В предыдущих сериях. Путь Португалии в Формуле 1
В королевских гонках совсем не новичок
Нынешний сезон королевских гонок поистине можно считать самым необычным за многие годы. По всем известным причинам многие трассы не смогли принять этап чемпионата. Вследствие чего в календарь вернулись автодромы, по которым болельщики успели соскучиться. Так, например, после долгого перерыва зрители вновь увидели болиды Формулы 1 на Нюрбургринге и ещё увидят в Имоле и Истанбул Парке. Некоторым трассам и вовсе впервые выпала честь принять этап Формулы 1. К ним относится и автодром Алгарве в Португалии.
На этой неделе Формуле 1 предстоит познакомиться с трассой расположенной в Портимане. Хоть автодром Алгарве и дебютирует в королевских гонках, а гран-при Португалии пройдет отнюдь не впервые. Болельщики со стажем должны помнить португальский этап в календаре, последний из которых прошел двадцать четыре года назад. В преддверии гонки в Портимане не лишним будет вспомнить путь Португалии в королевских гонках.
Боавишта и Монсанто-парк. Благородный поступок Стирлинга Мосса. Брэбем едва не погиб под колесами своего партнера.
Первый в истории гран-при Португалии прошел в 1958-ом году в Порту на трассе Боавишта. К тому моменту Португалия уже была знакома с миром королевских гонок. К 1958-ому году Португалия уже 6 раз принимала внезачетные гонки (4 из которых, как раз на трассе Боавишта), однако официальный этап в стране мореплавателей прошел впервые. Как потом оказалось, это был первый заход Португалии в Формулу 1.
В 1956-ом году в португальском автомобильном клубе возникла идея проведения у себя на родине официального этапа Формулы 1. На тот момент стационарного автодрома в Португалии не было. На проведение первого в истории гран-при Португалии претендовали две городские трассы, которые ранее принимали неофициальные этапы. Португальский автомобильный клуб выбирал между трассой Боавишта, что находится в городе Порту и трассой Монсанто-парк, которая находится в пяти километрах от Лиссабона.
Можно сказать, что это был ещё один виток соперничества двух крупнейших городов Португалии. В конечном итоге, в этой заочной дуэли за право проведения исторического этапа королевских гонок победил Порту. И первый португальский этап прошел на Боавишта.
Трасса Боавишта является, чуть ли не самой характерной городской трассой из тех, что принимали этапы Формулы 1. Можно сказать, Боавишта – воплощение словосочетания «городская трасса». Узкие мощеные улочки, брусчатка, трамвайные пути, проходящие через трассу, дома и фонари, прилегающие к дорожному полотну. За морскую тематику отвечает стартовая прямая, которая являлась по сути набережной, боксы и вовсе находились в нескольких метрах от пляжа. Эта трасса настолько романтична, что если бы Вуди Аллен когда-нибудь снимал про Формулу 1, действия фильма происходили бы именно на Боавишта. Частичку суровой реальности придавал разве, что рыбный комбинат, ароматы которого встречали пилотов в конце каждого круга.
Что касается спортивной составляющей гонки, то с этим первому португальскому этапу очень даже повезло. Сезон 1958 прошел под знаком противостояния Хоторна и Мосса. И этап в Португалии не стал исключением. К гонке на Боавишта (девятый этап из двенадцати) Мосс подошел лидером чемпионата, опережая Хоторна всего на одно очко. С самого начала этот этап не сулил ничего, кроме ожесточенной борьбы за титул двух английский джентльменов.
Стартовавший с поула Мосс, смог выиграть старт на влажной трассе и сохранил свое лидерство. Однако уже на втором круге в борьбе за лидерство его опередил Хоторн. Затем два англичанина начали отрываться от остального пелотона. На восьмом круге вновь произошла рокировка, и Мосс вернул себе лидерство. Далее из-за проблем с тормозами Хоторн не смог поддерживать темп Мосса и Стирлинг в гордом одиночестве помчался к победе.
