Пилоты с наибольшим количеством гонок перед первой победой
Тернистый путь
Несколько месяцев назад в этом блоге вышла статья о пилотах с наибольшим количеством гонок без побед. Та статья как бы предвосхищала потенциальный антирекорд Переса, который в обозримом будущем должен был возглавить рейтинг «невезучих» пилотов.
Однако Серхио взял и неожиданно для всех одержал победу в одной из самых зрелищных и драматичных гонок последних лет. Таким образом, Перес навсегда обезопасил себя от зловещего антирекорда, попутно установив новое достижение.
Первую победу в Формуле 1 Перес одержал в своей аж 190-ой гонке в карьере. Так Серхио вошел в историю, как пилот, которому потребовалось наибольшее количество гонок перед первой победой.
Давайте же в честь этого вспомним первую десятку самых настырных и терпеливых пилотов, которые так долго шли к своей первой победе.
91-ая гонка.* Жан Алези. Гран-при Канады 1995.
*Здесь и далее будет указываться гонка, в которой пилот одержал первую победу
Свою первую победу Алези мог одержать на несколько лет раньше. Благодаря эффектному дебюту за Tyrrell Алези сумел привлечь внимание Williams и в 1990-ом году сэр Фрэнк предлагал Жану трехлетний контракт.
Однако по итогу Алези подписал контракт не с Williams, а с Ferrari. Тут сказалось, прежде всего, промедление со стороны Williams с подписанием контракта, что изрядно тревожило Жана. Плюс ко всему свою роль сыграла форма Ferrari в сезоне 1990, да и к тому же не нужно забывать о происхождении Алези, для этнического итальянца выступать за Ferrari – мечта.
Все эти факторы стали причиной, пожалуй, главной ошибки в карьере Алези. Так уж вышло, что приход Алези в Ferrari совпал с одним из самых сложных и неоднозначных периодов в истории скудерии. И если в 1990-ом году перед подписанием контракта с итальянской командой Жан восхищался скоростью болида Ferrari, то в дальнейшие годы приходилось только расстраиваться и сожалеть.
Перейди Алези в Williams и свою первую победу он наверняка бы завоевал на пару лет раньше. За рулем Williams в начале 1990-х Алези однозначно мог бы рассчитывать на регулярную борьбу за победы, а может даже и за чемпионство. Вместо этого вместе с Ferrari Жан боролся в лучшем случае за подиумы.
Ситуация несколько улучшилась в сезоне 1994, когда конструкторам Ferrari удалось построить третий по скорости болид пелотона. При определенных проблемах у лидеров в отдельно взятой гонке пилоты скудерии могли рассчитывать на победу.
Однако чтобы рассчитывать на победу при проблемах Williams и Benetton нужно самим соответствовать идеалам надежности. Чего конечно нельзя было сказать про Ferrari в сезоне 1994. На гран-при Германии первый ряд стартового поля заняли Бергер и Алези. Казалось бы, вот он шанс побороться за победу, но надежности болида Алези хватило только лишь на один круг. Обиднее этот сход делает тот факт, что его напарник – Бергер выиграл гонку на Хоккенхайме пролидировав всю дистанцию.
Следующий шанс на победу выпал Алези уже на гран-при Италии всё того же 1994-го года. Первый в карьере поул наверняка внушал Жану определенные надежды. Ему даже удалось удержать лидерство на старте. К сожалению, для пилота Ferrari сказка продолжалась всего 14 кругов, ровно до тех пор, пока не отказала коробка передач.
Свою долгожданную победу Алези удалось завоевать уже в сезоне 1995 на гран-при Канады. Перед стартом гонки пилот Ferrari уж точно не являлся одним из фаворитов. Тем не менее, уже на старте Алези опередил партнера по команде Бергера. Вылет Култхарда позволил Жану подняться ещё на одну позицию, а затем так вообще был пройден Деймон Хилл.
