Не так просто. Россияне и Формула-1
Даниил Квят сейчас под огнем критики. Попав в стартовый водоворот из двух пилотов McLaren, россиянин стал жертвой своей репутации получив штраф, более того, свои же болельщики упражняются в острословии и проявляют минимальное сочувствие к соотечественнику.
В такой ситуации складывается впечатление, будто бы в Формуле-1 всегда были русские гонщики, а отечественное фан-сообщество в Ф1 пресытилось засильем триколора на стартовой решетке гран-при.
В данном тексте собраны российские первооткрыватели такого странного и не самого доступного вида спорта – Формулы-1.
Уверен, кого-то из них вы точно не знаете!
Алан Берков (Мухтар Байрамуков; 1998; Arrows; Пробный контракт на несколько гонок)
Тогда: летом 1996 года Берков подписал контракт с командой Arrows. Согласно контракту, Берков должен был выступать за Arrows в «Формуле-3000» и провести 10 тест-заездов в Формуле-1. В случае получения суперлицензии он принял бы участие в одной из гонок чемпионата мира «Формулы-1» в Португалии или Италии. Контракт оценивался в 1,2 миллиона долларов, однако необходимых денег у Беркова не было.
Байрамуков родился в многодетной карачаевской семье. В 1987 году Байрамуков, был осуждён за изнасилование, по некоторым данным обвинение было сфабриковано. Выйдя на свободу, переехал в Москву. После поездки в Венгрию, на Хунгароринг, увлёкся автогонками, уехал в Великобританию, в гоночную школу Джима Рассела, где получил профессиональную британскую лицензию «В». Позже Байрамуков взял псевдоним Алан Берков, в 1993—1994 годах выступал в соревнованиях Formula Opel Junior, Formula Ford и Formula Opel. Получил национальную британскую лицензию «А», международные лицензии «С» и «В». В 1995 году дебютировал в команде «Z-Speed Racing» в британской «Формуле-3». В начале сезона 1996 года Берков выступал в гонках британского чемпионата «Формулы-3000», гоняясь на болиде 1992 года, а соперники — на машинах 1995—1996 годов.
Сейчас: после возвращения в Россию был убит в 1998 году в Ставрополе. По слухам, стал жертвой бандитской разборки в столь серьезное и нестабильное время в стране.
Сергей Злобин (2002, 2004; Minardi; Тест-пилот)
Тогда: в 2002 году контракт тест-пилота команды Minardi и стал первым российским гонщиком за рулем болида Формулы-1.
Известный гонщик, бывший пилот команды SMP racing. В 16 лет занял 3 место по итогам сезона в «Гонках на выживание», а также стал обладателем кубка «Даниан» по ралли-кроссу. В 1999 году дебютировал в Российской Формуле-3, а уже в 2000 вышел на международный уровень, став участником Итальянской Формулы-Рено 2.0. С 2012 года выступал в известных европейских чемпионатах гонок на длинные дистанции «24 часа Барселоны», European Le Mans Series, Blancpain Endurance Series, FIA WEC. В 2012 году занял 2 место в составе российского экипажа в гонке на выносливость «24 часа Барселоны». В 2014 году стал чемпионом FIA WEC.
Сейчас: закончил профессиональную карьеру, ведет свой бизнес в Москве. В 2007 году автомобиль Сергея был взорван. В результате, Злобин был частично контужен. В настоящее время помогает сыну, Никите, делать более-менее осознанные шаги в автоспорте.
Андрей Чуйкин (2003; McLaren; Победитель конкурса West Race Day 2003)
Первый раз сел за руль в 10 лет. Начиная с 2002 года Андрей сел за руль карта и уже через месяц тренировок начал показывать неплохие результаты.