В тот день Стирлинг Мосс был неудержим, на трассе ему не было равных. На финише гонки он сумел опередить на круг всех пилотов, кроме шедшего вторым Хоторна. Идущий на третьем месте Стюарт Льюис-Эванс, увидел клетчатый флаг сразу после победителя, гонка для него была окончена. По сути, в тот момент гонка закончилась и для Хоторна, ведь на его второе место не было претендентов. Только вот пилот Ferrari об этом не знал и гнал в полную силу. В итоге Хоторн ошибся в повороте, его болид развернуло, а двигатель заглох.
Драматизма этой ситуации придавали обстоятельства в виде последнего круга гонки и борьбы за титул с Моссом. Для того чтобы завести мотор, Хоторну пришлось проехать вниз по склону трассы. Только вот был один нюанс. В попытках реанимировать свой болид, пилот Ferrari поехал против направления движения. За подобные маневры Хоторн был дисквалифицирован сразу после гонки. Казалось бы, шансы Хоторна на титул серьезно уменьшаются. Но своё слово сказал главный герой этой истории – Стирлинг Мосс. Он настоял на отмене дисквалификации своего главного конкурента. Главным аргументом Мосса стал тот факт, что Хоторн ехал против направления движения за пределами трассы (по тротуару).
В итоге судьи амнистировали Хоторна и вернули ему завоеванные очки (6 за второе место и 1 за лучший круг). Так своим джентльменским поступком Мосс спас своего, по сути единственного соперника. Тем обиднее, что впоследствии это проявление спортивного альтруизма стоило Стирлингу Моссу чемпионского титула (на финише сезона Хоторн опередил Мосса на одно очко). Идеальный пример мужества и благородства. Первый в истории гран-при Португалии однозначно получился.
В следующем году наступила очередь Монсанто-парк, и гран-при Португалии прошел в пригороде Лиссабона. Как и Боавишта эта трасса и ранее принимала внезачетные этапы. А вот официальный гран-при здесь прошел в первый и последний раз. Трасса Монсанто-парк хоть и являлась городской, но всё же была не такой характерной, как Боавишта. Часть трассы проходила по территории парка (недаром это слово присутствует в названии), часть по дорогам общего пользования. В то же время Монсанто-парк были присущи и традиционные черты городских трасс, в виде неровного покрытия, кочек и трамвайных путей (в Португалии от них никуда не деться).
Единственная в истории гонка на Монсанто-парк началась относительно поздно – после обеда. Причиной тому послужило палящее португальское солнце, из-за которого и пришлось перенести старт гонки. По традиции с поула в Португалии стартовал Стирлинг Мосс, во всех смыслах главный герой предыдущего сезона. В сезоне 1959 за титул сражались уже Тони Брукс и Джек Брэбем. Именно с австралийцем и связан самый памятный эпизод гонки, едва не ставший трагичным.
Пройдя треть дистанции, Брэбем уверенно шел на втором месте, однако во время обгона кругового, болид австралийца развернуло и бросило на телеграфный столб. Затем болид отбросило обратно на трассу и Брэбем выпал из кокпита, прямо на дорожное покрытие. Проезжающий в этом месте Мастен Грегори чудом сумел среагировать и объехал своего партнера по команде. Звучит просто ужасающе, страшно представить себя на месте Джека. Кстати, именно Брэбем и стал чемпионом по итогу сезона. В том году фортуна явно была на стороне австралийца.
Что касается самой гонки, то победителем первого и последнего гран-при на Монсанто-парк стал Стирлинг Мосс. Финишировав уже в сумерках, Мосс второй год подряд праздновал успех на португальской земле. В следующем сезоне гран-при Португалии вернется на Боавишта, а Монсанто-парк попрощается с королевскими гонками, видимо уже навсегда.
Гран-при Португалии 1960-го года проходил в достаточно усеченном пилотском составе. Дело в том, что участие в гонке могли принять лишь те команды, которые получили приглашение от португальского автомобильного клуба. Начинался гран-при уже интересно. Благо самые быстрые команды пелотона всё-таки получили приглашение.