Впереди оставался только Шумахер, который уверенно шел к очередной победе и, казалось бы, весь мир вновь станет свидетелем триумфа Михаэля. Однако за 10 кругов до финиша коробка на болиде Шумахера дала сбой и застряла на третьей передаче.
Немцу пришлось заехать в боксы для устранения неполадки путем смены руля и перезагрузки бортовой электрики. Так Алези вырвался в лидеры, спокойно проехал оставшиеся круги и впервые в карьере завершил гонку на первом месте. И всё это в его 31-й день рождения. Пожалуй, таким счастливым на свой день рождения он не был даже в детстве.
95-ая гонка. Тьерри Бутсен. Гран-при Канады 1989.
1988-ой год стал одним из самых провальных в истории Williams. В том году для команды завершилась славная веха сотрудничества с Honda, и ещё не началось сотрудничество с Renault. Так и получилось, что в сезоне 1988 Williams использовал двигатель Judd, который, по сути, поставил крест на каких-либо перспективах команды.
В том же 1988-ом Найджел Мэнселл подписал контракт с Ferrari, и сэру Фрэнку предстояло найти замену, уходящему британцу. В итоге выбор пал на Тьерри Бутсена, который проводил просто блестящий сезон за рулем Benetton.
К счастью для Тьерри мотор Renault исправил ситуацию и в сезоне 1989 Williams вернулся в число быстрейших команд пелотона. Так Бутсен впервые в карьере получил в свое распоряжение болид способный бороться за победы. Тьерри не заставил руководство Williams долго ждать результата и одержал победу уже в шестой гонке за новую команду.
Гонка в Монреале проходила в условиях переменчивой погоды. Дождь то прекращался, то снова начинал лить. В таких условиях лучше всех сработали стратеги Williams. Долгое время на победу претендовал напарник Бутсена – Патрезе. Однако, несмотря на удачную тактику капитанского мостика Williams Сенна всё-таки сумел обогнать Патрезе ближе к концу гонку.
Затем уже и Бутсен опередил своего напарника и поднялся на вторую строчку. Казалось бы, Сенна мчится к очередной победе, но за 3 круга до финиша на McLaren бразильца не выдержал мотор. Так Тьерри вышел в лидеры и спустя 3 круга одержал свою первую победу в карьере, став вторым в истории бельгийцем после Жаки Икса, выигравшим гонку Формулы 1.
96-ая гонка. Мика Хаккинен. Гран-при Европы 1997.
Достаточно неожиданно видеть Хаккинена в подобном рейтинге. Всё-таки двукратный чемпион мира. Да и в историю он вошел, как главный соперник великого и ужасного Михаэля Шумахера. Их легендарные баталии стали настоящим украшением для королевских гонок.
В Формуле 1 Хаккинен дебютировал в 1991-ом году, за 7 лет до великого противостояния с Шумахером. И в отличие от Михаэля эти 7 лет он провел за рулем не самых конкурентоспособных болидов. Середина 1990-х стала для McLaren некой зоной турбулентности. В этот период команда была одним из лидеров второго эшелона пелотона. Только лишь в 1997-ом McLaren вернулся к борьбе за победы, пока что исключительно в отдельно взятых гонках.
Заключительный этап сезона 1997, проходивший в Хересе, прежде всего, был ознаменован ожесточенной борьбой за титул между Шумахером и Вильневым. И вот как раз таки благодаря сражению за чемпионство двух вышеупомянутых господ Хаккинену удалось одержать первую в карьере победу.
В тот день Шумахеру никак нельзя было финишировать позади Вильнева, ведь в таком случае чемпионом становился канадец. Именно поэтому когда Жак предпринял попытку атаки на лидировавшего Михаэля, Шумахер отважился на таран и попросту вывернул руль в сторону болида Williams. Такой неожиданный маневр не обернулся успехом для Шумахера. Словно эффектом кармы его болид отправился в гравий, где и закончил чемпионат, а Вильнев как ни в чем не бывало, направился выигрывать титул.
