15 мин.

Формула Суперлига. Странная попытка объединить гонки и футбол

Спартака здесь не будет

Порой некоторые идеи кажутся насколько интересными настолько же и безумными. История автоспорта помнит серии с достаточно своеобразными концепциями. Например, «А1 Гран-при», эта серия стала неким кубком мира по автоспорту среди национальных команд. В первый и последний раз (гонка чемпионов не в счет) победителем чемпионата становился не пилот, а сборная страны. Или же серия «Гран-при Мастерс», в которой могли принимать участие исключительно бывшие пилоты Формулы 1. Состав пилотов был более чем достойным (Найджел Мэнселл, Эмерсон Фиттипальди, Рикардо Патрезе, Алан Джонс и т.д.). Но всё же среди всех оригинальных серий особняком стоит Формула Суперлиги. Экстравагантность этой серии придает идея совместить гонки с футболом. На первый взгляд идея дикая, да и на второй тоже. Однако так считали не все.  

Начало. Первая попытка обернулась провалом. Главная идея - привлечь в серию грандов.

Впервые подобная идея зародилась за несколько лет до старта Суперлиги. В 2000-ом году мир узнал о создании гоночной серии «Премьер 1 Гран-при». Концепция серии заключалась в слиянии гоночных и футбольных команд. То есть гоночные команды должны были на трассе представлять футбольные клубы. У такой занимательной идеи, конечно же, был автор - британец Робин Уэбб. Чем он руководствовался догадаться нетрудно. Ни для кого не секрет, что футбол с большим запасом является самым популярным видом спорта. Обладая этой сенсационной информацией, предприимчивый британец решился на достаточно дерзкий шаг - привести в гонки уже готовую фан-базу футбольных клубов.

И тут возникает вопрос. А почему же футбольные болельщики, так резко должны начать смотреть гонки? Безусловно, Робин Уэбб рассчитывал, что в новой гоночной серии футбольные фанаты увидят продолжение противостояния, но уже за пределами футбольного поля. Иными словами болельщики Милана на трассе тоже увидят Милан, а если он будет бороться с Интером, чем вам не дерби в новой плоскости. Именно на это рассчитывал Уэбб.

Изначально планировалось завлечь в серию самые популярные на тот момент клубы Европы и Южной Америки. Первый сезон серии должен был стартовать в 2002-ом году. Организаторы определились с календарем (10 этапов из них всего 2 за пределами Европы) и даже нашли инвестора в лице Колина Салливана (выделил 25 миллионов долларов на развитие проетка). Осталось только заинтересовать футбольные клубы участием в гоночной серии.

Этот пункт стал для Робина Уэбба самым сложным. Ему нужно было доступно объяснить руководителям футбольных клубов надобность участия в гоночной серии. Хотя стоит отметить, что аргументы у британского энтузиаста были, самый главный из которых - бесплатное участие для футбольных клубов. То есть футбольные клубы на эту серию не тратили ни копейки. Все расходы должны были брать на себя гоночные команды, которые попросту раскрашивали свой болид в цвета клуба и в дальнейшем защищали на трассе его честь. Плюс ко всему футбольным клубам разрешалось наносить на болиды своих спонсоров. И это ещё не все аргументы, также клубы получали часть всех доходов.

Несмотря на весьма комфортные условия, футбольные клубы не стремились соперничать на трассе. К 2002-ому году своё участие в чемпионате подтвердили только 2 клуба – Бенфика и Лидс. Однако даже не это помешало проведению первого чемпионата. Дело в том, что компания Reynard, которая должна была обеспечить всю серию болидами, обанкротилась весной 2002-го года. Естественно без болидов проведение чемпионата невозможно. Так первый блин оказался комом.

Несмотря на перенос старта чемпионата сначала на 2003-ий, а потом и на 2004-ый год Робин Уэбб и не думал отчаиваться, продолжая вести переговоры с клубами. Так со временем на участие в серии согласились такие клубы, как Андерлехт, Валенсия, Лион, Фейенорд, Челси. Однако главный спонсор проекта Салливан был настроен не так оптимистично. В конце концов, ему надоело выбрасывать деньги в никуда и он прекратил финансирование. Тогда Уэббу пришлось искать нового соратника. Им стал испанский предприниматель Алекс Андреу, в будущем ключевая фигура для Суперлиги.

Имя Андреу не было пустым звуком в спортивной среде. В 2001-ом году он организовывал в Испании клубный чемпионат мира по футболу (турнир в итоге не состоялся). Так или иначе, во многом благодаря Андреу серии удалось найти нового спонсора, им стала медиагруппа Havac. Финансовая поддержка появилась, энтузиазм никуда не уходил. И в 2007-ом году было объявлено о создании новой гоночной серии под названием Суперлига.