Тогда: в 2003 году Андрей смог стать победителем финала West Race Day, традиционного соревнования, организованного при поддержке McLaren-Mercedes. Участники мероприятия прибыли из России, Польши, Венгрии, Словении и Чехии. После двухмесячного отбора, Андрей смог попасть в финал конкурса, где стал его победителем, приняв кубок за победу от тогдашнего пилота «серебряных стрел» - Кими Райкконена. В качестве приза за победу, Чуйкину было позволено поучаствовать в обкатке болида MP4-16. Тест-пилот McLaren Алекс Вурц провез Андрея по трассе на дорожном автомобиле, после чего наш соотечественник облачился в комбинезон команды McLaren-Mercedes и смог проехать 6 кругов в болиде Формулы-1. Изначально, планировалось два круга, но инженеры команды, увидев осторожность и плавность хода россиянина, позволили ему проехать еще несколько дополнительных кругов.
В общей сложности, Андрей отстал от времени Дэвида Култхарда на том же болиде примерно на минуту.
Эти круги за рулем MP4-16 привели Андрея в восторг: "Я наслаждался поездкой. Сначала я хотел почувствовать машину, затем посильнее нажал на газ".
Сейчас: 42 года, изредка пишет статьи на Drive2.ru , а также зарабатывает на жизнь фрилансом как бизнес-аналитик.
Роман Русинов (2005; Jordan/Midland F1; Тест-пилот)
Тогда: После успеха в LMES стал одним из кандидатов на место в составе команды Формулы-1 Jordan GP. Команду выкупил канадский бизнесмен российского происхождения Алекс Шнайдер, ещё через год она получила российскую лицензию и была переименована. Русинов был представлен на презентации команды в Москве в качестве одного из тест-питотов команды. Числился тест-пилотом и резервным гонщиком на протяжении 2005-2006 гг. в команде Jordan/Midland F1.
Спортивную карьеру начал в 1997 году во Франции с картинга. В 1998 году стал бронзовым призёром Grand Prix Essonne Karting чемпионат Франции. Годом позже выиграл конкурс ELF и дебютировал в формульных гонках, став участником юниорского чемпионата Формула Campus. Выступая за команду La Filiere ELF, по итогам сезона попал в десятку сильнейших, будучи лучшим новичком чемпионата. Прошел через серии Формула-Рено 2000 (младший класс), Формулу-Рено 3.5 («взрослые» гонки), а в 2003 году боролся за титул в Формуле-Палмер Ауди, но на последнем этапе уступил лидерство и стал третьим в общем зачете. В 2004 году стал первым российским пилотом, который выиграл серьезный титул в автогонках – победа в классе GT серии Ле-Ман (LMES), опередив победителя гонки в Ле-Мане Стефана Ортелли.
Сейчас: выступает за команду G-Drive во всевозможных гонках на выносливость. В чемпионате WEC выиграл 15 гонок, а в 2018 году выиграл 3 заезда в Европейской Серии Ле-Ман.
Считается одним из талантливейших гонщиков из России до сих пор.
Михаил Алешин (2008,2010; RedBull Racing, Renault F1; Тесты)
Тогда: В июле 2008 года впервые сел за руль боевого болида команды Red Bull Формулы-1 в качестве разогрева перед участием в автошоу Moscow City Racing. В 2010 году принял участие в тестах Формулы-1 в Абу-Даби в составе команды Renault F1.
Алёшин выступал в картинге с 1996 по 2003 (чемпион России (1998, 1999, 2000), чемпион Скандинавии (2002)). С 2003 принимает участие в различных международных сериях с открытыми колёсами. 14 апреля 2007 года стал первым российским пилотом, кто смог выиграть гонку в международной серии, одержал победу на первом этапе сезона Мировой серии Рено в Монце. Позднее заменил травмированного Михаэля Аммермюллера в команде ART Grand Prix на втором этапе сезона 2007 GP2, став первым россиянином, заработавшим очки в этой серии. Алёшин остался в Мировой серии в 2008 году, добившись там пятого места.
Присоединился к серии ФИА Формула-2 в 2009 году и, заняв 3 итоговое место, стал первым российским гонщиком, заработавшим право на получение Суперлицензии Формулы 1. В 2010 году вернулся в Мировую серию Рено 3,5, где выступил за команду Carlin Motorsport и завоевал первый для России чемпионский титул в международной кольцевой серии.
Сейчас: Сезон 2017 начал в серии IndyCar в команде Schmidt Peterson Motorsports, но в связи слабыми результатами в первой половине сезона был отстранён от гонки в Торонто, вернулся на гонку в Мид-Огайо, но пропустил остаток сезона.
