Имола. 1 мая. 26 лет
О событиях 1 мая 1994 года и о том, что им предшествовало. Всё, кроме фото, по памяти.
Сезон 1994 должен был принести Айртону Сенне четвертый чемпионский титул. И никак иначе. Переход в самую сильную команду чемпионата. Выход на пенсию основного конкурента. Всё выглядело крайне перспективно и не должно было вызвать у бразильского волшебника никаких затруднений.
В общем, соперников нет. Второй пилот готов таскать рояль. McLaren перешли на непонятного поставщика моторов - Peugeot. Ferrari… Была той Ferrari, для которой любой подиум за счастье. А Benetton Ford за соперника считали разве что фанаты Михаэля Шумахера.
Да, для справки, с сезона 1994 запретили активную подвеску и прочую электронную помощь пилоту в управлении болидом. Williams Renault, как самая совершенная машина чемпионата пострадала от этого больше других.
Предсезонные тесты выявили массовые проблемы с управляемостью новых машин. А напарник Шумахера Дж.Дж. Лехто попал в серьезную аварию и получил травмы, помешавшие ему начать чемпионат с первого этапа.
Вместо Лехто на старте сезона за руль Benetton Ford сел папашка нынешней надежды всей Ф1, Йос Ферстаппен. Йос был очень заметен – и в огне горел на питстопе и сальто на машине делал и даже пару подиумов зацепил.
А Лехто, кстати, еще сыграет свою роль в событиях 1 мая 1994…
Старт сезона. Бразилия. Интерлагос. Сенна выиграл все тренировки, квалификацию и стартует с поул позишн. Рядом Шумахер.
Старт выиграл Сенна. Шумахер опустился на третье место. В принципе, уже стало понятно, что скорее всего будет легкая победа бразильца.
Однако Шумахер быстро вернул вторую позицию, а на первом питстопе механики Benetton переиграли коллег из Williams и Шумахер захватил лидерство.
Более того, Сенна даже начал отставать, что вынудило его атаковать на пределе и в конечном счете привело к ошибке и развороту. Гонка закончена для Айртона, первый Гран При ушел к Шумахеру!
Напарник Михаэля тоже отличился – попал в одну из самых крутых аварий за всю историю Ф1. С помощью Эдди Ирвайна, которого за это дисквалифицировали на пару гонок.
Второй этап. Япония. Аида. Сенна вновь на поуле. Но Шумахер уже поддавливает, выиграв пару тренировок у Айртона. Сенне очень нужна победа. Он осторожничает на старте. Проигрывает его. А в первом повороте получает удар сзади от Мики Хаккинена. Гонка закончена!
Шумахер легко выигрывает в отсутствии Сенны и набирает 20 очков из 20 возможных в чемпионате после двух этапов. У Сенны – ноль. На подиуме, впервые в карьере - Рубенс Баррикелло, молодой наследник Сенны.
Третий этап. Сан Марино. Имола. Гонка спланирована на 1 мая. За руль Benetton вернулся Дж. Дж. Лехто. Ниже поймете почему это важно. Поул вновь у Сенны. Ему крайне важна победа! Весь 1994 должен был стать парадом побед и рекордов Айртона. У него, как считалось перед сезоном, лучшая машина, мощнейший двигатель. Он лучший гонщик в пелотоне!
Но. Этап не задался с самого начала. Пятница. Страшнейшая авария Баррикелло. Впереди неизвестность, медцентр, перелом руки. Сенна тут же в госпитале у Рубенса. У кровати. Переживает за соотечественника.
Суббота. 30 апреля. Авария Роланда Ратценбергера. Команда Simtec – дебютанты чемпионата.
Гонщик скончался мгновенно. Сенна на нервах. Даже думает сняться с этапа. Его отговаривают. В воскресенье он возьмет с собой в машину флаг Австрии в честь Роланда.
Гонке быть. Никаких отмен и переносов даже после таких событий.
Как писали, во время прогрева, Сенна передал по радио привет Алену Просту и добавил, что ему его очень не хватает. Многие считают эту речь чуть ли не прощальной и пророческой.
На старте заглох Лехто, тот самый, в него на полном ходу врезается еще один гонщик. Обломки по всей трассе. Пейскар. Будет рестарт. Пострадали несколько зрителей на трибунах. От обломков погиб полицейский. Но об этом узнали позже.
Рестарт. Сенна его выигрывает и пытается сразу оторваться от Шумахера. Не получается. Михаэль держится близко. А уже через круг в повороте Тамбурелло машина Сенны отказывается поворачивать и на скорости за 200 км/ч врезается в стену. Удар был такой силы, что болид отлетает практически обратно на трассу!
Гонку останавливают. Всё, абсолютно всё транслируется в прямом эфире на весь мир. Сенну долго извлекают из кокпита, на камере с вертолета один момент даже показалось, что Айртон дернул головой, что приняли за хороший знак. В течении нескольких десятков минут врачи оказывают помощь, после чего, Айртона эвакуируют на вертолете в местный госпиталь.
Однако всё было кончено. Официально, бразилец умер в госпитале Болоньи около 18 часов. Реально, многие сходятся во мнении, что еще на трассе. В таком случае гонка была бы отменена…Что боссы Ф1 допустить не могли.
Причиной аварии названы изменения, внесенные в рулевую колонку болида, типа команда вварила вставку, дабы сделать руль чуть ближе к гонщику. Эта вставка и не выдержала на 7 круге гонки.
Позже, команда Williams Renault и некоторые эксперты выдвигали версии о повреждении болида из-за наезда на обломки, оставшиеся после аварии Лехто, о медленном проколе, не позволившем бразильцу пройти этот поворот... Однако для суда основной оставалась версия с вмешательством в рулевую колонку.
Как-то символично получилось, за сутки Ф1 потеряла дебютанта из самой слабой команды чемпионата и, наверное, лучшего гонщика той эпохи, трехкратного чемпиона мира из Williams, которые выиграли разгромно предыдущие два чемпионата мира..
А гонку выиграл Михаэль Шумахер. Выиграл третью из трех. И устремился к своему первому титулу. Но, как говорят, это совсем другая история..
И последнее..
Главной причиной всех трагедий того года, а был еще и Вендлингер с комой после аварии в Монако, стала, скорее всего, федерация - изменения в болидах были слишком значительны и крайне повлияли на управляемость и, как следствие, безопасность гонок Формулы 1.
Многочисленные аварии того сезона привели к полному пересмотру требований к безопасности. Результат был достигнут. Следующая авария со смертельным исходом среди гонщиков случилась аж в 2014 году..