Росс Браун и Рори Бирн. 7 чемпионских машин, сконструированных гениями. Часть 1
Росс Браун и Рори Бирн вместе смогли построить машины, которые позволили Михаэлю Шумахеру стать самым успешным и известным пилотом в истории. Я уверен, что всем фанатам «Формулы-1» будет приятно пережить эти победы еще раз...
Benetton B195
На протяжении всего сезона за титул боролись «Уильямс» и «Бенеттон». На обеих машинах стояли двигатели «Рено». Хорошая машина и талант Михаэля Шумахера позволили победить как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов. Команда «Бенеттон» смогла завоевать первый в своей истории Кубок конструкторов.
В техническом регламенте 1995 года помимо новых требований к аэродинамике было требование снижения объема двигателя с 3,5 литров до 3 литров. С представлением своего нового двигателя V10, RS7, «Рено» объявила о начале своего сотрудничества с командой «Бенеттон» и продолжении сотрудничества с командой «Уильямс». Сезон оказался воистину замечательным для моторов «Рено»: 16 побед (11 с «Бенеттон» и 5 с «Уильямс»), 16 поул-позиций (4 с «Бенеттон» и 12 с «Уильямс»), и все четыре пилота болидов с мотором «Рено» финишировали на первых четырех позициях чемпионата пилотов.
Болид был сконструирован Россом Брауном и Рори Бирном. Модель B195 являлась эволюцией предыдущей, отличаясь от нее новыми боковыми обводами и более высоким и прямым носом. На этом болиде была одержана победа на легендарном Гран-при Монако.
Ferrari F399
Поражение в 1998-м стало разочарованием для «Феррари» – никто не ожидал, что машины «Макларен» окажутся настолько быстры. Тем не менее, тот факт, что по ходу сезона Скудерии удалось значительно сократить отставание от конкурентов, придал команде сил. Тем более, что с 1999 года все должны были использовать шины Bridgestone, что лишало «Макларен» части преимущества.
Новая F399 (впервые с 1955 года «Феррари» включила в название машины год её выпуска), стала развитием предыдущей – инженеры доработали верхний выхлоп, оптимизировали аэродинамику, снизив лобовое сопротивление и увеличив прижимную силу, добились более эффективной работы системы охлаждения, изменив конструкцию воздухозаборника, обновили переднее антикрыло. Передняя подвеска в целом осталась прежней, но добавился третий амортизатор для контроля крена. Задняя подвеска была основательно переработана – амортизаторы теперь располагались вертикально. Появился электронный усилитель рулевого управления.
Новая версия двигателя стала немного мощнее, немного легче и немного надёжнее. Вместе с другими изменениями, это привело к тому, что общая масса F399 снизилась на 20 кг. Конечно, в итоге машина весила столько же, сколько и прежде – в соответствии с требованиями регламента, но размещённый балласт позволил существенно снизить центр тяжести, расширить возможности настроек и оптимизировать развесовку по осям.
Машины «Макларен» по-прежнему были немного быстрее, но с небольшим преимуществом. После блестящего дубля в Монако пилоты «Феррари» занимали два первых места в чемпионате, и лидировавший Михаэль Шумахер выглядел явным фаворитом в борьбе за титул. Однако затем последовала череда неудач, закончившаяся отказом тормозов на машине Шумахера в Сильверстоуне и сложным переломом ноги. Сменивший его Мика Сало на борьбу за титул, конечно, не претендовал, а вот Эдди Ирвайн имел шанс стать чемпионом вплоть до самого конца сезона. Однако реализовать его не сумел.
«Феррари» пришлось ждать 16 бесконечных лет, прежде чем команда смогла вновь выиграть титул чемпиона мира, но Кубок конструкторов 1999 года стал для Скудерии успехом лишь наполовину из-за инцидента в Сильверстоуне, вынудившего Михаэля Шумахера пропустить несколько Гран-При и отказаться от притязаний на титул.
В отсутствие немца претендентом на титул от «Феррари» стал Эдди Ирвайн: второй пилот команды, после того, как Шумахер выбыл из борьбы, оказался неожиданно быстрым и агрессивным пилотом. Ирландец, после случайного успеха в начале года, в Австралии, финишировал первым в Австрии, Германии и Малайзии, он сохранял шансы на титул вплоть до решающего Гран-При Японии, но там финишировал только третьим и вынужден довольствоваться вторым местом в чемпионате, позади Мики Хаккинена.
С технической точки зрения F399 стала ещё одним этапом в истории «Феррари». Напряжённая работа Росса Брауна, Рори Бёрна и Паоло Мартинелли, наконец, начинает приносить свои плоды, отставание от McLaren-Mercedes становится всё меньше. Отчасти это заслуга и японской компании Bridgestone, которая в 1999 году сменила американскую Goodyear.
Сезон 1999 года начался довольно неожиданно – с первой в карьере победы Эдди Ирвайна. Этот успех стал следствием технических проблем у пилотов «Макларен», а Михаэль Шумахер, как и в последнем Гран-При предыдущего сезона, из-за заглохшей на старте машины вновь начинал гонку последним. Эта неожиданность, однако, стала предвестником последующих событий чемпионата, когда из-за травмы лидера «Феррари» Ирвайн стал претендентом на титул.