На последнем круге два болида McLaren догнали без пяти минут чемпиона, и Вильнев, решив не испытывать судьбу (для титула канадцу хватило бы и одного очка), взял да и пропустил Хаккинена с Култхардом. Так за несколько поворотов до конца гонки Хаккинен вышел в лидеры и благополучно одержал первую в карьере победу.
В тот день по понятным причинам центром внимания был отнюдь не победитель – Хаккинен, главной персоной того дня был Вильнев. Однако свою порцию внимания Мика ещё получит, причем уже в следующем году.
110-ая гонка. Джанкарло Физикелла. Гран-при Бразилии 2003.
Последний итальянец, побеждавший в королевских гонках. Весной этого года исполнится аж 15 лет с момента звучания итальянского гимна в честь пилота. Изначально казалось, что сезон 2003 не сможет принести итальянскому пилоту никаких положительных эмоций. В своё распоряжение он получил Jordan EJ13 один из самых медленных болидов пелотона. Настолько недееспособной машины у Джанкарло не было со времен дебютного сезона за Minardi.
Сезоны 2005 и 2006 Физикелла провел в чемпионском Renault, но по иронии судьбы свою первую победу он одержал именно за рулем Jordan EJ13. Сам факт победы на болиде Jordan в 2003-ем году уже как бы намекает на безумный характер той гонки.
В тот день над Интерлагосом лил самый настоящий бразильский ливень. В таких погодных условиях избежать большого количества аварий было практически невозможно. Одна из аварий так вообще привела к остановке и досрочному завершению гонки. Марк Уэббер разбил свой болид в последнем перед стартовой прямой повороте, а Фернандо Алонсо проигнорировав желтые флаги, зацепил обломки болида Jaguar и влетел в стену, разнеся часть защитного ограждения из шин.
Дело в том, что за несколько кругов до остановки гонки ещё не заехавшие на пит-стоп Райкконен и Физикелла вышли в лидеры. Ключевым в этой ситуации стало то, что благодаря полупустым бакам Джанкарло удалось выдержать темп Райкконена и не отстать от лидера. И буквально за круг до аварии Уэббера Физикелла воспользовался ошибкой финна в повороте и вышел в лидеры гонки.
Ну а далее в дело вступает её величество бюрократия. Согласно правилам победителем гонки становился пилот, лидировавший за 2 круга до остановки. Так сначала победителем признали Райкконена, всё потому что гонка была остановлена на 55-ом круге, а на 53-ем круге лидировал как раз таки Кими.
Однако в Jordan и не думали сдаваться и подали апелляцию на решение судей. В этой самой апелляции говорилось, что Физикелла успел начать 56-ой круг в качестве лидера. Соответственно классифицировать пилотов нужно по результатам именно 54-го круга. Именно на этом круге итальянец вышел на первое место. В итоге апелляция Jordan была удовлетворена, и Физикелла был признан победителем гран-при Бразилии.
В пятницу, перед следующим этапом в Сан-Марино состоялась церемония обмена кубками между Физикеллой и Райкконеном. И спустя 2 недели после гонки в Бразилии, Джанкарло наконец-таки получил свой кубок победителя. Вот таким скомканным и сумбурным был первый триумф Физико в королевских гонках.
111-ая гонка. Нико Росберг. Гран-при Китая 2012.
6 лет потребовалось Нико Росбергу чтобы пройти путь от дебюта до первой победы в королевских гонках. Дебютировав за Williams в статусе одного из самых перспективных пилотов поколения, Нико провел 4 сезона за команду сэра Фрэнка. Ну а затем последовал переход, предопределивший дальнейшую карьеру Росберга.
Перейдя в конце 2009-го в Mercedes, Нико застал процесс становления немецкого концерна в статусе заводской команды. За 7 лет проведенных в Mercedes Росберг успел стать чемпионом мира, одержать 23 победы и застать эпоху доминирования немецкой команды. Однако свою самую первую победу Нико одержал ещё до тех времен, когда у Mercedes не было конкурентов на трассе.
