Умер гоночный директор «Ф-1». Пилоты любили его, но иногда и посылали во время заездов
Он влиял на Гран-при 22 года.
Главным событием ближайшего уик-энда должен был стать старт нового сезона лучшего гоночного чемпионата на планете — но за день до выезда пилотов на трассу в Мельбурне на первую практику из Австралии пришли печальные известия: 14 марта от внезапной легочной эмболии умер гоночный директор «Ф-1» и делегат по безопасности ФИА Чарли Уайтинг. Ему было 66 лет.
Работа седовласого англичанина напрямую влияла на ход гонок: он давал старт заездам, включал и отключал режимы автомобиля безопасности и виртуального сэйфти-кара, выступал советником стюардов по инцидентам между пилотами на Гран-при, инспектировал автодромы на предмет готовности к лучшим гонкам мира, проверял машины на легальность и продвигал различные средства для повышения безопасности соревнований последние 28 лет. Во внедрении защиты шеи пилота HANS, улучшении шлемов (с 2019-го гонщики получили очередную более прочную версию) и продвижении защиты головы в виде гало есть немало его заслуг.
Настоящая гоночная легенда
В «Формулу-1» Уайтинг пришел 42 года назад на роль механика в «Хескет» Джеймса Ханта и в конце концов дослужился до главного по трековому персоналу в «Брэбэме» Берни Экклстоуна. С 1991-го Чарли стал техническим делегатом, с 1997-го получил должность «стартера», гоночного директора и делегата по безопасности. За все последние 22 года именно он чаще остальных становился «говорящей головой» для прессы, пилотов и болельщиков: он объяснял решения стюардов, комментировал вопросы безопасности, трактовал регламент и толковал наказания и запреты. По сути он прекратился в лицо и голос гоночного судейства — любые перипетии с нарушениями правил так или иначе связывались с волей и действиями Уайтинга. Так он и приобрел широкую популярность среди фанатов «Формулы-1» и по узнаваемости легко превосходил большинство руководителей команд.
Также он был близким другом гонщиков — они называли его по радио, в прессе и личных разговорах просто «Чарли» и считали его своим.
«Я в шоке, потому что только вчера гулял с ним по треку, – рассказал ошарашенный лидер «Феррари» Себастьян Феттель. – Он был посредником между нами и правилами, с ним можно было обсудить что угодно в любое время».
Последняя фотография в жизни Уайтинга — с Феттелем перед Гран-при Австралии 13 марта.
«Он все делал для нас, хотя мы часто заставляли его работать до седьмого пота, – поделился гонщик «Рено» Даниэль Риккардо. – Но мы всегда чувствовали, что он на нашей стороне. Мы жаловались на безумно огромное море вещей, но он никогда нас не затыкал».
«Он был одним из ключевых парней в нашем спорте, – заключил пилот «Рейсинг Пойнт» Серхио Перес. – Про него нельзя сказать ни единого плохого слова».
«Он всегда нас слушал, – согласился один из самых аварийный гонщиков последнего десятилетия Ромен Грожан. – Буду скучать даже по его брифингам в кабинетах стюардов».
«Даже когда я был зеленым 20-летним парнем с тремя гонками за плечами, он все равно с неподдельным интересом меня слушал, – удивлялся новичок «Макларена» Карлос Сайнс. – Тогда я был чересчур агрессивным, но он не потребовал у меня пересмотреть мое поведение, а только сказал, что наши с Максом Ферстаппеном стили поднимают новые вопросы о смене траекторий на торможениях и пожелал, чтобы я был осторожен».
«Он был невероятным человеком, – рассказал бывший гонщик «Ф-1» Карун Чандок. – Даже выполняя работу по сути пяти человек, он всегда находил время чтобы ответить на любое электронное письмо в течение часа, причем не только нам, но и болельщикам».
«У нас были прекрасные беседы, – вспомнил Даниил Квят. – Мы обсуждали эпизоды, случившиеся со мной на трассе, после гонок за чашкой чая, обменивались мнениями о тенденциях в спорте — и он спрашивал, что же я думаю. Он оказал сильное влияние на всех нас и на спорт».
Небольшой пример отношения Чарли к работе пришел журналист Motor Sport Magazine Cаймон Эррон.
«Для меня Уайтинг был идеальным примером спокойствия и здравого смысла, – написал Саймон. – Лучше всего это проявилось на тяжелом и дождевом Гран-при Японии 2007 года. Я пошел взять у него комментарии после скандальных заявлений «Феррари» по поводу неполучения предписания по использованию дождевых шин. Я прождал под дверью всего 10 минут, и потом он пустил меня вместе с итальянским журналистом и начал излагать точку зрения ФИА. Через три минуты в дверь постучали представители «Спайкера», протестовавшие против обгона Тонио Луицци из «Торо Россо» под желтыми флагами. Чарли вывел нас, закончил с оформлением новых бумаг и позвал обратно. Еще через пять минут в дверь снова постучали — на сей раз представители «Торо Россо». Снова мы вышли, а потом зашли — и несмотря на всю ситуацию и регулярные раздражители, Чарли все равно был открытым, терпеливым и готовым к диалогу».
