9 мин.

10 замен по ходу сезона, часть 3

 1994 - Заменить Айртона Сенну. Представляете себе, какое колоссальное давление должен был испытывать решившийся на это пилот? У руководства Williams не было недостатка в вариантах: были Риккардо Патрезе, Найджел Мэнселл и дебютант Дэвид Култхард. Почему Патрик и Фрэнк сделали выбор в пользу юности, а не опыта, - остается только гадать. Особенно если знать, как вообще настороженно сэр Уильямс относится к новичкам. Хотя – надо отдать ему должное – новички Williams всегда были на загляденье: Култхард, Жак Вильнев, Баттон, Монтойя, Нико Росберг…

Впрочем, нельзя сказать, что дебют шотландца вышел фееричным: сход и финиш на пятом месте вынудили Уильямса передумать и вернуть в дело Большого Найджа. Однако во Франции сошел и Мэнселл – в то время как Дэймон Хилл на точно таком же болиде с номером 0 дважды прибыл к финишу вторым и один раз выиграл, посягнув на доминирование Михаэля Шумахера. Так что ДиСи дали еще один шанс, и результаты медленно поползли вверх – вплоть до второго места в Португалии, как раз позади Хилла. После чего была произведена еще одна ротация состава, и погрузневший, но все такой же добродушный Биг Найдж взял и выиграл с поула последнюю гонку сезона, заодно вырвав у Benetton Кубок Конструкторов. И ей-богу, ему стоило завершить карьеру на этом. Все равно на следующий год Фрэнк подписал Култхарда, а в McLaren и влезть получилось не сразу…

1995: Круговорот невезения в... Minardi. А вот вам удивительный факт: до 1995 года на счету португальских пилотов в Ф1 не было ни одного очка. Испанцы – пожалуйста, итальянцы – сколько угодно, а вот португальцам как-то не везло, пока однажды в невезучую команду Minardi на смену невезучему Пьерлуиджи Мартини не пришел не менее невезучий Педру Лами, едва-едва восстановившийся после аварии с переломом обеих ног, поставившей крест на его возможном переходе в Lotus. Так вот, именно Лами посчастливилось добыть единственное очко в своей карьере и единственное для Minardi в том году в самой последней гонке чемпионата в Аделаиде, той самой, перед которой жуткую травму получил молодой Мика Хаккинен. Именно в той гонке финишировало всего восемь гонщиков, а победитель Хилл опередил финишировавшего вторым Оливье Паниса на два круга. В этой феерии и наш герой урвал маленький кусочек счастья. Увы, вся его остальная карьера представляет собой сплошные неудачи – либо последний сезон летящей по наклонной очередной команды ( в кузовах), либо просто беспросветные барахтания в середине второго десятка.

1997: Сердца и моторы. В 1997 году Оливье Панис последний раз в своей карьере (продолжавшейся до 2004 включительно) поднялся на подиум, но запомнился ему тот год, увы, не этим, а аварией в Канаде, завершившейся переломом обеих ног. Prost, использовавшая в те годы Mugen-версию Honda, предприняла попытку выйти на японских мотористов без посредников, усадив за руль Синджи Накано. Результаты самурая на удивление были вполне сопоставимы с результатами Ярно Трулли, а один раз Накано даже набрал одно очко, так что, когда Панис оправился от травмы, Ален Прост указал на дверь именно итальянцу. Однако Накано не стал новым Накаджимой и сезон закончил тремя сходами подряд и одним финишем на 10-м месте. А Prost в следующем году перешел на «свои, родные» Peugeot.

1999: Медовый месяц? Извини, дорогая. Появление в Ф1 Михаэля Шумахера происходило, надо признать, при весьма необычных обстоятельствах. Однако еще более необычными они были, когда замена потребовалась самому Михаэлю, да не где-нибудь, а в Ferrari, только-только всерьез вернувшейся в борьбу за титул. Между прочим, Мике Сало уже пришлось в тот год заменить травмированного пилота – финн занял место в BAR Рикардо Зонты и стал единственным пилотом BAR, сумевшим хоть раз финишировать в первых шести гонках этой команды (Вильнев и вовсе сошел в 11 гонках подряд). Однако Зонта вернулся, Мика остался без гонок и занялся устройством личной жизни, сделал предложение прекрасной японке Норико Индо… И вот в день свадьбы он получает звонок от боссов Ferrari с предложением немедленно приехать на базу в Маранелло, дабы заменить окаравшегося Шумахера. Вот вы бы как, согласились?

Надо быть гонщиком до мозга костей, чтобы все бросить и в такой ситуации встать под знамена алых жеребцов. Что ж, Мика выступал хоть и неровно, но два подиума все же добыл, а однажды и вовсе мог выиграть, хотя было понятно, что Скудерия ни за что не даст ему этого сделать. Как бы то ни было, очки финна помогли команде завоевать в тот год Кубок Конструкторов, а ему самому – поправить репутацию и заключить контракт с Sauber.

