобы наброситься на итальянца в самом начале. «Я не хотел ущемлять Найджела, поэтому был немного осторожен», - признался Риккардо. Сенна ожидал этого, что стало отличным приемом психологической войны.
Он пристроился рядом, чтобы затормозить настолько поздно, насколько возможно, и пройти второго пилота «Уильямса», не врезавшись в заднюю часть первого. Это, в своем роде, стало залогом успеха. Ведь в то время, как Мэнселл набирал обороты и к половине дистанции вырвался вперед на целых 22 секунды, Сенна смог оставить позади его напарника, а значит некому было сегодня прикрывать тылы британца.
По ходу гонки у Патрезе возникли проблемы с машиной из-за избыточной поворачиваемости и напора Михаэля Шумахера, начавшегося с 22 круга гонки. Но если бы он оказался впереди Сенны, бразилец был бы поставлен в тупик так же, как и гонщик «Бенеттона». Айртон, конечно же, знал об этом, отсюда и такое большое усилие на старте.
Рывок Айртона на старте стал ключом к победе
Вы ничего не заметили необычного на фото выше? Очевидно, что же болид Сенны имеет большой крен, а вот у Патрезе его нет. Активная подвеска на FW14B работает фантастически, позволяя пилотам «Уильямса» ранее в субботу вести сражение за поул-позицию. Британец в итоге выиграл квалификацию благодаря одному из тех выдающихся кругов, которые он проехал в отсутствии трафика. Бертран Гашо на «Минарди» помешал напарнику проехать круги быстрее 1:20, тем не менее, сам Риккардо был вынужден признать, что просто не смог бы перебить время Найджела.
Обычно гонка развивалась по следующему сценарию. Риккардо боролся с другими пилотами, а в это время Мэнселл уезжал в закат. Никто просто не мог его догнать. В буквальном смысле все было в руках британца.
В прошлом году его критиковали за то, что он продолжал наращивать темп, устанавливал быстрейшие круги до самого конца, несмотря на размер своего отрыва. По иронии судьбы, на этот раз он сделал все наоборот. Вы спросите, а откуда мы это поняли? Ну хотя бы факт того, что на 59-м круге Найджел смог снять за круг сразу две секунды. В итоге вышло так, что на 71-м круге развернулась настоящая драма. Заезд на пит-лейн в Монако печально известен своей медлительностью, и по большинству расчетов, чтобы заехать туда без потери места, нужно иметь в запасе более 35 секунд. Когда на этом круге у Мэнселла все пошло наперекосяк, у него было всего 30 секунд отрыва над Сенной, причем восемь из них появились на 60-м круге, когда бразильцу пришлось практически остановиться из-за возвращавшегося на трассу после разворота Микеле Альборето на «Эрроуз».
Мистика в туннеле, стоявшая победы
Но почему пит-стоп? Что произошло в тоннеле на том круге, когда машина чувствовала себя так неуверенно?
Монако есть Монако. Одна из теорий гласила, что телевизионщики решили оживить гонку, проколов шину Мэнселлу в туннеле, чтобы скрыть следы преступления.
Британец заявил следующие: «Проезжая через туннель, я чуть не потерял болид. Задняя часть машины словно отключилась. Я сразу почувствовал, что у меня прокол. Проблема заключалась в том, что я был на полпути от боксов, поэтому мне приходилось ехать так медленно, что я потерял 15 секунд или около того, просто добираясь туда».
Посыпались разные теории. Представитель «Гудиер» Барри Гриффин подтвердил, что левое заднее колесо было накачано, когда Мэнселл въехал в боксы. Механики отбросили мысли о том, что ослабла колесная гайка. «И это был не ступичный подшипник. Найджел никогда бы не смог проехать круг за 1:21.598 секунды, если бы это было проблемой», — сказал Патрик Хед. «Но что-то вызвало заедание обода колеса и стойки, и мы обнаружили магниевую стружку от колеса там, где ее кто-то выточил».
Камень? Мог ли такой обломок на мгновение застрять и вызвать заклинивание колеса, когда он был выбит с силой, достаточной для того, чтобы оторвать часть обода, тем самым создав у Мэнселла впечатление, что задняя часть выключилась? В Имоле Патрезе не замечал прокол колеса целых полкруга, так как активная подвеска все компенсировала. Это может многое объяснить с учетом того, что обновление программного обеспечения для учета таких ситуаций не было еще готово.