В гонке на Боавишта судьба вернула должок Джеку Брэбему, который едва не погиб на прошлогоднем этапе в Португалии, хоть и на другой трассе. При удачном стечении обстоятельств австралиец одержал пятую победу подряд. На втором круге гонки, занимающий второе место Брэбем ошибся, в результате чего откатился на восьмое место. Но вследствие механических проблем соперников, сумел выйти в лидеры гонки. Как впоследствии оказалось, именно эта победа принесла Джеку второй чемпионский титул (британские команды бойкотировали следующий этап в Италии и Брэбем стал недосягаем).
Кстати, достаточно символичный эпизод произошел со Стирлингом Моссом. Он оказался точно в такой же ситуации, как и Майк Хоторн двумя годами ранее. Точно также на болиде Мосса заглох двигатель, точно также Мосс пытался его завести путем движения вниз против направления движения, точно также после гонки Мосс был дисквалифицирован. Было лишь одно отличие – за английского джентльмена никто не заступился. Не нашлось в пелотоне такого же благородного пилота. Возможно, если бы Хоторн участвовал в той гонке, именно он и заступился бы за коллегу по цеху, тем самым ответив Моссу таким же достойным поступком. Но это всё кинематографические фантазии. В реальности джентльменство Мосса носило односторонний характер.
Это был последний гран-при Португалии на следующие двадцать четыре года. Уйдут в историю и колоритные городские трассы Боавишта и Монсанто-парк. Скорости в Формуле 1 росли и эти трассы уже не проходили проверку безопасности. На двоих они успели провести лишь три официальных гонки. Но даже этих трех гонок хватило, чтобы подарить нам захватывающие истории.
Эшторил. Дуэль Лауды и Проста. Первая победа Сенны.
Следующее соприкосновение Португалии с Формулой 1 случилось уже в 1984-ом году. Целых двадцать четыре года Португалия провела без королевских гонок. Возвращение в мир Формулы 1 состоялось благодаря трассе Эшторил, построенной в 1972-ом году. Это был первый самый, что ни на есть настоящий автодром в Португалии. Что Боавишта, что Монсанто-парк были всё-таки городскими трассами.
Если говорить о конфигурации трассы, то нельзя не отметить её схожесть с Каталуньей. За это Эшторил даже называют младшим братом испанской трассы. Изначально Эшторил принимал гоночные серии местного значения, а также этапы Формулы 2. И только лишь спустя двенадцать лет после открытия трассы, Эшторил принял этап Формулы 1, ради чего даже пришлось обновить автодром.
С дебютной гонкой Эшторил более чем повезло. Этап в Португалии завершал сезон 1984 и именно на Эшторил должен был определиться чемпион. В том сезоне за титул схлестнулись два легендарных пилота, партнеры по команде – Ники Лауда и Ален Прост. Возможно, тогда ещё в Португалии и не догадывались, какой же культовый этап им выпала четь принять.
К решающему этапу в Португалии Лауда опережал Проста на три с половиной очка. Алена однозначно подвела гонка в Монако за победу, в которой он получил половинные очки. Дело в том, что гонку в Монте-Карло пришлось завершить из-за дождя, а так как не было пройден 75% дистанции, пилоты получили половинные очки. Усложняло задачу Просту ещё и то, что одной лишь победы ему было недостаточно. Прост становился чемпионом при условии, что Лауда финиширует ниже второго места.
Квалификация сложилась достаточно удачно для Проста, он смог квалифицироваться на второй позиции, в то время, как Лауда смог показать только лишь одиннадцатое время. Однако для австрийца такие условия не были в новинку. Это вообще был тренд того сезона. Перед последним этапом Лауда лидировал в чемпионате, ни разу(!) не стартовав с первой позиции. Сейчас такое невозможно даже представить.
Старт решающего этапа сезона Прост провел не очень удачно. Ему удалось обогнать, стартовавшего с поула, Пике, но в то же время француз пропустил Росберга и Мэнселла. Однако темп McLaren позволил Алену на восьмом круге вырваться в лидеры гонки. Уверенно лидировав в гонке, Прост сделал всё, что от него зависело. Судьба чемпионства зависела от прорыва Лауды. Австриец в очередной раз вел ожесточенную борьбу, героически прорываясь наверх. И к середине гонки вышел на третье место.