2001: Тряхнуть стариной. После аварии в Монце 2000 года Хайнц-Харальд Френтцен, похоже, так и не оправился психологически и дальше выступал весьма бледно, едва опережая собственную тень. Недовольный такими расстройствами Эдди Джордан, недолго думая, взял и выгнал немца в Prost, а сам воспользовался ссорой своего старого друга Жана Алези с Аленом Простом, который во всех неудачах команды винил пилотов. Рокировка пошла на пользу обоим: сверхнадежный в том году француз добавил финишей, в том числе блестящее шестое место в Бельгии, многострадальным Jordan, а Ханси отметился триумфальным четвертым местом на старте в том же Спа.

Правда, конвертировать это дело в очки немцу не удалось, - зато он поучаствовал в массовом глушении моторов на старте гонки. Между прочим, на том Алези, проведя 200-ю гонку, завершил карьеру. И еще один факт: при переходе из Prost в Jordan Жану пришлось учиться тормозить левой ногой, в то время как у Фретнцена проблем с педалями не возникало. И ничего, даже в непривычной конфигурации француз сумел достойно уйти из Ф1 - в те же двери, в которые он в нее вошел.

2004: Кому и одной гонки хватит. Если вы не помните, как дебютировал Тимо Глок, то давайте освежим в памяти события Гран-При Канады 2004 года, когда недовольный и вечно ищущий таланты Эдди Джордан решил заменить неважно выступавшего Пантано на юного немца на одну гонку. Таким образом у Jordan в канадской гонке был полностью немецкий состав: Ник Хайдфельд и Тимо Глок. В первом же своем Гран-При Глок сотворил маленькое чудо и набрал аж два очка, опередив своего опытного напарника, чего Пантано даже и с учетом дальнейшего возвращения не удалось ни разу за сезон. Да, две команды, по идее финишировавшие впереди пары Jordan,  были дисквалифицированы, но скорости немца этот факт не умаляет.

2004. Хорошие перспективы при плохих результатах. Тот год вообще был урожайным на рокировки. Марк Жене и Антонио Пиццония последовательно меняли Ральфа Шумахера, треснувшего позвоночник в бэнкинге Индианаполиса, неугомонная Toyota тасовала состав, как колоду карт, а тем временем в Рено назревал конфликт: выигравший в Монако и вообще проводивший свой лучший сезон Ярно Трулли был решительно не согласен с преференциями, оказываемыми Бриаторе своему подопечному Алонсо, и в сердцах ушел из команды за три гонки до конца сезона. Подобная запальчивость имела основания в виде толстого контракта от Toyota на следующий год. Японцы настолько обрадовались досрочному освобождению итальянца, что дали ему проехать две финальные гонки чемпионата, которые Ярно с треском провалил – впрочем, справедливости ради надо отметить, что мало кому удалось бы выступить на той машине лучше.

Ну, а в пару к Алонсо первым канадским рейсом прилетел все такой же мешковатый и ершистый на язык Жак Вильнев. Камбэк не удался, и в результате Трулли и Вильнев сражались друг с другом за подступы к топ-10, пока Фернандо Алонсо сиял аки неограненный брильянт в топ-5.

2005. Теннис – опаснее гонок. Курьезный случай с Хуаном Монтойей многие, наверное, помнят: в 2005 году после двух Гран-При колумбиец ВНЕЗАПНО получил травму плеча, играя в теннис. Заменившие его Педро де ля Роса и Александр Вурц мало того что зарабатывали больше очков, так еще и значительно ярче выступили каждый в своей гонке.

2005. Травма трудяги. В том же году замена потребовалась Нику Хайдфельду. Учитывая его статистику выступлений за  Williams, это была серьезная потеря. Пришедший на выручку Антонио Пиццония начал за здравие и с ходу взял два очка в Монце, а вот дальше дело застопорилось – два схода и ни одного финиша в дюжине сильнейших.

2006. Марио Тайссен решает! На следующий год Жак Вильнев, получивший было место аж в BMW, был уволен посреди сезона. Марио Тайссен рискнул взять на его место тест-пилота Роберта Кубицу, а в тестеры, в свою очередь, вписать имя Себастьяна Феттеля. То было одно из мудрейших решений в новейшей истории Ф1: уже в третьей гонке поляк заработал подиум, а Себастьян регулярно жарил по пятницам, не давая расслабиться боевым пилотам команды. Вряд ли стоит отдельно уточнять, каких успехов в Ф1 добились эти парни в дальнейшем.

Каковы перспективы Бруно? Пока его результативность описывается расхожим шаблоном 50/50, будем смотреть, как он поедет дальше.

А Роберту Кубице по-прежнему желаем скорейшего выздоровления!

Ну и по традиции блога - всем тепла!

Другие материалы блога:

10 замен гонщиков по ходу сезона, часть вторая

Констатации фактов

10 замен гонщиков по ходу сезона, часть первая