Через несколько дней после события появились новые теории. «Колесо болталось», - подтвердил представитель. «Поэтому колесная гайка должна была ослабнуть. Это позволяло колесу тереться о тормозной суппорт, отсюда и стружка, которую мы нашли. На телеметрии нет ничего, что указывало бы на прокол. Все улики указывают на ослабленную колесную гайку, но невероятно, что она не оторвалась».
«Мы все еще выясняем причины, по которым гайка ослабла», — сказал Хед в следующий четверг. «Начиная с Венгрии 1987 года, мы приложили все усилия, чтобы избежать подобных вещей, и во всех наших гонках и тестах с тех пор у нас никогда не было никаких признаков проблемы. Приехать на пит-стоп было совершенно правильно. В противном случае он мог бы выехать на трассу на трехколесной машине».
Мэнселл отыгрывал несколько секунд за круг, но все равно этого оказалось мало
Возвращение Мэнселла вышло драматичным. Зрители, которые отчаянно нуждались в возбуждении после того, как в течение часа их веселила только погоня Шумахера за Патрезе, вскочили на ноги и закричали до хрипоты. Но все это было чистым театром. В кокпите «Макларена» Сенна мог видеть приближающегося Мэнселла, мог почти чувствовать, как он теряет секунду своего преимущества из пяти имеющихся, когда шины «Гудиер» наконец встали в температуру.
Но он знал, что все, что ему действительно нужно делать, это сохранять спокойствие, держаться линии и просто не поддаваться панике и не делать ничего необдуманного. Это равносильно тому, что предложить ему причесываться по утрам - для него это обыденность. Что облегчало задачу, так это тактика Мэнселла. «Всякий раз, когда я ожидал, что он бросит вызов, его не было», - говорит Сенна. «Он всегда оказывался не в том месте и не в то время».
«А чего тот ожидал?», - спросил другой гонщик. «Каждый раз, когда британец приближался к Сенне, то все, что он делал, это покрывал свои шины всем мусором, который был на траектории и за ее пределами. Найджел должен был отступить назад, а затем по-настоящему наброситься на Сенну, держаться на линии и попытаться подтолкнуть его к ошибке».
В итоге Сенна выключил ограничитель оборотов и продолжил сохранять спокойствие. На финишной черте из машины валил столб дыма, но победа с преимуществом в две десятых секунды уже была в кармане. Бразилец выиграл свой четвертый подряд Гран-при Монако вопреки шансам и здравому смыслу, а всего их было одержано пять! До этого такое количество побед здесь одержал Грэм Хилл.
Во время погони Мэнселлу посоветовали использовать самую обогащённую смесь (5-й режим мотора Renault RS3C), но он предпочел остаться на третьем режиме, так как машина работала идеально. Его проблема была не в оборотах, а в том, что именно Сенна определял, где он может прибавить, когда они в один ряд выходили из «Расскаса». В квалификации, или когда впереди были другие машины, трекшн-контроль «Уильямса» работал великолепно, но Сенна все равно оставался впереди. Мэнселл был сломлен впервые в сезоне.
Этот последний всплеск эмоций был очень нужен, ведь до этого 50-й Гран-при Монако был практически провальным. Патрезе явно не мог бросить вызов Сенне в борьбе за второе место. Лишь борьба Жана Алези и Михаэля Шумахера за четвертое место оживляла гонку. Как и в случае с Простом в 1990 году, когда француз выступал еще за «Тиррел», Алези поймал Шумахера на первом круге в «Мирабо» и прошел, но затем они оба столкнулись на 12 круге в «Левсе», когда немец контратаковал.
Позади ярко боролись Алези и Шумахер
Однако оба смогли продолжить гонку, в то время как Бергер, Брандл и Капелли, стоявшие в очереди сзади, покорно ждали окончания пантомимы Инцидент имел два последствия: Шумахер повредил переднее крыло своего B192 и немного ухудшил его управляемость, а у Алези была повреждены боковые понтоны и электроника. На болиде «Феррари» начались проблемы с переключением передач. Уже на 21-м круге Михаэль проехал мимо него в не менее драматичном месте – «Массне». Это не самое очевидное место для обгонов. Здесь требуется рассудительность и мужество, особенно учитывая, что это была первая гонка Шумахера в Монако, и он выступал против одного из нынешних асов.
