«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам
Но болельщики свистят.
«Дипломатии конец, – объявил шеф «Мерседеса» Тото Вольфф на Гран-при Сан-Паулу после дисквалификации Льюиса Хэмилтона. – Я не хочу стонать и жаловаться, потому что не так вижу спорт. Просто в этот уик-энд мы получили сразу несколько ударов по лицу – в пограничных ситуациях решения каждый принимались не в нашу пользу. И меня это очень злит».
Настрой босса семикратных чемпионов явно передался всей команде – она перешла на тактику «мелких подстав» в схватке за личный титул «Ф-1» и Кубок конструкторов с «Ред Булл». Особенно ярко их действия прорезались на Гран-при Саудовской Аравии – и вызвали даже бомбеж Макса Ферстаппена по радио.
Момент №1: торможение «Ред Булл» в режиме сейфти-кара
После включения режима виртуального автомобиля безопасности Валттери Боттас сбросил темп прямо перед №33 так, чтобы задержать соперника – и позволить Льюису Хэмилтону заехать на пит-стоп с абсолютно минимальной потерей времени. Казалось, финна непременно должны оштрафовать – ровно как самого №44 за задержку Даниэля Риккардо на Гран-при Бахрейна 2017-го.
«Валттери едет сильно медленнее установленного темпа, – жаловался по радио Макс Ферстаппен. – Нельзя такое разрешать!»
«Согласен, это какое-то #####, полное ######» – последовал ответ с мостика «Ред Булл».
«И такое запрещено правилами, абсолютно», – согласился и комментатор Sky Sports F1 – бывший пилот «Формулы-1» Мартин Брандл.
Почему же тогда Боттаса не наказали – и даже не запустили расследование? Как выяснилось, №77 все-таки не нарушал регламент! В такие моменты гонщики едут с оглядкой на так называемую «дельту»: на мини-сектора трассы отводят определенное время – например, в интервале от 15 до 20 секунд, и пилот получает штраф в случае непопадания в «окно». Боттас действительно немного отстал от Льюиса, но при этом все сделал по правилам – проехал по минимальной границе «дельты».
Да, «дельта» не действует за автомобилем безопасности, однако на пути к боксам Хэмилтон и Боттас еще не догнали пейс-кар, и потому на них все еще распространялось правило «дельт». Торможение Ферстаппена вышло полностью легальным – и дьявольски хитрым.
Момент №2: затяжка старта с прицелом на остывание шин и тормозов у Ферстаппена
Для успешных стартов в современной «Формуле-1» главную роль играют три фактора: оптимальный прогрев шин для лучшего сцепления, идеально разогретые тормоза для выигрыша точки замедления и получения инициативы в первом повороте, а также правильная точка «закусывания» контактов сцепления – чтобы внезапная пробуксовка не испортила все в самом начале. Последний пункт контролировать труднее всего, да и готовят его пилоты уже на решетке – «лепестки» под рулем не мнут весь прогревочный круг.
А вот тормоза и шины – другая история: именно для их активации и совершают тот самый внезачетный проезд. В процессе пилоты виляют, передавая температуру снаружи резины вовнутрь (в каркас – чтобы покрышка равномерно прогревалась), ускоряются и замедляются для оживления колодок – ведь чем горячее они будут, тем лучше сработают в точке первого замедления.
Потому половина проваленных стартов – не только ошибка со сцеплением, но и недогрев шин или тормозов. И иногда соперники замедляются сильнее лидеров, вынуждая тех дольше ждать перед светофором и терять несколько драгоценных градусов по Цельсию.
И Хэмилтон применил тактику мелкой задержки на обоих рестартах Гран-при Саудовской Аравии.
Причем в первый раз Льюис начал подготовку еще задолго до выезда на стартовую решетку: смотрите, как он резко замедлил пелотон – Макс вот здесь, скрыт табличкой с позициями.
Другой план – не такой наглядный из-за угла обзора, но все еще демонстративный.
На стартовой прямой Максу пришлось здорово сбросить скорость, чтобы хоть немного уравнять шансы
«Эй, он отстал больше, чем на 10 корпусов, так не позволено!» – возмутился Ферстаппен по радио.
Сработало: Макс провалил первые срыв с места, рулил в Хэмилтона в отчаянной попытке отбиться, срезал поворот – и в итоге вернулся на третье.
На втором рестарте – то же самое: посмотрите, насколько далеко Льюис отставал от Окона в самом начале круга?
Однажды Макс даже обогнал его от внезапности замедления – да и Эстебану приходилось постоянно сбрасывать, чтобы удержать хотя бы такой отрыв.
Временами француз даже пропадал из виду за поворотами – настолько уезжал вперед! А перед въездом на решетку было так.
Почему же Льюиса не наказали и даже не расследовали его хитрость? Потому что он опять попал в легальное поле: правило 10 корпусов действительно есть, но распространяется только за рестарт за автомобилем безопасности. А вот при возобновлении гонки с места оно не работает – в пункте 42.8 спортивного регламента есть уточнение об отмене ограничения. Гонщики могут контролировать темп как им угодно, и запрещается лишь хаотично ускоряться или тормозить (чтобы не вызвать аварии). А маневры Хэмилтона однозначно не выглядели хаотичными – скорее напротив, максимально продуманными. Даже формально прицепиться очень сложно.
