«Эта победа для тебя, Жюль». 10 запоминающихся моментов Гран-при Венгрии
Пике опережает Сенну в великом противостоянии двух бразильцев
10 августа 1986 года
Если быть откровенным, то ничего выдающегося в этой гонке не произошло. В середине 80-х таких сумасшедших гонок было пруд пруди. Эта гонка примечательна тем, что стала первой в истории, которая прошла за «железным занавесом». В экзотическом месте под названием Будапешт.
И пусть построенная за 10 месяцев на северо-восточной окраине Будапешта гоночная трасса получилась узкой, извилистой и лишенной быстрых участков. Не важно, что на 4 километра здесь приходилось 16 поворотов, а единственная дорожка, ведущая к автодрому от ближайшего шоссе, была в дни Гран-при парализована пробками с утра до вечера. Берни Экклстоун вновь доказал всем, что умеет добиваться своего – и 200 тысяч зрителей, съехавшихся посмотреть на диковинные состязания из ГДР, Румынии, Польши, Чехословакии и даже Союза Советских Республик, служили самым весомым ответом злопыхателям.
К 11-му этапу борьба за титул чемпиона обострилась невероятно. Основными претендентами были Нельсона Пике, Ален Прост, Айртон Сенна и Найджел Мэнселл. Шестой в сезоне поул Сенны позволил бразильцу захватить лидерство в медленном послестартовом повороте. Его соотечественник Пике шел следом, а вот Просту пришлось расстаться с мечтами о победе и свернуть в боксы для ремонта электросистемы.
Следующим из спора за победу на Хунгароринге выбыл Мэнселл: лидер чемпионата не мог поддерживать темп пары южноамериканцев и начал отставать. Пике между тем обошел-таки Сенну, но Волшебник благодаря более позднему пит-стопу сумел вернуться вперед. Конечно же, Lotus 98 был очень хорошей машиной, но в сравнении с Williams FW11 детище Жерара Дюкаружа все же не выглядело идеальным. Нельсон вторично догнал Айртона и смог еще раз его опередить.
После этого порядок уже не менялся до самого финиша. В четвертый раз подряд «11 чемпионов мира» не пропустили никого другого на призовой подиум. Сенна, Пике и Мэнселл получили кубки из рук высоких венгерских гостей и с удовольствием побрызгались шампанским. О том, как здорово у каждого из них болят руки после сплошной вереницы поворотов, равно как и о том, что гонку пришлось остановить досрочно, так как за максимально допустимые два часа никто из ее участников не смог преодолеть полную дистанцию, в тот момент никто не думал.
Мэнселл бросает вызов разногласиям
13 августа 1989 года
Приехав в 1989 году в Будапешт, обитатели паддока выяснили, что асфальт Хунгароринга покрыт толстым слоем пыли и грязи. Оно и неудивительно - собственных гонок в Венгрии практически не было, и почти весь год, от Гран-при до Гран-при, трасса стояла без дела. Поскольку ее покрытие, вдобавок, было не слишком ровным, сцепление колес с асфальтом стало для инженеров команд серьезной головной болью. Как выяснилось, квалификационные шины Goodyear работают в этих условиях плохо. Из-за этого стартовое поле выглядело непривычно - многие середняки, сотрудничающие с Pirelli, заняли высокие позиции.
Но в гонке все быстро встало на свои места - тем более, что асфальт к тому времени уже более-менее очистился. Патрезе сохранил лидирующую позицию, следом за ним расположились Сенна, Ален Прост на «Макларен» и Герхард Бергер на «Феррари». Тем временем напарник австрийца по Скудерии, Найджел Мэнселл, отчаянно пробивался наверх с 12-й стартовой позиции.
К тому моменту, когда Мэнселл, сломив сопротивление середняков, вышел на пятое место, квартет лидеров уехал от него уже на 17 секунд. Но в гоночном режиме «Феррари» британца смотрелась просто здорово, и спустя два десятка кругов он настиг группу лидеров. Бергер к тому моменту поехал на пит-стоп и вскоре сошел, так что перед Мэнселлом остались Патрезе, Сенна и Прост.
Казалось бы, даже лишняя секунда на круге едва ли даст Найджелу возможность опередить столь опытных соперников на Хунгароринге, но это был его день. Сначала пилот «Феррари» опередил Проста, который чуть замешкался на выходе из поворота, потом Патрезе пробил радиатор и выбыл из борьбы с перегретым мотором, ну а затем Мэнселл обогнал и Сенну.
Волшебник всегда считался первоклассным мастером обороны, но оказался бессилен, когда прямо перед ним на траектории оказался медленный Onyx. Айртон резко дернул руль в сторону - но то же самое сделал и Мэнселл, каким-то невероятным образом проскочивший мимо. После этого отобрать у британца победу могла только поломка, но «Феррари» честно довезла своего пилота до финиша. Третьим стал пилот «Уильямс» Тьерри Бутсен.
