5 смен регламента и громких провалов в «Формуле-1»: от «Ред Булла» Феттеля до «Уильямса» Сенны
Каждая команда радуется смене регламента, потому что надеется выиграть у соперников. Но с потенциальным вознаграждением приходит и риск, а это значит, что уровень производительности может как упасть, так и подняться.
Много раз в истории «Формулы-1» изменения в регламенте создавали условия для того, чтобы победители чемпионатов допускали ошибки, в результате чего им приходилось играть в догонялки по новым правилам.
Вот пять случаев, когда команда откатывалась назад после того, как неправильно воспринимала изменения правил.
Red Bull-Renault RB10 (2014)
После того, как в 2010-2013 годах Себастьян Феттель выиграл четыре подряд чемпионата пилотов и конструкторов, в 2014 году «Ред Булл» спустился с небес на землю.
Хотя они и выиграли три гонки с Red Bull RB10, все эти победы пришлись на дни, когда доминирующий «Мерседес» допускал ошибки. Это было впечатляющее падение. В основном это было следствием перехода с 2,4-литровых V8 на 1,6-литровые турбогибридные двигатели V6. В то время как «Мерседес» справился с этим изменением, «Ред Булл» оступился, в большей степени по вине мотористов из «Рено».
Сама машина, несмотря на изменения правил, коснувшиеся и шасси, сохранила большую часть аэрофилософии предыдущего года и хорошо работала в поворотах. Но чего ей не хватало, так это мощности и надежности.
Во время тестов «Ред Булл» проехал всего 1700 км за 12 дней, что отчасти было связано с проблемами с двигателем, а также с пожарами.
С мотором было много проблем. Был плох как MGU-K, так и MGU-H. В течение сезона работа гибридной составляющей все-таки улучшилась. Кроме того, силовой агрегат требовал высокого уровня охлаждения, а любой поток воздуха, используемый для охлаждения, не мог быть использован для создания прижимной силы.
Это был трудный год и начало трудного периода для «Ред Булл».
McLaren-Mercedes MP4-24 (2009)
В 2008 году борьба между «Маклареном» и «Феррари» за звание чемпиона мира, как известно, шла до победного конца в финале сезона в Бразилии. Льюис Хэмилтон выиграл титул, а «Феррари» завоевала титул конструктора, но в следующем году обе команды столкнулись с трудностями.
В 2009 году именно «Макларен» потеря больше всех. В первых восьми гонках сезона Хэмилтон смог лишь трижды протащить MP4-24 в первую десятку в квалификации. Результаты гонок были немного лучше, но «Макларен» все равно был плох. В том числе они не сделали двойной диффузор, который в итоге у них появился лишь к Гран-при Испании.
Изначально «Макларен» отставал на целых три секунды благодаря неправильному расчету уровня прижимной силы, достижимого в соответствии с новыми правилами. Также была выбрана неправильная аэродинамическая концепция.
В первой половине сезона пилоты смогли принести команде лишь 13 очков. Многие ошибки были устранены только к девятой гонке на Нюрбургринге. После этого машина поехала.
Хэмилтон смог победить в Венгрии и Сингапуре, а «Макларену» удалось вернуться на третье место, но время, проведенное в середняках, означало, что шансов на победу в чемпионате не было.
Ferrari F2005 (2005)
Доминирование Михаэля Шумахера и в «Формуле-1» оборвалось в 2005 году: единственную победу они одержали на Гран-при США, в котором стартовало всего шесть машин. Это произошло в основном из-за изменений в правилах использования шин.
Поздно было принято решение о запрете смены шин во время гонок (за исключением случаев проколов), что стало плохой новостью для «Бриджстоун». «Феррари», построившая тесные и чрезвычайно успешные отношения со своим поставщиком шин, пострадала в гонках без пит-стопов.
«Бриджстоун» предпочли более жесткую конструкцию боковины, что приводило к повышению температуры шин и заставляло их использовать более жесткие составы по сравнению с конкурентами из «Мишлен», которые имели более гибкие шины и, следовательно, большее сцепление. Одним изменением правил сильная сторона «Феррари» превратилась в слабую, поскольку их соперники на первых местах использовали резину «Мишлен».
Не обошлось и без других проблем. В попытке снизить скорость были также внесены аэродинамические изменения: поднято переднее антикрыло, заднее антикрыло сдвинуто вперед, уменьшена высота диффузора и срезан кузов перед задними колесами. Изменение диффузора было особенно значительным, поскольку оно сделало больший акцент на центральной секции и заставило «Феррари» перепроектировать коробку передач, отвлекая ресурсы, которые могли бы быть потрачены на лучшую интеграцию задней подвески с модифицированным диффузором.
После участия в первых двух гонках с адаптированной машиной 2004 года, F2005 появилась в Имоле. «Феррари» завершила сезон на третьей строчке.
Williams-Renault FW16 (1994)
После доминирования в двух предыдущих сезонах все ожидали, что в 1994 году «Уильямс» все еще будет командой, которая может победить. Но запрет на электронные "штучки", включая контроль тяги, активную подвеску и антиблокировочные тормоза, ударил по «Уильямсу» сильнее, чем ожидалось.
Их предыдущие машины, Williams FW14B 1992 года и FW15C следующего года, были разработаны на основе активной подвески. Это позволяло контролировать высоту подвески, чтобы удерживать автомобиль в положении, при котором он лучше всего работает с аэродинамической точки зрения. Пассивная подвеска означала потерю этого контроля и выявила проблемы, с которыми раньше не сталкивались.
FW16 был эволюцией своих предшественников, что было логично, учитывая, что аэродинамические правила не претерпели существенных изменений. Но вернули дозаправки.
Необходимость использовать пассивную подвеску выявляла слабое место. Когда машина касалась земли, она накланялась вперед сильнее, чем надо, что приводило, как позже скажет Эдриан Ньюи, «жестким и катастрофическим срывам». Решение, как только причина срыва была определена, заключалось в укорачивании боковых понтонов.
Хотя Дэймон Хилл почти выиграл чемпионат пилотов, в начале сезона машиной было трудно управлять, и только блестящая работа Айртона Сенны позволила ему занять поул-позишн в первых трех гонках до его трагической гибели в Имоле.
Михаэль Шумахер выиграл чемпионат для «Бенеттона», но «Уильямсу» удалось выиграть Кубок конструкторов.
Cooper-Climax T55 (1961)
В 1959-60 годах «Купер» был лидером с двигателем позади водителя, создав T51 и его преемника T53. Но "тонкий" T55 дизайнера Оуэна Мэддока (ниже), во многом являющийся эволюцией своего предшественника, был хорошо сбалансированной машиной, которой просто не хватало мощности, чтобы стать угрозой в борьбе за титул. Это произошло благодаря переходу с 2,5-литровых на 1,5-литровые двигатели, что также позволило «Феррари» вырваться вперед с легендарным "Акульим носом".
«Куперу» пришлось использовать четырехцилиндровый двигатель Coventry Climax большую часть 1961 года в ожидании новой версии V8. Он уступал двигателю «Феррари» около 35 л.с., что составляло большой процент доступной мощности, но когда двигатель V8 все-таки появился на Гран-при Германии, только для Джека Брэбхэма, он оказался не таким мощным, как ожидалось, и оказался ненадежным.
В восьми гонках 1961 года «Куперу» удалось финишировать только в одной в тройке лучших: Брюс Макларен занял третье место на четырехцилиндровом автомобиле в Монце.
Источник: Formula-1.