Принимал участие в работе над спортпрототипом BR1 категории LMP1 российской компании BR Engineering совместно с итальянской Dallara. С тех пор выступает в гонках на выносливость (последнее: 3 место в гонке 1000 миль Себринга-2019, вместе с Петровым и Хартли), а также ведет свою колонку на F1News, являясь экспертом в гоночной тематике.
Виталий Петров (2010-2012; Renault / Lotus Renault F1, Caterham F1 Team; Призовой пилот)
В отличие от большинства профессиональных автогонщиков, Петров начал свою карьеру не с картинга. Первый гоночный опыт он получил, начав участвовать в ралли-спринтах и ледовых гонках, в которых дебютировал в 1998 году. Через пару лет выиграл Кубок «Лады», а также выступал в европейских гоночных сериях, дойдя до серии GP2 в 2007-м. Выиграв первый же заезд за рулем болида команды «Кампос», Виталий неровно провел сезон, заработав только 21 очко в личном зачете и став 13-м по итогам сезона.
Сезон 2008 GP2, который Петров провёл в команде «Barwa Campos Team», был отмечен тремя подиумами на трассах в Валенсии, Стамбуле и Спа, однако всего россиянином было заработано только 39 очков, с которыми он занял 7-е место. В этом же году Виталий участвовал в девяти из 10 гонок серии GP2 Asia, где он с четырьмя подиумами набрал 33 очка и стал бронзовым призёром.
В 2009 году Петров всё же сумел добиться успеха в GP2: благодаря двум победам и ещё пяти подиумам, он набрал 75 очков и в личном зачёте стал вторым. В проводившемся в новом формате сезоне 2008/09 GP2 Asia Виталий с 28 очками стал пятым.
Тогда: 31 января 2010 года было объявлено о подписании контракта с командой Renault, по которому Петров стал её боевым пилотом. Его дебют в официальных заездах состоялся на Гран-при Бахрейна. За сезон 2010 Виталий в 19 гонках только четыре раза финишировал в очковой зоне, в результате чего набрал 27 очков и занял 13-е место в личном зачёте.
В декабре 2010 года было сообщено о том, что Виталий подписал новый двухлетний контракт с командой Renault, которая с 2011 года стала носить название Lotus-Renault. В первой же гонке сезона 2011 в Альберт-Парке россиянин занял третье место, а после этого ещё семь раз в гонках попадал в очковую зону; всего он заработал 37 очков и стал десятым в личном зачёте. В декабре 2011 стало известно, что Петров не проведёт сезон 2012 в составе Lotus-Renault.
По слухам, был отчислен из команды Lotus-Renault за резкие слова в интервью о руководстве команды, а также о технических проблемах болида. Интервью было записано Алексеем Поповым, а тогдашний менеджер Виталия – Оксана Косаченко – никоим образом не повлияла на своего пилота.
Сезон 2012 Петров провёл в команде Caterham, о подписании контракта россиянина с этим коллективом было сообщено в феврале того года. Этот сезон стал для Виталия менее удачным, чем предыдущие: ни в одной из гонок не сумев набрать очков, он занял лишь 19-е место в личном зачёте. Для выступлений в Формуле-1 в 2013 году Петров не подписал контракта ни с каким коллективом.
Весь 2013 год провел без гонок, а в 2014 начал выступления в DTM, ни разу не набрав очков и в 2016 покинул серию ради гонок на выносливость.
Сейчас: вместе с Михаилом Алешиным и Брендоном Хартли выступает в гонках на выносливость. По моим личным воспоминанием из знакомства с Виталием – крайне вежливый, приятный и спокойный человек. Хотелось бы верить, что Виталий сможет проявить себя в автоспорте еще не один раз.
Даниил Квят (2014-2017, 2019; Toro Rosso, RedBull Racing; Призовой пилот)
В 2009 году при поддержке компании «Лукоил» стал выступать в международных соревнованиях, а годом спустя концерн Red Bull взял Даниила в свою систему поддержки молодых пилотов. Его соперником на протяжении многих лет в молодежных сериях был Карлос Сайнц-младший, который, справедливости ради, был быстрее россиянина в европейских сериях, вплоть до сезона в GP3. Испанец крайне нестабильно выступал, то и дело попадая во всевозможные передряги. В то же время, Даниил собрался во второй части сезона, выдал несколько победных гонок подряд и взял титул.
