В «Ф-1» – свое обнуление. Гонщики (особенно Феттель и Риккардо) избежали последствий за аварии и фэйлы предыдущего сезона
До дисквалификаций так и не добрались.
Балловую накопительную систему штрафов ввели в «Формуле-1» (а также в молодежных сериях) в 2014-м специально для того, чтобы преследовать и наказывать законным способом серийных крэшеров вроде Пастора Мальдонадо или Ромена Грожана. Ее необходимость для систематизации проступков гонщиков проявилась как раз после дисквалификации французского пилота из-за инцидента на Гран-при Бельгии-2012.
Идея заключается в накоплении баллов из-за самых разных нарушений: к примеру, за срезку трека дают 1 пункт штрафа, за аварию или игнор синих флагов – 2-3 пункта. Очки числятся в суперлицензии 12 месяцев и сгорают только по прошествии 365 дней, а при накоплении 12 баллов гонщику официально выписывается дисквалификация на Гран-при.
Тем не менее, за 5 лет существования системы в «Формуле-1» никто так и не добрался до пропуска заезда из-за штрафов. Ближе всех к дисквалификации подобрался как раз Ромен Грожан в 2018-м (10 баллов из 12), Даниил Квят в 2017-м (тоже 10 из 12) и Себастьян Феттель в 2019-м (9 баллов из 12).
«Я в дерьмовой ситуации». Главный крэшер «Формулы-1» на пороге дисквалификации
Феттель – чемпион по штрафам в современной «Формуле-1». Не сравнятся даже Квят с Ферстаппеном
До пропуска гонок из-за перебора со штрафами в системе «Формул» добрался лишь один пилот – легендарнейший Махавер Рагунатан из «Формулы-2». Он попадал в аварии и нарушал регламент в 2019-м безумное количество раз и собрал 9 штрафных баллов только на одном этапе во Франции (трижды не подчинился протоколу виртуального автомобиля безопасности) – в результате к середине сезона словил предсказуемую дисквалификацию. Однако когда индиец вернулся на трек, то за оставшиеся 10 заездов успел накопить баллы еще на одну дисквалификацию – теперь если он снова перейдет в «Ф-2», то начнет сезон с отдыха!
Кстати, среди гонщиков систему одобряют далеко не все.
«Ненавижу все эти глупые штрафные баллы! – негодовал после нового наказания Макс Ферстаппен в 2018-м. – По одному или два балла дают за каждые 5 штрафных секунд в гонке и другие подобные наказания – это просто нелепо.
Иногда, ладно, возможно ты действительно заслужил штраф, но что еще хуже – помимо основного наказания тебе дают еще и штрафной балл. Для меня это слегка несоразмерно».
Тем не менее, перенос старта сезона сразу на 4 месяца фактически обнулил большое количество штрафов в «Формуле-1» – ведь правило 12 месяцев на снятие очков наказания в регламенте не имеет оговорок насчет форс-мажоров или сторонних причин отсутствия в гонках. В результате практически все пилоты Гран-при получили практически чистые суперлицензии – а главными бенефициарами простоя стали Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо.
Больше всего повезло именно Риккардо – австралиец набрал много баллов глупыми столкновениями вроде заднего торпедирования Квята в Баку.
Россиянин (как и практически все пилоты) начинает сезон с чистого листа – даже Феттелю надо будет экстремально сильно и много фэйлить, чтобы набить баллы на дисквалификацию. Все действия из 2019-го больше не имеют значения – к примеру, еще два очка Себа обнулятся уже 14 июля (всего на втором этапе нового сезона), а последние три погасятся после Гран-при Италии.
Балловая система задумывалась для сдерживания агрессивного и непродуманного пилотажа, но теперь она практически потеряла свою силу на весь год. Гонщики смогут активно и жестко атаковать друг друга без оглядки на угрозы дисквалификации – и с учетом длительного перерыва и предполагаемого падения формы результат невозможно предсказать. Не исключены просто фееричные замесы на первых Гран-при – особенно на стартах. Ждем 5 июля с еще большим нетерпением!
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency