Шоу на льду. Спидвей по-американски или какими были гонки до коронавируса
Пока весь спортивный мир замер в ожидании отступления пандемии коронавируса, я предлагаю вам перенестись на полтора месяца назад, когда трибуны спортивных объектов заполнялись с лихвой, а гонщики из разных уголков мира только готовились к новому авто/мотоспортивному сезону, который сейчас рискует быть отмененным во многих гоночных сериях…
Зима - не повод не гоняться
Как известно, в Америке гоночный сезон стартует раньше всех (если вынести за скобки зимние ралли в Монте-Карло и Швеции), ведь легендарная “Дайтона-500” (самая престижная гонка серии “НАСКАР”) проходит в середине февраля. Но есть в США и другие гоночные серии, которые не зависят от поры года и проходят на закрытых площадках. Сегодня мы поговорим о спидвее на льду, чьи соревнования я посетил в феврале в городе Рединг, штат Пенсильвания.
Небольшой городок (пятый по величине в штате) принимал третий этап чемпионата США, хотя официально они называют его мировой серией. Уютная “Сантандер Арена” (вместимость около 7 тысяч человек), которая обычно является домом для местных команд по хоккею и лякроссу, на этот раз стала ареной для баталий совсем иного рода…
В принципе, в штатах привычно видеть подобные названия (“Мировая Серия”), даже если они ничего общего не имеют с реальной жизнью. Быть чемпионами мира в чемпионате, который проходит только в одной стране и принимают участие представители одной нации - в этом нет ничего удивительного. Если долго живешь в Америке, то быстро к такому привыкаешь.
Итак, спидвей на льду приехал в Рединг. Если честно, я узнал о существовании этой серии буквально за пару недель до поездки. И сначала подумал: может, это не так уж и популярно в США, или сам чемпионат только недавно был основан? На самом деле, все немного сложнее и интереснее…
Спидвей по-американски
Гонки на овале (причем, не важно, на каком покрытии) - давняя, и уже ставшая традиционной, забава американцев. Какую только технику не выводили жители штатов на гоночные трассы. Не остались в стороне и мотоциклы. И если двухколесные монстры начали покорять американские грунтовые овалы в середине 50-х годов 20 века, то на лед они вышли относительно недавно - первые заезды состоялись в 1975 году в штате Алабама.
И в то время, пока мировой спидвей на льду набирал обороты (в том числе, и в СССР), американские гонщики встречали некоторе сопротивление от боссов ледовых арен. Те просто не понимали, как можно ездить на мотоцикле не по асфальту или грунту. Прошло пару лет - и мотогонки на льду стали официальным видом спорта. Первый этап чемпионата прошел в январе 1977 году на льду одной из арен в штате Оклахома.
С тех пор гонки начали проводиться ежегодно, расширялась география чемпионата, не стоял на месте и технический прогресс. Если в самом начале на лед выводили мотоциклы для грунтового спидвея (объем мотора 250сс), оснащенные шипованной резиной, то сейчас техника подготавливается исключительно для спидвея на льду. Сейчас на старт допускаются мотоциклы основных мировых производителей, двигатель - одноцилиндровый, четырехтактный, объемом 450сс. Ну и естественно, полностью приспособленный для гонок на ледовом покрытии.
Лёд и пламя
Что касается самих гонок в Рединге, то они прошли с присущим многим американским соревнованиям огоньком - в прямом смысле этого слова. Началось все с представления пилотов, каждый из которых заезжал на импровизированный пьедестал, после чего вся арена озарялась светом от пламени, которое вырывалось из недр ледовой арены. Что-что, а шоу здесь делать умеют, причем, это касается даже таких региональных соревнований.
Тема огня была бы неполной, если бы мы остановились на представлении пилотов. Во время большого перерыва между заездами на трассе появился местный каскадер, который зажег себя и проехал целый круг по ледовому овалу, после чего его благополучно потушили. Safety first, как говориться.
Всего в тот вечер на “Сантандер Арену” выходило целых 6 видов техники. Основными, конечно, были заезды высшего дивизиона (мотоциклы и квадроциклы), но также принимали участие мини-мото (миниатюрные копии кроссовых байков, но с шипованной резиной) и заднеприводные карты (которые очень популярны среди любителей грунтовых овалов). Не обошли вниманием и детей, которые также гонялись на квадроциклах (правда, трехколёсных) и мотоциклах. Благодаря большому количеству различных дивизионов на трибуне ты не мог заскучать - экшена хватало каждую минуту.
К сожалению, трибуны арены были заполнены дай бог на треть. Возможно, на это повлиял перенос соревнований на пару недель, так как в январе на Пенсильванию обрушился снежный шторм, и гонки были перенесены. Не исключено, что многие, кто хотел прийти в первый раз, не смогли это сделать в феврале.
Недовольный победитель и еще немного шоу
Сами гонки состояли из нескольких раундов, по итогам которых в полуфинал выходила пара лучших гонщиков из каждого предварительного заезда. И в целом, все проходило довольно спокойно, без инцидентов. Но когда пришло время финалов, то там уже страсти кипели вовсю. Кто-то допускал фальстарт, кто-то становился жертвой своего мотоцикла или даже соперника (к счастью, обошлось без серьезных травм) - заезды часто прерывались желтым флагом и начинались заново.
После нескольких рестартов гонка все же смогла войти в свой привычный ритм и завершилась победой действующего чемпиона. Который, к слову, оказался очень недоволен тем, как складывалась гонка, несмотря на итоговую победу! Как выяснилось из интервью на подиуме, он не ожидал такого серьезного сопротивления со стороны соперников, ведь в прошлом году на этом же треке он одержал победу в доминирующем стиле. Сегодня же чемпион признал, что мог выложиться сильнее, но где-то недоработал, позволив конкурентам приблизиться вплотную. Вот это я понимаю - дух победителя! Сложно представить, что было бы, упусти он викторию из рук…
Но и это было не все. В конце организаторы устроили одно внезачетное соревнование. В первом повороте была установлена планка, под которой нужно было проехать пятерым пилотам. С каждым кругом планку опускали все ниже и ниже (прям как в той игре в далеком детстве). Поначалу все справлялись неплохо. Но как только планку поместили на определенную высоту, только одному из пяти пилотов удалось ее покорить. Победитель был определен, но ему хотелось порадовать немногочисленную зрителей. Для него планку опустили еще ниже. Под радостный гул трибун он взял и эту высоту, снова доказав свое превосходство над остальными.
Сказать, что мне понравилось - ничего не сказать. Все прошло на высоком уровне (разве что цены на пиво были как обычно завышены, но это беда всех американских стадионов), даже с элементами некого “шоу”. И я в очередной раз убедился, что гонки можно проводить на любом покрытии и на любой технике. Главное - найти сумасшедших людей с горящими глазами…