Ирландец сумел выиграть ещё три гонки, однако нельзя сказать, что выглядел при этом убедительно. Победу в Австрии ему подарили пилоты «Макларен», столкнувшись между собой уже на первом круге, гонку в Германии, на Хоккенхаймринге, должен был выиграть Мика Сало, но уступил первое место по приказу из боксов, а в Малайзии вернувшийся в чемпионат Михаэль Шумахер просто разгромил конкурентов в квалификации, однако в гонке пропустил вперёд Ирвайна и на протяжении всей дистанции намеренно сдерживал за собой Хаккинена, позволив напарнику оторваться.
Перед финальным Гран-При в Японии Ирвайн лидировал в чемпионате, но его сопернику Мике Хаккинену для завоевания титула достаточно было финишировать первым. Финн очень неровно провёл сезон, но на Сузуке собрался с силами и не оставил пилотам «Феррари» никаких шансов. Ирвайн закончил гонку только третьим. Тем не менее, Скудерия выиграла Кубок конструкторов – первый с 1983 года.
Ferrari F1 2000
Три года подряд «Феррари» была очень близка к титулу, но всякий раз победителем становился кто-то другой. И завоёванный в 1999-м году Кубок конструкторов, конечно, не утолил жажду Скудерии по победам. Однако он продемонстрировал, что победа в чемпионате совсем близка – нужно лишь сложить, наконец, вместе все необходимые составляющие. Именно это в Маранелло и планировали сделать в 2000 году.
Новая машина, F1 2000 (впервые её индекс состоял из четырёх цифр), вновь стала развитием предыдущей модели. Внешние отличия коснулись в первую очередь передней части – носовой обтекатель стал более высоким, тонким и изогнутым. Внутри главным изменением стал обновлённый двигатель с увеличенным углом развала цилиндров. Это, а также использование новейших материалов, позволило ещё больше снизить центр тяжести, улучшив управляемость машины.
Впервые с 1998 года машина «Феррари» ничем не уступала «Макларен» Эдриана Ньюи, и всё должно было решить противостояние пилотов команд. Но вернувшийся в конце предыдущего сезона после травмы Михаэль Шумахер оказался ещё быстрее, чем прежде - после окончания чемпионата 1999 года Эдди Ирвайн даже шутил, что, видимо, ему тоже нужно сломать ногу. Но в 2000-м Ирвайн выступал уже в новой команде «Ягуар», а его место в «Феррари» занял Рубенс Баррикелло.
То, что 2000-й год может стать успешным для «Феррари», стало ясно уже после первых кругов F1 2000 по трассе. Машина достаточно сильно отличалась от предыдущей модели - была очень отзывчива на трассе, предсказуемо реагировала на изменение настроек и не имела существенных недостатков.
Машина получила новую аэродинамику, её формы стали более плавными по сравнению с F399, почти трапециевидными, в то время как носовой обтекатель стал более узким, изогнутым и высоким, чем в 1999 году, что позволило направить под машину больше воздуха. Новое шасси с более низким центром тяжести и с модернизированным мотором V10, угол развала цилиндров которого увеличился до 90 градусов, сотворили чудо. Новая пара пилотов - теперь за Скудерию вместе с Михаэлем Шумахером выступает Рубенс Баррикелло, сменивший Эдди Ирвайна – одержала 10 побед (девять из них на счету Шумахера, и одна – у бразильца), побив рекорд по количеству побед и поулов за сезон.
После 21-летнего перерыва в «Феррари» вновь добились успеха и праздновали возвращение чемпионского титула в Маранелло. Чемпионом стал Михаэль Шумахер и F1 2000 (10 побед, 10 поулов и 5 лучших кругов). С середины семидесятых, со времён 312 T и Ники Лауды, «Феррари» не была настолько конкурентоспособна.
Ferrari F1 2000 не была абсолютно лучшей машиной сезона, но по общей статистике превзошла все предыдущие модели Скудерии. Этим успехом она во многом обязана Михаэлю Шумахеру, который в 2000 году находился на пике формы. Немец одержал девять побед, повторив рекорд, установленный в 1992 году Найджелом Мэнселлом, хотя британец тогда выступал на абсолютно лучшей машине. Ещё одну победу (в Германии) команде принёс Рубенс Баррикелло – бразилец не мог конкурировать со своим напарником, но сразу же продемонстрировал лучшие результаты, чем его предшественник.
Ferrari F2001
В 2001 году «Феррари» завоевала меньше побед, чем в 2000-м, но новая машина Скудерии – F2001, была гораздо лучше предшественницы. Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло тоже выступали не хуже, чем раньше, но причиной ухудшения статистических показателей стало появление у «Феррари» второго сильного соперника. Помимо традиционных конкурентов из McLaren-Mercedes, в 2001 году итальянцам противостоял ещё один англо-немецкий дуэт: Williams-BMW. Гонщики этой команды, Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя, выступали на резине французского концерна Michelin, вернувшегося в «Формулу-1», и одержали по ходу сезона четыре победы.