По сравнению с предыдущим проектом концепция серии не менялась, что подчеркивал сам испанец. «Самое привлекательное в этом проекте то, что футбольные команды будут соперничать друг с другом каждый гоночный уик-энд. Скажем, матч между Челси и Миланом может проходить всего один раз в четыре года, а благодаря Формуле Суперлига болельщики получат возможность в каждой гонке наслаждаться поединком всех ведущих клубов одновременно!» - говорил перед стартом сезона Андреу. С одной стороны его слова и в правду звучат романтично. Великие клубы теперь смогут сражаться за пределами футбольного поля в абсолютно новой для себя среде. А с другой стороны по трассе просто будут ездить раскрашенные под клубные цвета болиды. Клубы даже финансово никак не помогали гоночным командам. Всё ограничивалось красивой презентацией болида на стадионе клуба, который они представляли.

Впрочем, такое положение дел абсолютно логично. Европейские футбольные клубы живут по средствам и каждую копейку тратят с умом, особенно учитывая какие клубы в итоге согласились участвовать (об этом чуть позже). Поэтому странно их упрекать в том, что они не спонсировали достаточно странный проект. Хотя стоит вообразить какое веселье бы началось, участвуй клубы в разработке болидов. А если посадить в кокпит футболистов так вообще рейтинги бы взлетели до небес. Только представьте, как Мальдини отбивает атаки Торреса, но вернемся к реальности.

Организация. 18 клубов в первом сезоне. Странный формат гоночного уик-энда.

Старт первого сезона футбольных гонок был намечен на 31 августа 2008-го года. Дебютный этап прошел на трассе Донингтон-парк. Всего на сезон было запланировано 6 этапов, все на европейских трассах (в первый сезон было решено не выезжать за пределы Европы, чтобы сократить расходы и без того небогатых команд). Теперь перейдем к самому интересному - составу участников. В первом сезоне Суперлиги отважились участвовать 18 клубов:

Атлетико Мадрид, Севилья, Милан, Рома, Глазго Рейнжерс, ПСВ, Галатасарай, Боруссия Дортмунд, Андерлехт, Баезль, Порту, Олимпиакос, Ливерпуль, Тоттенхэм, Фламенго, Коринтианс, Аль Айн, Бэйцзинь Гоань.

Состав получился вполне себе приличным в плане громкости имен участников, но не прям лига мечты. Только лишь Ливерпуль и Милан можно было отнести к грандам, имеющим армию болельщиков по всему миру. Что касается российских клубов, то наше участие было вполне себе возможным. В преддверии первого сезона руководство Суперлиги приглашало для участия московский Локомотив. Однако железнодорожники такой экстравагантной идеей не заинтересовались. В то время как Спартак напротив сам проявлял интерес к участию в футбольных гонках, но до конкретики не дошло, и Суперлига осталась без российских клубов.

Достаточно интересным получился формат гоночного уик-энда. Суббота была отведена для практики и квалификации. Отдельно заострить внимание стоит на квалификации формат, которой будто подглядели у командных видов спорта. В квалификации гонщиков делили на 2 группы. Затем 4 лучших пилота каждой группы выходили в ¼ финал, в котором два пилота в каждой паре устанавливали по одному быстрому кругу, победитель проходил в полуфинал затем уже в финал.

Формат, мягко говоря, своеобразный. Ну а воскресенье было днем гонок, которых за день проводилось сразу две. В первой пилоты стартовали согласно местам, занятым в квалификации. А вот во второй гонке пилоты стартовали полностью в обратном порядке относительно финиша в первой. Сами же гонки продолжались 44 минуты + 1 круг (и снова привет, футбол) даже как-то странно, что в конце гонки судья не добавлял 3-4 минуты (косплеить футбол, так во всём).

Система распределения очков также придумывалась с целью повысить уровень борьбы. Во второй гонке предусматривались дополнительные очки за обгоны. Однако главным катализатором для борьбы на трассе должны были стать равные возможности команд. С технической точки зрения Суперлига представляла собой самую обычную моносерию, в которой у команд были одинаковые машины. Болиды для Суперлиги разработал Panoz - производитель известный по выступлению в Ле-Мане. По удельной мощности болиды Суперлиги превосходили болиды GP2 и А1 Гран-при. Чем машина не могла похвастаться так это надежностью. На первых этапах сходов по механическим причинам было достаточно.

