3 мин.

В тени

Всего два этапа осталось до того, как очередная, некогда, надежда всей Бразилии навсегда оставит  место боевого пилота Ф1. Карьеру Фелипе Массы в высшем классе автогонок нельзя назвать неудачной. Несколько десятков подиумов, полтора десятка стартов с первого места и одиннадцать побед вполне неплохо для гонщика, чья карьера практически целиком прошла в тени. В тени великого бразильца, в тени великого немца, в тени великого испанца… В тени былого величия чуть ли не самой успешной команды восьмидесятых и девяностых. Фелипе пилотировал болиды двух из трех величайших команд последних сорока лет, но каждый раз не вовремя. И если в Феррари, в самом конце эпохи Шумахера, Масса чудом не выиграл чемпионат, то Уильямс была настолько далеко от самой себя лучших образцов, что только несколько вспышек в виде единственного поула и немногочисленных подиумов стали вершиной второй карьеры Массы.

Первая карьера закончилась в Бразилии 2008 года, в тени еще одного будущего великого чемпиона. Та, первая карьера, была настолько яркой и стремительной, что люди, начавшие следить за Ф1 после 2009 года вряд ли поверят, что такое вообще могло быть. Попасть на старте сразу в Феррари, которая брала один титул за другим, получить напутствие от самого Шумахера, который практически оставил гонки ради Массы, тут же выиграть с командой командный зачет.. Уверенно идти к своему титулу, который должен был стать лишь одним из многих. И даже завоевать его, как потом говорили, на тридцать секунд.. Победы, поулы, быстрейшие круги, борьба с сильнейшим гонщиком современности. Всё так близко и так далеко.

Фелипе не в чем упрекать себя, именно он делал всё, что от него зависело. И он делал это всю карьеру. Вторая её часть, от дождевой Бразилии 2008 и до дождевой Бразилии 2016, более длинная, более тяжелая, останется в памяти разве что фанатов Массы и фанатов Алонсо. Не сказать, что Масса стал медленнее, но концовка того чемпионата, плюс страшнейшая травма в Венгрии 2009, навсегда убили в Фелипе искру. Он попадал на подиумы, периодически выдавал отличные гонки, но он никогда уже не был самим собой образца 2006-2008 годов, который отчаянно цеплялся за каждый участок трассы, который мог побеждать  и побеждал Хэмилтона. Он стал частью команды. Всего лишь. Обезличенный командный игрок. Он был им в Феррари при Алонсо, в Уильямсе при Боттасе и даже при Стролле в 2017.

Если бы выбирали главного героя для картины «Формула 1 с человеческим лицом», Фелипе без сомнения её получил бы за явным преимуществом. Оскал пираньи не для него. Свой парень, командный гонщик, обаятельный и дружелюбный, где-то даже смешной, он навсегда связал для меня формулу Шумахера, Сенны, Мэнселла с современной. Их осталось двое. Ледяной финн и горячий испанский бородач. Скоро уйдут и они. Формула 1 окончательно перейдет в свое новое состояние с ДРС, гибридными турбомоторами, с отсутствием дозаправок и деревянной резиной. Да и с героями подстать новому облику. Роботизированными. Редко способными на яркие эмоции.

Болел ли я за Фелипе. Скорее, да. Нерастраченные остатки эмоций после внезапного ухода Михаэля в 2006 требовали объекта. И он, как наследник Шумахера в Феррари, идеально подошел. Это было другое боление, не такое яростное, как за Михаэля. Но оно позволило на многие годы заполнить пустоту. Спасибо.

Фелипе навсегда выходит из тени.