Тем не менее, F2001 была лучшей машиной чемпионата и одной из самых совершенных в истории Скудерии. Со своей предшественницей она имела не так много общего: это фактически новая модель, что отчасти продиктовано очередными корректировками регламента. Главной из них стало возвращение трекшн-контроля, из-за чего пришлось переделать трансмиссию и заднюю подвеску. Кроме того, правила 2001 года требовали размещать переднее крыло выше, чем раньше, и это привело к появлению антикрыла характерной конфигурации, средняя часть которого формой чем-то напоминала ложку. Наконец, масса машины в очередной раз была снижена – в частности, «похудевший» на пять килограммов двигатель V10 теперь весил всего 100 кг!
Благодаря всем этим изменениям F2001 стала не только быстрее предшественницы, но и менее требовательной к резине. К тому же, машина оказалась достаточно универсальной и хорошо выглядела на трассах всех типов. Правда, по мощности мотор «Феррари» несколько уступал BMW, что на скоростных трассах всё же сказывалось. Но в конечном счёте Шумахер одержал более чем убедительную победу в чемпионате, заработав почти в два раза больше очков, чем ближайший из преследователей, Дэвид Култхард.
Эйфория «Феррари» после завоевания обоих титулов в 2000 году вскоре была омрачена голосами из Англии. Сразу после Гран-При Малайзии, последней гонки 2000 года, исторические соперники команды и британские СМИ начинают твердить, как мантру, что если победить трудно, то оставаться на вершине – ещё труднее. Другими словами, «Феррари» прервала серию неудач, длившуюся с 1979 года, и теперь пройдёт ещё несколько лет, прежде чем ей удастся повторить свой успех.
Но в Маранелло придерживались другого мнения. Ferrari 2001 года не только подтвердила этот уровень, но и улучшила результаты предыдущего сезона. Если в 2000 году главным фактором успеха признавали Шумахера, то в 2001-м заслугу в завоевании титула поровну разделили между собой немецкий чемпион и его машина, одна из лучших у «Феррари» за все времена.
F2001 оказалась эффективна на трассах всех типов, как на самых быстрых, так и на уличных. Конструкторы «Феррари» сумели лучше всех интерпретировать новые правила, введённые федерацией в 2001 году, минимизировав потери прижимной силы. По ходу сезона соперники пытались скопировать некоторые их решения, такие как переднее антикрыло характерной формы и подход к распределению веса. Тем не менее, им оказалось не под силу даже побеспокоить пилотов Скудерии. Такого успеха у «Феррари» не было уже очень давно.
Несмотря на появление в Формуле 1 «третьей силы», Михаэль Шумахер вновь, как и в 2000 году, одержал девять побед, став четырёхкратным чемпионом мира. Рубенс Баррикелло на этот раз ни одного Гран При выиграть не смог, что и привело к небольшому ухудшению общих результатов Скудерии на фоне предыдущего года. Тем не менее, 11 поулов и 15 подиумов Ferrari в 17-и гонках говорят сами за себя.
Побед, однако, могло быть и больше, но Гран-При Италии в Монце проходил 14-16 сентября, спустя всего несколько дней после террористической атаки на «башни-близнецы» в США. Это событие, не имевшее никакого отношения к автоспорту, оказало, однако, сильное влияние на всю команду и в особенности – на Михаэля Шумахера, который был совершенно деморализован. Второй удар последовал за день до гонки, когда на трассе Лаузицринг в Германии в страшную аварию попал Алессандро Дзанарди, ещё совсем недавно выступавший в «Формуле-1». Полученные им травмы оказались столь тяжёлыми, что медикам пришлось ампутировать итальянскому пилоту обе ноги.
Так как титул к тому моменту Шумахер себе уже гарантировал, он даже подумывал отказаться от участия в Гран-При, но в ответ Берни Экклстоун намекнул, что команда может быть дисквалифицирована. В итоге Михаэль и «Феррари» всё же вышли на старт, но с машин были убраны все наклейки, а носовые обтекатели выкрашены в чёрный цвет. В гонке Баррикелло финишировал вторым, а Шумахер даже не пытался побороться за подиум, закончил гонку четвёртым и немедленно покинул автодром.
F2001 оказалась так хороша, что в Скудерии позволили себе даже использовать её в первых гонках 2002 года, пока новая модель проходила последние испытания. В Австралии пилоты «Феррари» заняли первый ряд на старте, причём поул заработал Баррикелло. В гонке, однако, бразилец сошёл после столкновения с Ральфом Шумахером, в то время как старший из братьев победил. В Малайзии на поуле уже был Михаэль, но столкнулся с другой машиной «Уильямс», которую пилотировал Монтойя, после чего вынужден был ехать в боксы на замену носового обтекателя и в конечном итоге финишировал третьим. В Бразилии Шумахер выступал уже на новой машине, а Баррикелло – на старой, но в своей домашней гонке опять не смог добраться до финиша.
Продолжение следует…