Уайтинг остался в истории
За 22 года работы Чарли повидал и поучаствовал во многом, и на его популярности даже вырос ироничный пародист — твиттер-аккаунт Fake Charlie Whiting. Изначально его владелец Марк Макэрдл назвался просто именем гоночного директора, но затем поменял тайтл, потому что реально британца начали даже на официальных интервью иногда смущать вопросами по записям из аккаунта. Например, вот таким.
«Скажите Нико Хюлькенбергу мое решение: повиси там» (об перевороте гонщика «Рено» на последнем Гран-при Абу-Даби).
Тем не менее, Уайтингу нравилось творчество пародиста: по рассказам владельца аккаунта, они часто переписывались по почте и обменивались шутками. Чарли всегда смеялся над подобными твитами и не отказался от встречи с пародистом в Монреале на Гран-при Канады.
Макэрдл уже пообещал перестать пользоваться аккаунтом.
Сама же работа Чарли часто оказывалась бесконечно далекой от веселья: например, именно гоночный директор по сути спровоцировал скандал и бойкот на знаменитом Гран-при США 2005 года, когда на финиш приехало всего шесть машин. Тогда «Мишлен» не смог произвести достаточно безопасные для гонок шины, и сразу семь команд вместе с компанией обратились к дирекции заезда с вопросом установки шиканы на 13-м повороте автодрома «Индианаполиса» для снижения скорости. Уайтинг же отказал, мотивировав решение нечестностью по отношению к конкурентам, разработавшим для своих гонщиков нужные шины. В результате семь команд отказались от участия в Гран-при и завернули в боксы сразу после прогревочного круга, а Тьягу Монтейру на безнадежном «Джордане» завоевал единственный подиум в своей карьере.
Еще Уайтинга как британца долгие годы обвиняли в предвзятом отношении к Льюису Хэмилтону: якобы гоночный директор подсуживал земляку-чемпиону в спорных моментах и прощал ему больше, чем соперникам.
«Все судейство от Уайтинга всегда одинаковое, всегда одно и то же — оправдать, – вешал, например, Алексей Попов в прямом эфире первой практики Гран-при Мексики. – Пока будет Уайтинг – по-другому не будет. Неважно, какие будут стюарды – важно, какая идет установка: можно срезать, можно все – всегда будет не виноват человек, а остальные – будут».
Что ж, мы проверяли этот миф, и обвинить Чарли в однозначной предвзятости точно нельзя- инциденты с Хэмилтоном никак не складываются в нечестную систему лояльного судейства. А судя по отзывам пилотов, гоночный директор просто изо всех сил старался любую спорную ситуацию трактовать в пользу гонщика и не слишком его наказывать вне зависимости от команды, цвета кожи и количества титулов.
За такой подход ему иногда доставалось от пилотов: например, разъяренный судейством Себастьян Феттель на Гран-при Мексики 2016 года открыто заявил по радио: «Вот мое послание для Чарли: пошел ты #####! Честно, пошел #####!».
Пришлось потом много извиняться, но Уайтинг вообще не обиделся на четырехкратного чемпиона и моментально его простил.
Еще работа Чарли была довольно опасной — особенно когда крупная авария случалась прямо перед его будкой с кнопкой, дающей старт гонки. Приходилось уворачиваться.
Уайтинга в паддоке точно не забудут — например, «Хаас» уже внес изменения в ливрею 2019 года и поместил на нос небольшое посвящение.
Кто его заменит
Смерть Чарли шокировала паддок внезапностью, так что как такового наследника у него пока нет — все-таки британец реально выполнял работу пяти человек за раз и не каждый справится с подобной нагрузкой. Год назад на роль преемника Уайтинга в ФИА готовили Лорана Мекиса, но он в прошлом сезоне сбежал в «Феррари», оставив руководство Гран-при лишь с одним заместителем — Скоттом Элкинсом. Скорее всего, американец и получит должность в «Формуле-1», но 17 марта старт даст все-таки другой человек — Майкл Мази. Он замещал гоночного директора в австралийской серии V8 Supercars, уже работал с Уайтингом на паре заездов «Формулы-1» и принял временное назначение на первый Гран-при сезона. Ходят слухи, что его отправят работать в подобной должности на весь ближайший сезон в «Ф-2» и «Ф-3».
Но кого бы ни назначили на смену легендарному Чарли, заезды неминуемо немного изменятся. Раз уж гоночный директор лично решает, когда включить режим виртуального или реального автомобиля безопасности и обладает голосом в наказании пилотов, мы можем увидеть перемены уже в ближайшее воскресенье. Достаточно лишь одного непривычно строгого штрафа, чтобы все поняли: без Уайтинга «Формула-1» никогда не будет прежней.
В «Формуле-1» изменили правила начисления очков. Теперь вознаградят обладателей лучших кругов
Математик проанализировал гоночный темп команд «Ф-1». И составил рейтинг
Фото: globallookpress.com/AFP7/ZUMAPRESS.com, PHOTO 4/imago sportfotodienst, EIBNER/Illmann; Formula1.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson
странно, что вы считаете ваше мнение хоть сколь-нибудь значимым по сравнению с мнением почти всех больших деятелей Формулы 1. впрочем, вполне логичное поведение от вам подобных индивидуумов. ну и непонимание "о мертвых либо хорошо, либо ничего" тоже говорит о многом.