В отличие от предыдущих героев нашего рейтинга свой первый приз за победу Росберг выиграл относительно спокойно, хотя начало сезона 2012 выдалось по-настоящему ураганным. Сейчас такое невозможно представить, но 9 лет назад первые 7 гонок сезона выиграли 7 (!) разных пилотов.
На третьем этапе в Китае пилоты Mercedes демонстрировали потрясающий темп. В субботу Росберг завоевал первый в карьере поул, а уже в воскресенье достаточно уверенно пришел к финишу первым, пролидировав практически всю дистанцию гонки.
Помимо того, что эта победа стала первой в карьере Росберга, она ещё стала и первой после возвращения Mercedes в качестве заводской команды. Долгий путь Росберга к победе, как раз из тех случаев, когда первый триумф стал одним из многих.
113-ая гонка. Дженсон Баттон. Гран-при Венгрии 2006.
Случай Дженсона Баттона весьма интересный, хотя бы, потому что он взял 3 поула для того, чтобы выиграть свою первую гонку стартовав с 14-го места. С 2004-го по 2006-ой Баттон стабильно выигрывал по одной квалификации в сезоне. К сожалению, каждый раз для реальной борьбы за победу не хватало гоночного темпа.
Логичнее всего было бы ожидать первой победы британца в 2004-ом году. Именно в сезоне 2004 BAR сумел построить второй по скорости болид пелотона. Однако в тот год одержать победу смог McLaren, Williams, Renault, но никак не BAR. Баттон стабильно штамповал подиумы, но воспользоваться проблемами Ferrari ни разу за сезон не удалось.
И вот наконец-то на гран-при Венгрии 2006-ого фортуна улыбнулась Дженсону, хотя тот уик-энд для британца начинался не очень удачно. В субботу утром на болиде Баттона сгорел мотор, что сулило ему штраф в 10 позиций. Так, несмотря на удачную квалификацию Дженсону пришлось стартовать с 14-ой позиции.
Ну а в воскресенье главным действующим лицом на Хунгароринге стал дождь. Непривычные для здешних мест погодные условия явно благоволили Баттону. С самого начала гонки британец начал размеренно и методично отыгрывать одну позицию за другой, и к седьмому кругу уже обгонял Михаэля Шумахера в борьбе за 4-ое место.
К моменту появления сейфти-кара на 26-ом круге (стартовавший с первого места Райкконен налетел на кругового Льюцци) Баттон уже шел на 2-ом месте. После рестарта Дженсон начал несколько отставать от лидирующего Алонсо. Однако во второй половине гонки Баттону удалось ликвидировать отставание и подъехать вплотную к испанцу.
После того, как Алонсо заехал в боксы за сликами, в лидеры гонки вышел Баттон. Казалось бы, вся борьба за победу впереди, но плохо закрепленное правое заднее колесо заставило Фернандо закончить гонку. До первой победы Баттона отделяли 19 кругов. Спокойно преодолев, оставшуюся часть дистанции Дженсон отпраздновал триумф. Через 3 года он станет чемпионом, но эта победа, пожалуй, так и останется одной из самых запоминающийся.
119-ая гонка. Ярно Трулли. Гран-при Монако 2004.
Пожалуй, можно сказать, что за пятнадцатилетнюю карьеру в Формуле 1 Ярно Трулли толком и не выпало шанса всерьез побороться за высокие места. В амбициозном проекте Toyota на амбициях всё и закончилось, а Renault он застал в стадии становления, покинув команду за год до триумфа. Тем не менее, именно в Renault Трулли и удалось одержать свою единственную победу в карьере.
Для Трулли гоночный уик-энд на лазурном берегу складывался как нельзя лучше. В субботу, выиграв квалификацию, он сделал весомый вклад в воскресный триумф. Можно сказать, по итогам субботы у Трулли было всё для победы. Старт с поула, узкая городская трасса и, конечно же, оборонительные навыки, по этому показателю он был одним из лучших в пелотоне.