Случай на Гран-при Катара: механики «Мерседеса» мешали пит-стопу Ферстаппена, «Ред Булл» ответил
Да, небольшие подколы начались еще до приезда в Саудовскую Аравию: на предыдущем этапе смельчаки из стана семикратных чемпионов заняли максимально дальнюю позицию во время заезда Ферстаппена – чтобы тот потерял пару секунд при въезде на смену шин.
«Ред Булл» ответил тем же во время пит-стопа Хэмилтона.
«Немного грубо от обеих команд, – поделился технический эксперт «Ф-1» Сэм Коллинс в шоу Weekend Debrief. – Обычно в «Ф-1» кто-то выходит и убирает инструменты – общепринятая вещь. Это не правило, просто обычай.
А теперь «Мерседес» стоит перед Ферстаппеном – ему приходится выбирать узкую траекторию и сильнее замедляться. Он теряет немного времени. Похоже, «Ред Булл» это увидел и отправил человека стоять со скрещенными руками и всем видом выражать «Я не сдвинусь!» Вот насколько сражение ожесточилось».
Мелкие подставы от «Мерседеса» случались и раньше – и тоже вписывались в регламент
Когда Вольфф громко заявляет о «конце дипломатии» – не верьте: ее и до этапа в Бразилии не существовало. Семикратные чемпионы постоянно использовали мельчайшие возможности и лазейки в правилах для выжимки дополнительных пары секунд – вспомните скандальное начало сезона с 29 выездами за пределы трека в Бахрейне! Тогда Льюис вынул из лазейки 4 секунды относительно Ферстаппена, а прикрыли дыру только после бурного возмущения «Ред Булл».
Да и специальное замедление Макса – не новинка для 2021-го: семикратный чемпион пользовался такой тактикой на Гран-при Венгрии в квалификации – и сорвал недовольство фанатов.
«Смотрите на игры, смотрите на игры! – прокомментировал бывший напарник Льюиса и чемпион 2016-го Нико Росберг. – Он ехал со скоростью не более 15 км/ч. Пытался замедлить Макса как можно больше, чтобы Ферстаппен начал круг с максимально холодными шинами».
Хэмилтон специально тормозил Ферстаппена ради поула. Сработало – и Льюиса тут же освистали трибуны
А идеальный пример «дипломатии» за пределами трека «Мерседес» продемонстрировал во время переговоров о переходе резервиста и бывшего боевого пилота «Ред Булл» Алекса Албона в «Уильямс». Семикратные чемпионы попробовали воспользоваться связью с клиентом (английская команда закупает у немцев моторы, коробки передач и пару второстепенных периферийных узлов) и заблокировать трансфер – публично требуя как минимум разрыва между Албоном и австрийской программой.
Вам кажется, будто к битвам за титулы схватка за место в «Уильямсе» не имеет отношения? Не совсем так: вообще-то Алекс – не просто резервист и третий пилот «Ред Булл», но еще и главный пилот симулятора. Он днями пропадает на базе в Милтон-Кейнсе в поисках верных настроек болида под Ферстаппена и Переса, тестирует технику для 2022-го, днями и ночами обрабатывает огромные объемы технической информации – а потом без отдыха летит на Гран-при и делится всеми последними апдейтами от инженеров.
Вклад Албона в настройки и победы публично признаны Кристианом Хорнером после Гран-при Монако – он прямо сказал, что работа №23 «помогла перевернуть ситуацию». Так что «шлагбаум» перед планами Алекса – лишний способ надавить и дестабилизировать ценного сотрудника главного соперника. Затянутые и напряженные переговоры с «Уильямсом» и «Мерседесом» явно действовали на нервы и самому Албону, и всем в «Ред Булл».
Конечно, англо-австрийцы тоже не идеальны: тот же Гельмут Марко обожает через прессу атаковать всех вставших на пути Ферстаппена к новой победе (и даже случайные «Макларены»). Но, кажется, никто больше «Мерседеса» не гордился монументальным рыцарским образом оппонента-джентльмена – по крайней мере, до заявления Тото Вольффа. И, судя по динамике, на финале в Абу-Даби можно ждать еще парочку невероятно изобретательных неприятных мелочей – но, безусловно, исключительно в рамках регламента, и никак иначе.
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon; globallookpress.com/HOCH ZWEI
Мерс самая мерзкая команда, которую когда либо видел в Ф1. А ещё недавно их бос, этот румынский недополяк, осмелился сказать, что в Ф1 не осталось джентльменов.....))) Хоть признался, уже хорошо))
Но это наверное другое, да?
Так и запишем
А самое смешное, что Мерс вынужден так себя вести, как описано в статье, имея быстрейшую машину за всю историю Ф1. Именно поэтому Макс войдёт в историю и без титула, а Льюиса будут вспоминать исключительно в контексте его 8-ми титулов, не помня никаких обстоятельств. Это настоящая война с абсолютным злом.
Да и Хэм знает чем кормить свою публику. Вышел в радужном шлеме и все такие какой герой он за ЛГБТ. Только Саудиты за это бабки и платили, чтобы чернокожий с радужным шлемом у них поездил, и показал для всего мира что арабы не такие дикари оказывается.
Если бы Льюис и правда был за ЛГБТ, то отказался приезжать в страны где их права ущемляют, заявив: "пока вы не уважаете ЛГБТ и не дает им право на свободную жизнь, меня в вашей стране не будет. Хоть Ф1 и готова за большие деньги проводить гран-при в вашей стране, но я гонять не буду ни за какие деньги." А по факту Льюис приехал погонял в радужном шлеме и показал, что саудиты круты и уважают лгбтшных негров.