8 мин.

У «Феррари» больше нет права на провал. Леклер близок к уходу, команда на грани кризиса

Решающий сезон.

В «Формуле-1» начинается новая супертехнологичная эпоха – с особыми гибридными моторами, экологичным топливом и активной аэродинамикой. Такого технического переворота серия не видела еще никогда. По сути, чемпионат словно перерождается – команды переносят из 2025-го минимум – большинство прошлых деталей и знаний остаются на складах и в музеях. Полная перезагрузка.

«Феррари» подходит к сезону в состоянии, близком к экзистенциальному кризису. Даже вечно лояльный команде Шарль Леклер – фанат с детства, в носках от Скудерии – постепенно теряет веру в возможность побед на алой машине. Уже в 2025-м слухи о потенциальных переговорах менеджера №16 с другими командами всплывали каждые пару месяцев, а сага о заинтересованности «Мерседеса» тянется и затухает несколько лет подряд.

Итальянский Autoracer уверен: перед стартом сезона Шарль напрямую дал понять руководству, что уровень машины на первых гонках станет определяющим фактором в его будущем. Недостаток уверенности в перспективах может подтолкнуть Леклера к поиску других вариантов. А там, глядишь, и «Ред Булл» получит вожделенную альтернативу на случай ухода Ферстаппена. 

Впрочем, Леклер не ограничен одним направлением. Сейчас, когда истинная форма команд неизвестна, выстрелить может кто угодно. А у Шарля есть и репутация, и популярность – достаточно, чтобы выбирать проект по вкусу. «Мерседес», «Ауди», «Кадиллак», «Астон Мартин», «Альпин» – от такого актива не откажется никто, даже если запрос по зарплате окажется ошеломляющим.

Но активнее всего обсуждается вариант с «Астон Мартин»: якобы еще осенью менеджер Леклера Николя Тодт вел переговоры с представителями «зеленых». Теперь же осведомленные журналисты вбрасывают еще более громкую версию – интерес к №16 со стороны главного гения «Ф-1» последних лет, акционера и архитектора всей команды Эдриана Ньюи.

«Насколько я слышал, Ньюи считает, что стиль пилотажа Леклера лучше всего подходит его болидам, – отмечает немецкий обозреватель и постоянный резидент паддока Ральф Бах. – Машины «Ред Булл» в последние годы создавались под Ферстаппена и были быстрейшими, когда за рулем находился пилот, способный ими управлять.

Поэтому я полагаю, что “Астон Мартин” и Ньюи очень высоко оценивают Леклера именно из-за его стиля, который во многом напоминает стиль Макса Ферстаппена. Для конструктора это может сыграть ключевую роль». 

В таком контексте Шарль действительно выглядит идеальной заменой Фернандо Алонсо после окончания контракта двукратного чемпиона мира в 2026 году.

«Феррари» остается лишь одно – не провалить старт сезона.

Предсезонка «Феррари» – хаос

В эру граунд-эффекта прогресс резидентов Маранелло движется по синусоиде. При каждом спаде меняется шеф или структура технического департамента, при каждом подъеме конкуренты выкупают ключевые фигуры. Последний пример – «Астон Мартин», забравший автора шасси 2024 года Энрике Кардиле.

Опасения вокруг будущего Леклера возникли не на пустом месте. Хотя «Феррари» одной из первых переключилась на болид 2026 года и второй прошла омологацию шасси, инсайды о подготовке SF-26 противоречивы.

Силовые установки, с одной стороны, называют технологически продвинутыми и насыщенными инновациями, с другой – сомневаются в их надежности и реальных параметрах мощности. Накануне команда потеряла главного конструктора мотора Циммермана: он вместе с заместителем Шмидтом перед самым Новым годом ушел в «Ауди». Замену нашли из закрытого моторного отдела «Рено» – и уже это выглядит тревожно, учитывая десятилетие неудач французов.

По слухам, новичков удивила невысокая мощность прототипа двигателя «Феррари». Якобы последняя версия установки для «Альпин» годичной давности работала лучше. К проблемам добавилась неудачная развесовка, из-за которой пришлось перепроектировать шасси. В результате ряд решений получился рискованным и хрупким – не факт, что они выдержат нужный километраж.

С подготовкой к тестам – та же история. То болид не успевают собрать, то планируют обкатку за считаные дни до официальных сессий. И дело не только в ошибках персонала: Фред Вассер выбрал максимально агрессивный подход – дорабатывать машину до последних секунд. В итоге Скудерия оказалась в ситуации, когда шасси готово, а финальная версия мотора еще на стенде. 

Инсайдеры говорили о планах завершить сборку за 24 часа до презентации, и это прямая дорога к созданию атмосферы хаоса. 

А еще «Феррари» планирует подготовить две версии аэродинамического пакета. Сначала – «спецификация А» для презентации и первой обкатки, без самых сложных элементов, чтобы проверить надежность. Затем – «спецификация Б» для следующих тестов, уже с учетом первых данных и новых исследований в аэротрубе. Фактически «Феррари» сейчас параллельно работает над двумя машинами.