Оба были просто поразительны в квалификации. Теперь, когда Шумахер оторвался, чтобы начать погоню за Патрезе, Жан неуклонно падал назад, пока его коробка передач совсем не отказала в шикане на 29-м круге. До этого момента, впрочем, как и во все выходные, гонщик превосходил машину.
А вот Иван Капелли никак не оправдывал статуса пилота «Феррари». На конкурентоспособной машине итальянец всегда хорошо проявлял себя как гонщик, но в нынешнем сезоне тот сам не свой. В Италии на него постоянно давят СМИ. Брандл на 19-м круге промахнулся в шикане и был вынужден поехать в боксы за заменой переднего крыла. Другим подарком для Капелли стал сход Бергера из-за проблем с мотором. Однако к 60-му кругу тот шел лишь на пятой позиции. Уже и второй пилот «Бенеттона» начинал его прессинговать, пройдя перед этим Эрика Кома («Лижье»), Агури Судзуки («Эрроуз»), Юрки Ярвилехто («Даллара), Кристиана Фиттипальди («Минарди»), Бертрана Гашо («Ларрус») и Альборето. Иван не выдержал давления и врезался в стену. Гонка на этом для итальянца завершилась.
Брандл прошел много пилотов и финишировал пятым
А вот Мартин проявился себя во всей красе, финишировав пятым после стольких трудностей.
Последнее очко заслуженно досталось Гашо, который отлично пилотировал машину на протяжении всего уик-энда и в итоге выиграл личную дуэль у Альборето, которая началась с момента начала предквалификации в четверг утром. Кстати говоря, Роберто Морено не только протащил болид Andrea Moda Judd в квалификацию, но еще и в гонку. Она закончилась отказом двигателя всего после 11 полных кругов, но это было на 11 кругов больше, чем на предыдущем Гран-при.
В то время как команда «Лижье» не может набрать очки уже 47 Гран-при. «Лотус» смог воспрять после отличной квалификации для Херберта и Хаккинена. Британец квалифицировался девятым и ехал на хвосте у Бергера, Брандла и Капелли, занимая шестое место, когда на подъезде к «Расскасу» его настигла нарастающая избыточная поворачиваемость. Финн также держался. Первым в гонке из 1:25 смог выйти Мэнселл, вторым Брандл, а третьим – Мика! К сожалению, его темп снизился, когда он потерял сцепление, и коробка передач сдалась от дополнительной нагрузки на 30-м круге.
Впервые в сезоне команда «Макларен» смогла выиграть Гран-при. По сообщениям команды «Уильямс», это стало возможным благодаря возросшей мощности моторов «Хонды».
Во время своего победного круга Сенна остановился на пит-лейне, чтобы обнять ликующего брата Леонардо, а затем продолжил путь на официальную встречу с принцем Ренье. В то время как Мэнселл предавался своей обычной послегоночной истерике, близкой к срыву. Британец даже всплакнул. Эта победа Сенны стала проблеском надежды на возможную интригу в сезоне 1992 года…
И чтобы вы понимали. Из 30 пилотов к гонке допустили 26. Из них классифицированы были только 12. В одном круге финишировала лишь первая пятерка. Патрезе отстал от Мэнселла и Сенны на 30 секунд. Хотя из обзоров вы могли догадаться уже, что раньше было и не так уж лучше…
При грубом округлении шанс финишировать в гонке в сезоне составлял в районе 30%!
Продолжение сражения ждет вас в июне в Канаде (7-й этап) и Великобритании (9-й этап), а вот в июле рассмотрим этап в Венгрии (11-й). Есть вариант с Францией, но там был очередной дубль «Уильямса» при сходе «Макларена» с Шумахером. Думаю, первый вариант будет интереснее…
В итоге так получилось, что Британский лев остался без побед в Монако за всю карьеру, но этому можно найти оправдание, потому как 5 гонок подряд выиграл Король Монако – Айртон Сенна. Была бы 7-я с учетом трех поулов подряд в сезоне 94-го? Этого мы уже никогда не узнаем…