Уход Марка Уэббера из Red Bull подтянул в «основу» Даниеля Риккьярдо, освободив место в Toro Rosso для одного из трех гонщиков поддержки Red Bull: Квята, Саинца и Да Кошты, однако, вопреки всеобщему мнению, Хельмут Марко выбрал именно россиянина в основной состав Toro Rosso на сезон 2014 года.
Тогда: Квят довольно быстро освоился в Формуле-1, показав достаточно хорошую скорость в первых четырех гонках, избежав технических проблем и глупых ошибок для новичка. В середине сезона 2014 его результаты серьезно просели, ибо болид часто ломался (четыре подряд схода в середине сезона по техническим причинам), но тем не менее, было объявлено о продлении контракта с Toro Rosso на следующий сезон. В конце 2014 года Себастьян Феттель переходит в Феррари, а на его место в «основу» был подписан именно Квят, а не более стабильный Жан-Эрик Вернь.
В 2015 году качественного улучшения в результатах, первое время, достичь не удавалось — техника конкурентов заметно прибавила, и болид Red Bull часто уступал даже младшей команде. На Гран-при Венгрии, где благодаря обгонам и проблемам лидеров, Квят поднялся с седьмой стартовой позиции на вторую финишную, улучшив достижение российских пилотов в гонках чемпионата мира Формулы-1. На Гран-при Бельгии Квят квалифицировался 12-м, но благодаря множеству эффектных обгонов финишировал на четвёртом месте; в итоге, из-за сходов Дэна Риккьярдо россиянин опередил его в общем зачёте чемпионата на 3 очка, но проиграл Риккардо в квалификациях с общим счётом 7:12.
Сезон 2016 года начался для Квята неудачно: в Австралии машина заглохла ещё на прогревочном круге. В Бахрейне он сумел провести неплохую гонку и набрал очки, в Китае с шестого места прорвался на третье и поднялся на подиум. На Гран-при России в Сочи Квят стартовал восьмым и в попытке атаковать Феттеля дважды ударил его болид, что повлекло за собой другие столкновения, Квят был оштрафован (10-секундный Stop&Go) и очков не набрал. С пятого этапа (Гран-при Испании) Даниил продолжил карьеру в прежней команде Toro Rosso, где заменил Макса Ферстаппена. Макс же, заняв место Квята в Red Bull, выиграл первую же гонку — Гран-при Испании. Журналисты говорили о «полосе неудач» в карьере Квята: в Монако, Баку, Австрии, Монце и Абу-Даби до финиша не добрался.
Новый сезон 2017 года выдался крайне сложным. Даниил совершал много ошибок, а пресса плясала на костях россиянина, обвиняя того во всем. После гран-при Сингапура и схода из-за ошибки Квята, было объявлено, что Даниила на гран-при Малайзии в составе команды заменит Пьер Гасли, который принимал участие и на гран-при Японии. Квят выступил на гран-при США, заменив Карлоса Сайнса, ушедшего в Renault. Даниил завоевал одно очко, но несмотря на это был заменён на Брендона Хартли, а 25 октября Хельмут Марко заявил, что Квят больше не вернётся в команду и исключён из программы гонщиков Red Bull.
Весь 2018 год Даниил Квят был нанят командой Ferrari в качестве пилота по развитию, а карьерой россиянина занялся Николя Тодт, известный менеджер и сын президента FIA – Жана Тодта.
29 сентября на гран-при России было объявлено о возвращении Квята в команду Toro Rosso, а также о кредите доверия боссов концерна.
Сейчас: после трех гонок в 2019 году ничего определенного сказать нельзя, но гонку в Австралии Даниил может занести себе в актив (10 место, обгон Гасли и оборона своих позиций). В Бахрейне столкнулся с «операционной ошибкой» команды Toro Rosso, получив старые шины на быстрый круг квалификации, а в гонке же сцепился с Джовинацци, но эпизод был признан гоночным. Квят получил 5 секунд штрафа за превышение скорости на пит-лейн и закончил гонку 12-м.