Ситуацию усугубляет внутренняя реорганизация, инициированная новым техническим директором Лоиком Серра. Француз пришел из «Мерседеса» в начале 2025-го и считается важным союзником Хэмилтона. Он начал с переработки болида прошлого года, а перед стартом 2026-го взялся за реформу процессов. 

Неэффективность структуры «Феррари» давно раздражала Льюиса и сдерживала потенциал команды. Серра переформатировал отделы и отчетность по «мерседесовским» лекалам – и тут же столкнулся с сопротивлением старожилов Маранелло.

Эхо конфликта проявилось и в истории с гоночным инженером Хэмилтона. После откровенно провального сезона с Риккардо Адами все шло к неизбежным изменениям. Команда сначала подтвердила продление его мандата, а через месяц отправила «в другие проекты» – не успев найти замену к обкатке. Так что на первых выездах инженер Леклера будет работать сразу с двумя пилотами. Чем не дополнительные условия для ошибок? 

И пока неизвестно, как сам Шарль относится к постепенной перестройке «Феррари» в стиле «Мерседеса» и с большим вниманием к Хэмилтону и его запросам на реформы. На старте прошлого сезона №16 явно видел одной из главных личных целей разгром звездного чемпионского новичка: активно захлопывал перед ним калитки, требовал пропуска и агрессивно атаковал при любом удобном случае. Искры прекратились только после того, как Льюис по ходу сезона отвалился глубже в хвост пелотона и почти перестал встречаться с Шарлем на трассе.

Но как все сложится в 2026-м? Вдруг они сойдутся снова, и Скудерия решит отдать приоритет именно №44? Ведь его время уходит, а цель прихода ясна: создание легенды с рекордным восьмикратным чемпионом в составе «Феррари». Теоретически руководство в Маранелло может видеть ситуацию так: за рекордом нужно идти сейчас, пока есть возможность, а Шарлю только 28 лет – и сезон-другой он еще подождет. Он же такой огромный фанат с детства!

А если не подождет? Вряд ли сам №16 согласится на такой поворот – иначе не обозначал бы жесткую внутреннюю борьбу с первых гонок 2025-го. А она была – до контактов колесами и слухах об отказе делиться информацией и настройками болида.

Добытчики и ловцы слухов из Маранелло сходятся в одном: в коллективе наэлектризованная и тяжелая атмосфера. Если что-то пойдет не так – новый удар структура может не пережить.

«Феррари» не самоуничтожится совсем – есть Бермэн. Но удар будет колоссальный

Без Леклера Скудерия не рухнет на дно Кубка конструкторов. Во втором болиде пока остается семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон, на подходе – крайне перспективный Оливер Бермэн. Его уже называют и «британским Леклером», и «наследником №44» – за эмоциональность, смелые обгоны и при этом плавный, зрелый стиль. Из Бермэна постепенно формируют будущую звезду – и сама «Ф-1», и британские медиа. Темп на трассе это подтверждает.

А еще на подходе чемпион «Ф-3» Рафаэль Камара и другие юниоры программы. Через пару лет у алых появится богатый выбор.

Но дело не только в результатах. Уход Шарля станет экзистенциальным ударом по Маранелло.

Леклер – икона и центр любви тифози. Самый душевный, открытый и медийный гонщик своего поколения. Даже действующий чемпион Ландо Норрис не дотягивает до Шарля по темпам роста аудитории и уровню эмоциональной привязанности фанатов.

После восьми лет мучений его уход уже не воспримут как предательство. Скорее, поймут – и даже пожелают удачи. Особенно если он пообещает когда-нибудь вернуться, как когда-то сделал Райкконен. 

А вот на «Феррари» обрушится шторм. Итальянская пресса, формирование негативного образа, давление сверху – руководство в Маранелло всегда реагирует на это болезненно. Команду может ждать новая зачистка и очередная перестройка.

Неудачный эксперимент с Серра вкупе с потерей Леклера грозит новым витком кризиса. Ведь именно Шарль с 2019 года был аватаром веры в будущее – тем самым «в следующем году точно получится».

Autoracer полагает, что ответственными за возможные неудачи признают Вассера и техническую бригаду. Штат «Ф-1» и так постепенно пополняется людьми из успешной программы гиперкаров, но ускоренная интеграция может привести к внутренним конфликтам и борьбе за власть – по всем законам итальянской драмы. 

И где-то рядом – потерянные последние годы Хэмилтона. №44 еще не решил, будет ли продлеваться на 2027-й, а опция, возможно, и вовсе в руках команды. Льюис называл Вассера одним из ключевых факторов своего перехода – и захочет ли он тратить финал карьеры на очередную политическую возню?

В худшем сценарии к концу года «Феррари» рискует потерять шефа, структуру и двух звездных пилотов. Скудерия выживет – за нее мечтает выступать половина пелотона. Но фраза «этот год – точно наш» перестанет звучать убедительно даже применительно к 2027-му или 2028-му.

Подписывайтесь на мой телеграм – там я описывал, почему и Хэмилтону будет очень сложно.

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Nicolas Economou, Peter Fox, Clive Rose