Имола. 1 мая. 26 лет
О событиях 1 мая 1994 года и о том, что им предшествовало. Всё, кроме фото, по памяти.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/48/60857ded44099bc44a2a98f72e5a8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сезон 1994 должен был принести Айртону Сенне четвертый чемпионский титул. И никак иначе. Переход в самую сильную команду чемпионата. Выход на пенсию основного конкурента. Всё выглядело крайне перспективно и не должно было вызвать у бразильского волшебника никаких затруднений.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/d7/18c65d6b44c028b49dceb3f9ecf55.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В общем, соперников нет. Второй пилот готов таскать рояль. McLaren перешли на непонятного поставщика моторов - Peugeot. Ferrari… Была той Ferrari, для которой любой подиум за счастье. А Benetton Ford за соперника считали разве что фанаты Михаэля Шумахера.
Да, для справки, с сезона 1994 запретили активную подвеску и прочую электронную помощь пилоту в управлении болидом. Williams Renault, как самая совершенная машина чемпионата пострадала от этого больше других.
Предсезонные тесты выявили массовые проблемы с управляемостью новых машин. А напарник Шумахера Дж.Дж. Лехто попал в серьезную аварию и получил травмы, помешавшие ему начать чемпионат с первого этапа.
Вместо Лехто на старте сезона за руль Benetton Ford сел папашка нынешней надежды всей Ф1, Йос Ферстаппен. Йос был очень заметен – и в огне горел на питстопе и сальто на машине делал и даже пару подиумов зацепил.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/a1/406e9058947eca2296b6d068998e9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А Лехто, кстати, еще сыграет свою роль в событиях 1 мая 1994…
Старт сезона. Бразилия. Интерлагос. Сенна выиграл все тренировки, квалификацию и стартует с поул позишн. Рядом Шумахер.
Старт выиграл Сенна. Шумахер опустился на третье место. В принципе, уже стало понятно, что скорее всего будет легкая победа бразильца.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/21/a02f173dc4435afa6dde67bc6d874.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Однако Шумахер быстро вернул вторую позицию, а на первом питстопе механики Benetton переиграли коллег из Williams и Шумахер захватил лидерство.
Более того, Сенна даже начал отставать, что вынудило его атаковать на пределе и в конечном счете привело к ошибке и развороту. Гонка закончена для Айртона, первый Гран При ушел к Шумахеру!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/49/e37b506d1460191648d35aa360c1d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Напарник Михаэля тоже отличился – попал в одну из самых крутых аварий за всю историю Ф1. С помощью Эдди Ирвайна, которого за это дисквалифицировали на пару гонок.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/bc/f9b3337184e5b8efbbe489503e9db.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Второй этап. Япония. Аида. Сенна вновь на поуле. Но Шумахер уже поддавливает, выиграв пару тренировок у Айртона. Сенне очень нужна победа. Он осторожничает на старте. Проигрывает его. А в первом повороте получает удар сзади от Мики Хаккинена. Гонка закончена!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/e6/8bd0071b448ce89ba70badba5d101.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Шумахер легко выигрывает в отсутствии Сенны и набирает 20 очков из 20 возможных в чемпионате после двух этапов. У Сенны – ноль. На подиуме, впервые в карьере - Рубенс Баррикелло, молодой наследник Сенны.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/19/263e3b3b64553a666921abd7755aa.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Третий этап. Сан Марино. Имола. Гонка спланирована на 1 мая. За руль Benetton вернулся Дж. Дж. Лехто. Ниже поймете почему это важно. Поул вновь у Сенны. Ему крайне важна победа! Весь 1994 должен был стать парадом побед и рекордов Айртона. У него, как считалось перед сезоном, лучшая машина, мощнейший двигатель. Он лучший гонщик в пелотоне!
Но. Этап не задался с самого начала. Пятница. Страшнейшая авария Баррикелло. Впереди неизвестность, медцентр, перелом руки. Сенна тут же в госпитале у Рубенса. У кровати. Переживает за соотечественника.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/ee/a68dab0494029a6baf3854ddaba1d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Суббота. 30 апреля. Авария Роланда Ратценбергера. Команда Simtec – дебютанты чемпионата.
Гонщик скончался мгновенно. Сенна на нервах. Даже думает сняться с этапа. Его отговаривают. В воскресенье он возьмет с собой в машину флаг Австрии в честь Роланда.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/fb/776cdb357461da7a1efa9ce06691d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Гонке быть. Никаких отмен и переносов даже после таких событий.
Как писали, во время прогрева, Сенна передал по радио привет Алену Просту и добавил, что ему его очень не хватает. Многие считают эту речь чуть ли не прощальной и пророческой.
На старте заглох Лехто, тот самый, в него на полном ходу врезается еще один гонщик. Обломки по всей трассе. Пейскар. Будет рестарт. Пострадали несколько зрителей на трибунах. От обломков погиб полицейский. Но об этом узнали позже.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/e6/64257159b4716b6be3c4853448202.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Рестарт. Сенна его выигрывает и пытается сразу оторваться от Шумахера. Не получается. Михаэль держится близко. А уже через круг в повороте Тамбурелло машина Сенны отказывается поворачивать и на скорости за 200 км/ч врезается в стену. Удар был такой силы, что болид отлетает практически обратно на трассу!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/cc/20e95da4d4ba292e5cfcf572a6cb2.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Гонку останавливают. Всё, абсолютно всё транслируется в прямом эфире на весь мир. Сенну долго извлекают из кокпита, на камере с вертолета один момент даже показалось, что Айртон дернул головой, что приняли за хороший знак. В течении нескольких десятков минут врачи оказывают помощь, после чего, Айртона эвакуируют на вертолете в местный госпиталь.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/32/95f5fc8aa43bb95ca12ce073a4740.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/c0/0c591bfa444e7b0c22e6baca9dda2.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Однако всё было кончено. Официально, бразилец умер в госпитале Болоньи около 18 часов. Реально, многие сходятся во мнении, что еще на трассе. В таком случае гонка была бы отменена…Что боссы Ф1 допустить не могли.
Причиной аварии названы изменения, внесенные в рулевую колонку болида, типа команда вварила вставку, дабы сделать руль чуть ближе к гонщику. Эта вставка и не выдержала на 7 круге гонки.
Позже, команда Williams Renault и некоторые эксперты выдвигали версии о повреждении болида из-за наезда на обломки, оставшиеся после аварии Лехто, о медленном проколе, не позволившем бразильцу пройти этот поворот... Однако для суда основной оставалась версия с вмешательством в рулевую колонку.
Как-то символично получилось, за сутки Ф1 потеряла дебютанта из самой слабой команды чемпионата и, наверное, лучшего гонщика той эпохи, трехкратного чемпиона мира из Williams, которые выиграли разгромно предыдущие два чемпионата мира..
А гонку выиграл Михаэль Шумахер. Выиграл третью из трех. И устремился к своему первому титулу. Но, как говорят, это совсем другая история..
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/eb/1d3de25da4cc5b13bb66c8b2ead12.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
И последнее..
Главной причиной всех трагедий того года, а был еще и Вендлингер с комой после аварии в Монако, стала, скорее всего, федерация - изменения в болидах были слишком значительны и крайне повлияли на управляемость и, как следствие, безопасность гонок Формулы 1.
Многочисленные аварии того сезона привели к полному пересмотру требований к безопасности. Результат был достигнут. Следующая авария со смертельным исходом среди гонщиков случилась аж в 2014 году..