9 мин.

Глубокое погружение: Гран-при Италии

Недостаток в разнообразии стратегий команд на этапе в Монце, вызванный стартовой аварией, был с лихвой компенсирован полярными подходами коллективов к настройке болидов на гонку. Исход воскресного заезда на «Аутодромо Национале» во многом предопределили нестандартные и ультраконсервативные решения некоторых конюшен.

Скоростной характер итальянской трассы – ее шарм и главное достоинство, если, конечно, рассматривать автодром с чисто технической точки зрения: всего шесть точек торможения, зато четыре прямые, разбитые шиканами для гашения безумных скоростей и соединенные между собой средне и сверхскоростными поворотами, делают трек действительно уникальным.

В связи с этим, традиционным подходом к настройкам болидов в Монце считается стремление как можно сильнее «разгрузить» машины – лишить их значительной части прижимной силы, чтобы серьезно увеличить скорость на прямых. Побочным эффектом таких действий является нестабильность поведения автомобилей и потеря драгоценного времени в поворотах, но это компенсируется чудовищной скоростью и возможностью беспрепятственно обгонять тех, кто вздумает настроиться на прижимную силу и пожертвует «максималкой».

Однако на практике в современной «Формуле-1» получается, что настройка болидов на максимальную скорость таит в себе определенные проблемы. В частности, нынешние двигатели ограничены на отметке 18 000 оборотов в минуту. Можно как угодно настраивать коробку передач – делать передачи длинными или короткими – рано или поздно мотор упрется в лимитатор и максимальная скорость встанет на месте. Кроме того, в этом году необходимо учитывать фактор системы снижения лобового сопротивления (DRS), которая также повышает скорость машины. В Монце из-за особенных настроек болидов DRS давал не самый большой прирост – всего до 8 км/час, но при этом система вместе с KERS по-прежнему играла важную роль в разгоне автомобиля.

Творческий подход

В Монце инженерам пришлось искать золотую середину при подборе настроек. В «Ред Булл» и «Макларене» предпочли подготовить машины так, чтобы у тех был лучший разгон, но из-за относительно коротких передач максимальные скорости RB7 и MP4-26 были ниже, чем у «Мерседеса», в котором, напротив, предпочли разгоняться чуть медленнее, но к концу прямых ехать быстрее. Самым необычным стало решение бригады Себастьяна Феттеля – мотор на его машине упирался в лимитатор задолго до точки торможения: достигая 327 км/час, Себ ехал на этой скорости еще несколько сотен метров. Несмотря на очевидную потерю в «максималке», Феттель лучше разгонялся на выходе из поворотов, а дополнительное преимущество немцу давали характеристики RB7: при равных аэродинамических настройках с соперниками болид австрийской конюшни все равно генерирует больше прижимной силы – это позволяло Себастьяну чуть стабильнее чувствовать себя в поворотах и проходить их быстрее и увереннее.

Многие полагали, что в случае проигранного старта лидер чемпионата не сможет воспользоваться своими козырями – быстрым разгоном и хорошим прохождением поворотов, – однако в исход борьбы с соперниками вмешались дополнительные факторы.

Во-первых, хоть Себастьян и не удержался на первом месте после первого поворота, он не пропустил вперед пилотов «Макларена» – которые в воскресенье по времени прохождения круга были одними из лучших.

Во-вторых, вырвавшемуся вперед Феттеля Алонсо аукнулась авария на первом круге. Да, в болид испанца никто не влетел, но из-за трех кругов за автомобилем безопасности шины красного болида остыли, и на их прогрев потребовалось время.

В результате на пятом круге гонки «Ред Булл» действующего чемпиона мира смог лучше выйти из первой шиканы, поравняться с Алонсо и перед второй шиканой выйти вперед. Несмотря на то, что Себ совершил обгон практически спонтанно (то есть, представилась возможность – провел атаку, а не дождался более явной возможности), как ни странно, место для маневра оказалось для него практически идеальным! Из-за того, что из первого поворота болиды выходят всего лишь на скорости 75 км/час, ко второму повороту «Делла Роджа» Фернандо не успел достичь максимальных для себя 336 км/час – ему просто не хватило прямой, чтобы уехать от соперника. Если бы попытка обгона состоялась, скажем, на отрезке от «Аскари» до «Параболики», то Феттель, догнав Алонсо посреди прямой, дальше грустно бы смотрел на то, как «Феррари» продолжает наращивать скорость и уходит в отрыв.

В оставшейся части заезда Себ поглядывал за пит-стопами конкурентов и совершал остановки в боксах только после остальных лидеров Гран-при. В Монце практически нет высокоскоростных поворотов, и в случае грамотных торможений резина расходуется не очень серьезно, так что Феттель терял не очень много времени по отношению к соперникам на более поздней смене резины. Таким образом он контролировал гонку, и в итоге уверенно победил.

Фактор Шумахера

Вероятно, в случае удачного старта и возобновления заезда в режиме зеленых флагов, пилоты «Макларена» стали бы одними из фаворитов Гран-при Италии. Их чистый темп позволял идти в ритме Феттеля, а DRS наверняка дал бы возможность пройти немца. Удержали бы они позиции в случае выхода на первые места? Этого уже не узнать, поскольку на первых кругах Дженсон Баттон откатился на шестое (а затем и на седьмое) место, а Льюис Хэмилтон на рестарте уступил третью позицию Михаэлю Шумахеру.

Машина семикратного чемпиона мира была настроена противоположным, можно даже сказать, консервативным способом – главный упор был сделан на максимальную скорость. В результате множество атак Льюиса заканчивалось ничем – даже с включенным DRS англичанин мог лишь поравняться с соперником, и для обгона не хватало заключительного рывка.