Не менее интересен был вопрос пилотского состава. Вот здесь уже не всё так радужно. По понятным причинам лучших пилотов мира в новообразованную серию завлечь было невозможно. Пришлось довольствоваться теми, кто был свободен. Из известных лиц среди участников можно было увидеть некоторых бывших пилотов Формулы 1. Их было немного, да вот же они слева направо: Энрике Бернольди, Себастьян Бурдэ (появился в серии сразу после ухода из Toro Rosso), Антонио Пиццония, Джорджо Пантано, Франк Монтаньи, Нараин Картикеян, Роберт Дорнбос. Совсем не звездный состав. Чемпионату явно не хватало именитых пилотов, а ведь звезды пусть даже и на закате карьеры вполне могли бы придать Суперлиге медийности. Кстати в одно время ходили слухи, что за Коринтианс хотел выступать Бруно Сенна, потому что его легендарный дядя болел за эту команду. Но получилось, как получилось и в Суперлиге Сенну не дождались.

Что из этого получилось. Ливерпуль стал чемпионом. Серия прекратила существование на 4-ый сезон.

Чемпионат, как и предполагалось, стартовал в Донингтон-парке 31 августа 2008-го года. К первому этапу права на трансляцию серии были проданы в 62 страны, что внушало оптимизм руководителям Суперлиги. Однако сам гоночный уик-энд большую аудиторию не собрал. Несмотря на дешевые билеты и возможность болельщикам свободно перемещаться по паддоку (где вы ещё такое увидите?). Что касается результатов, то первую победу в истории Суперлиги одержал Бэйцзинь Гоань благодаря пилотажу Давиде Ригона.

Соревновались именно клубы, поэтому они были главными героями всех протоколов. Кстати церемония награждения на первом этапе выглядела достаточно интересно. Пилотом пришлось снять верхнюю часть комбинезона и надеть на себя клубные футболки. А вместо привычных государственных флагов в честь пилотов над подиумом развивались флаги клубов. Для полноты картины гонщикам только оставалось подняться на подиум в бутсах, желательно чеканя при этом мяч.

Следующие пять этапов прошли на таких трассах как Нюрбургринг, Зольдер, Валлелунга, Эшторил, Херес. По итогам сезона чемпионом стал китайский клуб Бэйцзинь Гоань, на втором месте расположился ПСВ, бронзой довольствовался Милан. Первый сезон Супеплиги прошел без оглушительного успеха, однако дикого провала тоже не последовало. Новый сезон начинался с изменений, как в составе участников, так и в календаре.

Из команд серию покинула Дортмундская Боруссия и взял паузу на сезон действующий чемпион Бэйцзинь Гоань. В то же время в новом сезоне дебютировали сразу три новых клуба. Состав серии пополнил лиссабонский Спортинг, Мидтьюлланд и Лион. Изменения в календаре касались трех этапов. Нюрбургринг, Валлелунга и Херес покинули чемпионат. Их места в календаре заняли Маньи-Кур, Монца, Харама.

Для серии главным успехом межсезонья стала сделка с нефтедобывающей компанией Sonangol Group. У Суперлиги наконец-таки появился титульный спонсор. Во втором сезоне победителем чемпионата стал Ливерпуль едва ли не самый популярный клуб из всех участвовавших. По идее победа такого популярного клуба должна была способствовать развитию серии. Но не всё так просто. Кстати, символично, что к чемпионству Ливерпуль привел именно испанец Адриан Валлес. В конце 2000-х испанская диаспора в Ливерпуле была культовой.

В третьем сезоне Суперлиги изменений было ещё больше, самым главным из которых стало расширение календаря. Поиск новых автодромов также стал непростым квестом для руководства Суперлиги. В конце 2009-го года Алекс Андреу объявил о намерении расширить календарь до 12 этапов. Однако всё оказалось не так просто. Трассы, то подтверждали участие в следующем сезоне, то отказывали, то снова подтверждали. С некоторыми трассами в итоге так и не удалось договориться среди них легендарный трек Спа-Франкоршам и Истанбул Парк.

С горем пополам боссам Суперлиги удалось найти 12 трасс для расширения календаря. Также важным шагом для Суперлиги стал выезд серии за пределы Европы. К футбольным гонкам проявил интерес Китай. Изначально в Китае планировалось провести 2 этапа однако трасса в Пекине не получила лицензию FIA и этап прошел вне зачета. Интерес китайской аудитории должен был подогреть вернувшийся в серию Бэйцзинь Гоань.