В то воскресенье удача была явно на стороне Ярно. Уверенно стартовав, Трулли возглавлял пелотон практически всю дистанцию, суммарно отдав лидерство только лишь на 5 кругов гонки. После того, как главный преследователь итальянца – Алонсо закончил гонку аварией в тоннеле, на трассе появилась машина безопасности.
Как только сейфти-кар начал собирать пелотон, Трулли заехал в боксы, пропустив вперед Шумахера. Однако Михаэль лидировал не долго. Всё в том же злополучном тоннеле его поддел Монтойя. На этом закончилась беспроигрышная серия пилота Ferrari, длившаяся 5 гонок.
После всех эксцессов у Ярно по сути не осталось конкурентов. Лишь на последних кругах к нему вплотную приблизился Баттон, но обогнать Трулли, да ещё и в Монако – задача очень сложная.
123-ая гонка. Рубенс Баррикелло. Гран-при Германии 2000.
Поклонникам Формулы 1 Баррикелло запомнился, прежде всего, как верный соратник Михаэля Шумахера. Рубенсу посчастливилось стать частью самого успешного периода в истории легендарной команды. Именно в Ferrari Баррикелло стал одним из самых известных ярко выраженных вторых пилотов в истории королевских гонок.
И этот факт ни в коем случае не говорит о том, что Рубенс медленный пилот и не потянул уровень топ-команды. Напротив, бразилец достойно справлялся со своими обязанностями, принося гигантскую пользу своей команде.
Выступая за Jordan и Stewart, Баррикелло был несколько далек от борьбы за победы. Перейдя в Ferrari спустя 7 лет после дебюта в Формуле 1, Рубенсу наконец-таки выпал шанс побороться за самые высокие места.
Триумфальный этап в Германии поначалу не сулил бразильцу ничего позитивного. В субботу из-за проблем с электросистемой Рубенс смог квалифицироваться только лишь на 18-ой позиции. Казалось бы, по традиции борьба за победу развернется между Шумахером и двумя пилотами McLaren. Однако в тот день фортуна решила вернуть бразильцу должок.
Уже в первом повороте Физикелла вынес Шумахера. С того момента честь Ferrari в гонке защищал только Рубенс. С самого старта Баррикелло помчал вперед и к 16-ому кругу он прорвался уже на третье место. Тем не менее, лидировавшие Хаккинен и Култхард всё ещё казались недосягаемыми.
Однако далее всех ждал достаточно интересный сюжетный твист. На трассу выбежал некий мужчина в белом плаще, по совместительству попавший под сокращение работник завода Mercedes. Создав опаснейшую ситуацию попутно привлекая внимание общественности к остросоциальной проблеме, отчаянный болельщик вынудил дирекцию гонки выпустить на трассу машину безопасности.
Сейфти-кар умножил на ноль отрывы пилотов McLaren от остального пелотона. В то же время, Хаккинен сохранил лидерство после волны пит-стопов и по-прежнему выглядел главным фаворитом на победу. Ближе к концу гонки настало время второго сюжетного твиста, над Хоккенхаймом пошел дождь.
Практически все пилоты лидирующей группы ринулись в боксы за дождевой резиной. Один лишь только Баррикелло оставался на сликах. Нужно отметить, что не все участки трассы были влажными, например длинные лесные прямые оставались сухими, благодаря которым Рубенс мог отыгрывать то, что терял на влажных участках трассы.
Тактика капитанского мостика Ferrari вкупе с безошибочным пилотажем бразильца на сликах в дождь стали ключом к первой победе в карьере Баррикелло. На подиуме он не смог сдержать эмоций и показал всему миру слезы счастья.
130-ая гонка. Марк Уэббер. Гран-при Германии 2009.