Михаэль, к слову, грамотно использовал возможности своей машины, четко перекрывая траекторию гонщику «Макларена». Кто-то скажет, что Шумахер временами действовал чересчур жестко, заступая за грань правил, но, во-первых, автогонки – по-прежнему мужской спорт, а во-вторых, неуступчивый характер Михаэля на трассе известен всем. Если уж он в прошлом году чуть не размазал по стене Рубенса Баррикелло в споре за более скромную позицию, да и за годы карьеры не стеснялся идти на совсем экстремальные вещи, то в «Макларене» явно не должны были ждать подарков со стороны соперника. В конце концов, когда Хэмилтон пришел в «Формулу-1», он не раз заявлял о том, что хотел бы побороться с Шумахером на трассе. После этапа в Монце чемпион мира 2008 года может с гордостью сказать, что его мечта исполнилась.

Неравная борьба с более быстрыми соперниками привела к тому, что покрышки на W02 износились достаточно быстро – после пропуска Баттона Михаэль был вынужден первым из группы лидеров завернуть на пит-лейн. Это событие привело к цепной реакции – с интервалом в круг в боксах побывали и остальные претенденты на подиум. Хэмилтону повезло чуть меньше – поскольку Баттон в тот момент гонки шел впереди, именно он имел приоритетное право на смену резины, и Льюису пришлось провести на старой резине на два круга больше Шумахера. Пилот «Мерседеса» на свежих шинах прошел круг быстрее, чем гонщик «Макларена» на старых, и поэтому даже быстрый пит-стоп не позволил Хэмилтону вырваться вперед – он снова застрял за семикратным.

В конце концов Шумахер уступил позицию Хэмилтону. Несмотря на то, что Михаэля несколько раз предупредили о блокировке соперника и необходимости изменения стиля борьбы, пропуск соперника оказался не специальным. Как пишет Джеймс Аллен, обгон произошел вследствие ошибки Михаэля с переключением передачи вверх – немец чуть затянул с моментом нажатия кнопки на руле, двигатель уперся в лимитатор, и машина потеряла импульс разгона… Льюис вырвался вперед. Возможно, ошибка Шумахера произошла из-за того, что гонщик отвлекся на командное радио, но это лишь предположение…

Шины решают все

В то время как Льюис, наконец, разобрался с Михаэлем, другой гонщик «Макларена» был далеко впереди – Баттон опережал Хэмилтона на 8 секунд и уже висел на хвосте у Алонсо. Поскольку болид Скудерии хорошо работает с мягкими шинами, до заключительного отрезка реальных возможностей для обгона Фернандо у Дженсона не возникало, но после перехода на средний состав «Феррари» в очередной раз провалилась. После второго пит-стопа Алонсо не успел прогреть шины и быстро пропустил конкурента. Догнать того возможности уже не было – Фернандо проходил круги на 0,5 – 1 секунду медленнее, чем соперник. На счастье Скудерии, гонка в Монце состоит всего из 53-х кругов. Затянись Гран-при еще ненадолго, итальянская конюшня наверняка и вовсе осталась бы без подиума…

Как уже говорилось, из-за особенностей трассы, а также из-за требований ФИА следовать рекомендациям «Пирелли» по развалу колес, износ шин в Италии был не таким серьезным, как в Бельгии. Из-за этого мягкий тип покрышек оказался на удивление живучим – даже «Мерседес», традиционный пожиратель резины в гонках, усилиями Шумахера прошел на «софте» более двадцати кругов (с 17-го по 37-й) без потери в темпе.

Вероятно, из-за высокой износостойкости опциональных покрышек тактика с ранним использованием среднего типа резины (при тактике двух пит-стопов) не принесла бы существенных дивидендов – если в Спа любые покрышки убивались за первые круги заезда (то есть, по сути, было все равно, чем жертвовать в начале Гран-при – «софтом» или «медиумом»), в Монце опциональные шины не сломали гоночные стратегии команд.

В связи с этим сложно представить, что Нико Росберг добился бы впечатляющих успехов, не случись на старте аварии. Однако узнать, как бы все сложилось, теперь невозможно.

Другая стратегия – одного пит-стопа со стартом на более жестких шинах – казалась более жизнеспособной. Во всяком случае, Серхио Перес успешно выбрался на седьмое место и мог как минимум финишировать восьмым, если бы не поломка коробки передач.

Наконец, был и третий вариант. Как и в группе лидеров – с двумя пит-стопами, но при этом сильно оттянутыми. Это позволяло свести к минимуму использование «медиума» и растянуть отрезки на «софте». По такой тактике вновь выступили Фелипе Масса – он финишировал шестым, что после столкновения с Уэббером кажется не самым плохим результатом, – и Хайме Альгерсуари. Если бы каталонец боролся в группе лидеров, где у всех очень ровный темп и идет счет на доли секунды, то наверняка бы сильно проиграл, но в середине пелотона очень много борьбы и трафика, и любой круг по чистой трассе, пусть даже на изношенной резине, может серьезно повлиять на исход гонки. В итоге Хайме финишировал следом за Фелипе, и после старта с 18-го места этот результат кажется более чем достойным.

Графики

Ход гонки (с Forix)

Горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.

Ход гонки (с официального сайта ФИА)

Другие темы в этом блоге:

Глубокое погружение: Гран-при Бельгии

Глубокое погружение: Гран-при Венгрии

Глубокое погружение: Гран-при Германии