Никого не удивили очередные изменения в составе участников. Аль Айн, Мидтьюлланд, Глазго Рейнджерс приняли решение покинуть гонки. Их места заняли вышеупомянутый Бэйцзинь Гоань, Бордо и сборная Китая (первый тревожный звонок). Кстати, голландский клуб Гронинген планировал принять участие на домашнем этапе в Ассене. Даже был найден пилот в лице Йоса Ферстапена. В итоге Гронинген от этой идеи отказался, а так хотелось увидеть Йоса защищающего клубные цвета. Победу в сезоне 2010 одержал победитель первого сезона - Давиде Ригон, но уже в составе Андерлехта.

Следующий сезон стал последним в истории серии. Сначала Суперлига лишилась своего титульного спонсора Sonangol Group. Затем клубы один за другим начали выходить из серии. Только лишь 6 клубов были готовы участвовать в новом сезоне. Чтобы хоть как-то набрать участников на новый сезон пришлось позвать сборные. Кстати, участие приняла и сборная России, за руль болида сел Михаил Алешин. Это уже была какая-то пародия на А1 Гран-при. В сезоне 2011 из 14 команд только лишь 6 представляли клубы. То есть более половины команд не имели к футболу никакого отношения.

Тут самое время вспомнить цитату Алекса Андреу. «Наша концепция кажется мне более привлекательной (чем у А1 Гран-при). На мой взгляд, куда интереснее следить за борьбой известных футбольных клубов, нежели абстрактных стран» - говорил в преддверии запуска серии Андреу. Какая ирония судьбы, что именно приглашением в серию сборных всё и закончилось. Также Андреу не был последователен в вопросах календаря. Изначально планировалось проводить все гонки в Европе, чтобы у основной гоночной аудитории было удобное время трансляций. Однако в сезоне 2011 уже планировалось проведение этапов не только в Китае, но и в Бразилии и Новой Зеландии. Так перспектива новой аудитории победила аудиторию старую.

Всё же этим грандиозным планам не было суждено сбыться. В сезоне удалось провести только лишь два этапа (в Нидерландах и Бельгии). Все остальные этапы пришлось отменить по самым разным причинам (от «спонсоры не покрыли часть расходов» до «трасса не готова»). Среди отмененных этапов был и российский на Смоленском кольце. Пока отменялись гонки одна за другой, Робин Уэбб не терял оптимизма и рассказывал о календаре на следующий сезон, который в итоге так и не состоялся. Так на свой четвертый сезон, проведя всего два этапа, серия прекратила существование.

Оптимистичный проект закончился по сути ничем. Причины такого провала лежат на поверхности. В первую очередь это, конечно же, проблемы с финансированием. На гоночные команды возложили слишком многое. Им пришлось взять на себя все расходы, да ещё и часть прибыли нужно было отдавать футбольным клубам, которые абсолютно никак не тратились на участие в серии. Кстати, футбольные клубы так и не смогли привлечь новую аудиторию. Оказалось, что мало было просто раскрасить болид в клубные цвета. Как следствие без должного интереса к серии усложнились поиски инвесторов. Титульного спонсора хватило всего на 2 года, чтобы понять перспективы серии, а точнее их отсутствие.

Плюс организаторские проблемы вносили неразбериху в серию, которая была и без того сумбурной. Руководство Суперлиги постоянно вносило изменения в регламент - меняли то формат гонок, то систему подсчета очков. Все эти попытки что-то изменить напоминали сражение с ветряными мельницами. Разработка календаря на сезон – это вообще отдельная тема. Зачастую отсутствовала конкретика. Календарь формировался по ходу сезона. Бывало, что место проведения осенних этапов узнавали только в июле. Ситуация с календарем очень напоминает, то что происходит сейчас в Формуле 1, но у Формулы 1 такая ситуация из-за пандемии, а у Суперлиги из-за организационного бардака.

Поиск клубов для участия в серии тоже заслуживает отдельного упоминания. При запуске серии Андреу рассчитывал увидеть в своем чемпионате ведущие клубы Европы. Из стопроцентных грандов можно выделить разве что Милан и Ливерпуль. Даже с учетом абсолютно безболезненного участия в Суперлиге клубы не стремились в гонки. Каждый сезон хоть один клуб да уходил из серии. В конце концов не выдержали все. Клубы так и не поняли, зачем им это нужно. Гоночные команды не видели в серии перспектив и перед последним сезоном чемпионат покинули 6 команд, к началу сезона их осталось 4 (одна команда взяла на себя сразу 6 клубов/сборных). Так закончилась эпопея с объединением футбола и гонок. Серия не могла стартовать 6 лет, поменяла свое название, но всё же у них получилось. Как минимум претворить свою идею в жизнь они смогли пусть и ненадолго.