Затем Лауда уперся в Мэнселла и двадцать кругов сидел на хвосте болида Lotus. Казалось бы, для Проста ситуация лучше некуда. Но на болиде британца произошла утечка тормозной жидкости, далее последовал разворот. На этом гонка для Мэнселла закончилась. Лауда спокойно пришел к финишу вторым и стал чемпионом. На финише сезона он опередил Проста всего на пол очка, тем самым установив рекорд по самому минимальному преимуществу над вице-чемпионом. Первый этап в Эшториле сразу же вошел в историю.
В следующем году гран-при Португалии проходил уже весной в самом начале сезона, став вторым по счету этапом в календаре. И вновь на Эшторил творилась история. В той гонке, на португальской трассе родилась целая эпоха. Эпоха «Волшебника».
Начинался этап уже достаточно неожиданно. С самого начала уик-энда новичок Lotus Айртон Сенна демонстрировал космический темп, опережая всех и вся. Именно после той гонки о Сенне начали говорить, как о будущем чемпионе. В субботу Сенна уверенно выиграл квалификацию, но всё самое интересное началось уже в воскресенье. Для начала Сенна уверенно выиграл старт на мокрой трассе и сохранил своё лидерство. Далее Айртон начал морально уничтожать соперников своей стабильностью, в условиях усиливающегося дождя. Пока соперники ошибались и вылетали один за другим, Сенна как будто бы вообще не замечал изменений в погоде. Не выдержал даже Ален Прост, который на прямой при попытке обгона отправил свой McLaren в отбойник.
Чем больше усиливался дождь, тем больше Сенна отрывался от преследователей. В тот день бразилец ещё раз заявил всему миру, что в дождь ему нет равных на трассе. Пилотам не удалось проехать полную дистанцию гонки, так как был исчерпан двухчасовой лимит. Благо было пройдено более 75% дистанции, и за свой триумф Сенна получил полные очки. Первая в карьере победа бразильского волшебника получилась поистине фееричной. На круг Сенна опередил третье место и привез целую минуту второму. Плюс ко всему, вместе с первой победой Сенна завоевал и первый Большой шлем. Второй год подряд гонка в Португалии становится эпохальной.
В будущем памятных моментов также хватало. Можно вспомнить как в 1989-ом году Найджел Мэнселл, будучи дисквалифицированным за движение задним ходом на пит-лейне, в борьбе за позицию вынес Сенну. Стюарды показывали британцу черные флаги, но то ли Мэнселл их не заметил, то ли просто решил проигнорировать. Кстати, имея в своем активе по три победы, Найджел Мэнселл и Аленом Простом являются самыми титулованными пилотами на Эшторил.
Что касается, Алена Проста, то именитый француз именно на Эшторил оформил свой четвертый и последний чемпионский титул. Для этого ему хватило финишировать на втором месте, чтобы за два этапа до конца чемпионата оформить титул. Кстати победу в той гонке одержал Михаэль Шумахер, которая стала для него единственной в сезоне 1993.
Помимо Сенны первую победу в карьере на Эшторил одержал ещё и Дэвид Култхард. А последний на данный момент гран-при Португалии выиграл другой пилот Williams – Жак Вильнев. Гонка, прошедшая в 1996-ом году стала последней для Эшторил в Формуле 1. Со временем трасса перестала соответствовать требованиям безопасности и исчезла из календаря королевских гонок. Вместе с Эшторил мир Формулы 1покинула и Португалия. И только лишь в этом году, спустя двадцать четыре года Португалия снова примет этап Формулы 1. Алгарве станет четвертой португальской трассой, на которой пройдет этап королевских гонок. Как показывает практика, дебютные гонки на португальских трассах проходят на ура. Нам остается надеяться, что в эти выходные это правило вновь сработает.