Что же до недавней гонки в Китае, то репутация россиянина сыграла с ним злую шутку: Квят получил не самый очевидный штраф за столкновение на старте. По-сути, гонка была испорчена и Даниил сошел с дистанции.
Сергей Сироткин (2018, Williams; Призовой пилот)
Одним из спонсоров Сергея во время его тестовых выступлений за команду Sauber F1 Team был Национальный институт авиационных технологий, директором которого в то время являлся отец гонщика Олег Сироткин.
В июле 2013 года, после того как с командой Sauber начал сотрудничать ряд российских организаций (Международный фонд инвестиционного сотрудничества, Государственный фонд развития Северо-запада Российской Федерации и Национальный институт авиационных технологий), было объявлено о подписании контракта между гоночным коллективом и Сироткиным. Сначала сообщалось о том, что россиянин станет основным пилотом Sauber в сезоне 2014, однако в итоге его место занял мексиканец Эстебан Гутьеррес.
В 2014 году был тест-пилотом, а также выступил на тренировке перед Гран-При России, вызвав восторг у руководителей швейцарского коллектива. В 2015 и 2016-м гг. стал бронзовым призером серии GP2, а также был объявлен тест-пилотом заводской команды Renault, приняв участие в нескольких тренировках в 2016 и 2017 гг.
Тогда: В конце ноября 2017 Сергей выступал на тестах в Абу-Даби за команду Williams, а 16 января 2018 было объявлено, что Сироткин стал боевым пилотом британского коллектива на сезон 2018, где заменил завершившего карьеру Фелипе Массу. На Гран-при Италии финишировал 11-м, но в результате протеста Renault в отношении занявшего десятое место Ромена Грожана результат француза был аннулирован, благодаря чему Сергей вошёл в десятку и набрал первое в карьере очко. В личном зачёте чемпионата стал двадцатым.
Сезон для Сергея был крайне сложным, ибо в британской команде наметился серьезный спад в управлении, на который гонщики никак не могли повлиять. Также, Сироткин поучаствовал в ожесточенной борьбе с Серхио Пересом на Гран-При Сингапура, заставив изрядно поволноваться своих поклонников. Вместе с этим, западные эксперты отметили неуступчивость россиянина в столь сложных для него условиях.
В конце сезона 2018 Williams объявил о подписании поляка Роберта Кубицы на место Сергея. Учитывая начало сезона 2019 для Williams – не так уж и зря Сергей пропускает сезон. По слухам, спонсоры Сергея не захотели платить британцам слишком большие деньги за место в столь плохом болиде.
Сейчас: в сезоне 2019 года Сироткин занял должность резервного пилота команды Renault. Основными задачами россиянина во французском коллективе стали работа во время гоночных уик-эндов и тесты на симуляторе. В случае надобности Сергей может выйти на трассу за рулём гоночного болида вместо кого-то из боевых пилотов команды.
Сергей и сейчас является быстрым и талантливым гонщиком, очень хорошо подкованным в технической части. Если его карьера перезапустится на должном уровне, он сможет доказать всем свою скорость и замахнется на куда большие позиции, чем последний ряд с командой Williams.
В наше время происходит смена поколений в Формуле-1, где старых героев гонок меняют на новых. Шарль Леклер, Ландо Норрис, Джордж Расселл и др. – это та самая молодая поросль, готовая через несколько лет бороться за титул в Ф1. Особенно приятно, что Россия в плане молодых и талантливых пилотов не отстает: Роберт Шварцман является потенциально топ-пилотом, что не может не радовать. В картинге у нас тоже все не так плохо: Кирилл Смаль и Никита Бедрин уже на равных тягаются с профи из других стран.
Хотелось бы верить, что в России есть автоспорт, ибо как говорил Берни Экклстоун: «Возможно, быстрейший гонщик Мира живет где-то в Сибири!».
Вот и славно.
Примечание: если не интересен текст – смотри видео для тех, кому невмоготу писанина. Подпишись и поставь «лайк», если оно того стоит!
Stay Tuned!