До декабря 2020-го года именно путь Марка Уэббера к первой победе считался самым долгим. Целых 11 лет он удерживал рекорд по наибольшему количеству гонок перед первой победой. Проведя 7 сезонов в не самых конкурентоспособных командах, в 2009-ом году австралиец наконец-таки смог по-настоящему раскрыть свой потенциал.
В 2007-ом году перейдя в Red Bull, Уэббер пополнил ряды команды-середняка. Хотя уже тогда австрийская команда позиционировала себя, как весьма серьезный и амбициозный проект. И уже в сезоне 2009 амбиции Red Bull начинали преобразовываться в результат на трассе.
Начало сезона складывалось для Уэббера достаточно неплохо, но нельзя сказать что идеально. По итогам первых восьми этапов напарник австралийца – Феттель уже имел в своем активе 2 победы. Плюс ко всему Себастьян раз за разом оказывался быстрее Уэббера в квалификации.
На гран-при Германии, проходившем на Нюрбургринге, баланс сил наконец-таки качнулся в пользу австралийца. В субботу Уэббер выиграл первый в карьере поул. Видимо только так можно было опередить Себа в квалификации.
Старт гонки для Уэббера получился очень даже событийным. Сначала он достаточно агрессивно смещался в сторону Баррикелло, когда бразилец обгонял его на первых метрах гонки. Ну а в первом повороте австралиец поддел заднее правое колесо Хэмилтона и организовал Льюису прокол. Так на одного претендента на победу стало меньше.
Маневры Уэббера в сторону Баррикелло судьи не оценили, и наказали австралийца проездом по пит-лейну. К счастью для Марка полученный штраф глобально не повлиял на расклад сил на трассе. Пилот Red Bull по-прежнему продолжал бороться за победу с Рубенсом Баррикелло.
Ключевой в этой гонке стала заминка во время пит-стопа бразильца, после которой он вернулся на трассу только лишь пятым, по сути, выбыв из борьбы за победу. В свою очередь Уэббер спокойно довершил начатое и одержал первую победу в карьере, попутно установив рекорд, который держался целых 11 лет.
190-ая гонка. Серхио Перес. Гран-при Сахира 2020.
Вот мы наконец-то и подобрались к нашему рекордсмену. В некоторой степени победу Переса можно расценивать, как торжество справедливости. Будто бы этой победой Серхио воздалось за все неудачи.
Свою первую победу Перес мог одержать ещё в 2012-ом году, в своем втором сезоне в королевских гонках. К сожалению, ошибка в самый ответственный момент перечеркнула все шансы Серхио на триумф.
Следующая неудача постигла мексиканца при выборе варианта продолжения карьеры. Во всё том же 2012-ом на руках у Переса было сразу 2 предложения от топ-команд. Ferrari и McLaren желали видеть Серхио в своих рядах. В конечном итоге мексиканец выбрал McLaren и совершил одну из самых больших ошибок в карьере. Ведь именно в 2013-ом году серебряные стрелы начали входить в крутое пике.
Далее в карьере Переса появляется Force India. Команда неплохая, но о борьбе за победы не шло и речи. Тем не менее, мотивации Серхио хватало, и из года в год он показывал достойные результаты. Проведя в команде 7 лет, Перес застал смену владельцев, смену названия и вообще смену вектора развития. И в 2020-ом году, несмотря на действующий контракт, оказался не нужен команде.
Справедливо ли это? Вряд ли. Формула 1 вообще не место, где принято произносить такие слова. Однако случай с Пересом особенный, и декабрь 2020-ого года это только лишь подтверждает.
Свою победу Перес одержал, словно с благословения гоночных Богов (а они существуют). Тут можно вспомнить и инцидент на первом круге, после которого Чеко мог завершить гонку, и героический прорыв мексиканца, ну и, конечно же, неожиданный перформанс механиков Mercedes.
В конце концов, пройдя через все трудности и испытания, Перес всё-таки поднялся на верхнюю ступень пьедестала. Самый настоящий хэппи-энд, а в сцене после титров Чеко подпишет контракт с Red Bull, но это уже завязка на сиквел.