«Может быть, лучшая гонка в моей жизни», - скажет Мэнселл.
Сенна держит в страхе Бутсена
12 августа 1990 года
Трёхкратному победителю Гран-при Венгрии Айртону Сенне пришлось сегодня довольствоваться лишь вторым местом. Пилот «Уильямса» Тьери Бутсен продемонстрировал невероятный пилотаж, что помогло ему остановить великого бразильца.
Бутсен завоевал первый поул в карьере – это своеобразный рекорд. Больше в Венгрии никто не стартовал с поул-позиции впервые в карьере. Всю гонку пилот «Уильямса» проехал на одном комплекте шин. Вы могли подумать, что ему досталась эта победа очень легко, но это не так. На заключительном отрезке бельгийцу пришлось выдержать колоссальное давление со стороны Сенны. На финишной черте их разделило всего 0.288 секунды.
Хилл совершает почти невозможное за рулем «Эрроуз»
10 августа 1997 года
И вновь шины сыграли ключевую роль. В «Формулу-1» пришла шинная компания Bridgestone. Она решила поднабраться опыта с середняками, но особых успехов не добилась. До этого дня. На Гран-при Венгрии шины Goodyear работали так плохо, что это едва не привело к сенсации, каких «Формула-1» не знала уже много лет.
Квалификация принесла места в первом ряду двум соискателям титула - Михаэлю Шумахеру из «Феррари» и гонщику «Уильямс» Жаку Вильневу. Это было в порядке вещей - чего никак нельзя сказать о третьей стартовой позиции Дэймона Хилла. Британский чемпион мира выступал за команду «Эрроуз», в составе которой за десять первых гонок смог набрать всего одно очко!
Зато его машина была обута в шины Bridgestone. Вильнева Дэймон опередил ещё на стартовой прямой, а спустя десять кругов оставил позади и Шумахера. И это на трассе, где обгонять невозможно по определению, вдобавок имея на 30-40 лошадиных сил меньше. Для «Феррари» день не задался. У «Уильямс» дела шли получше, и Вильнев начал нагонять лидера. Следом, причем ещё быстрее, двигался напарник канадца Хайнц-Харальд Френтцен. Он и вовсе стартовал на жестком составе Goodyear и планировал двигаться к финишу с единственной остановкой. И когда на трети дистанции Хилл и Вильнев поехали в боксы, немец вышел вперед и помчался, наращивая скорость.
Казалось, победа у Хайнца-Харальда практически в кармане, но не тут-то было. На «Уильямс» отломилась крохотная деталь - запорный язычок заправочной горловины. Такого не было больше ни разу - ни до, ни после. Ни у «Уильямс», ни у других команд. Но даже столь крохотного дефекта хватило, чтобы перечеркнуть все усилия Френтцена - на торможениях бензин проливался в отверстие от язычка и тут же вспыхивал, а дозаправить машину было невозможно, так как лючок больше не открывался...
В лидеры вновь вышел Хилл. Вильнев больше не догонял британца - поскольку вынужден был бросить все силы на защиту от атак Дэвида Култхарда. Шотландец не имел в этом споре решающего преимущества, но и просто так сдаваться тоже не собирался. Вдобавок пилоты, отстающие на круг, стали охотнее пропускать Дэймона - поначалу они просто не могли поверить, что «Эрроуз» действительно лидирует в гонке.
Ближе к финишу Хилл довел свой отрыв от преследователей до полуминуты и продолжал наращивать его с каждым кругом. Култхард к этому времени уже сошел из-за отказа электросистемы, но Вильнев все равно не имел шансов догнать лидера. Тем более, что по большому счету Жака все устраивало - его главный соперник, Шумахер, остался далеко позади и с трудом отбивал атаки пилотов, которых прежде и за соперников не считал.
Но за два круга до финиша благодушие на командном мостике и в боксах «Эрроуз» сменилось отчаянием. Из-за поломки вышел из строя привод акселератора, машина Хилла практически перестала разгоняться. В такой ситуации задел, созданный Дэймоном, оказался недостаточным, чтобы спасти победу. На последнем круге Вильнев по траве пролетел мимо бывшего напарника и первым добрался до клетчатого флага.
Третьим за рулем «Заубера» финишировал Джонни Херберт.
Шумахер мастер победных стратегий
16 августа 1998 года
Гран-при Венгрии смотрелся, как боевик. Пилоты держали зрителей в напряжении буквально от начала и до конца 12-го и, возможно, решающего этапа чемпионата мира. Ощущение было такое, будто на Хунгароринге умудрились втиснуть две гонки в одну. В первой легко и вольготно чувствовали себя гонщики «Макларена». Во второй же буквально громил всех своих конкурентов великолепный Михаэль Шумахер. Однако всему происходившему на трассе есть вполне логичное объяснение. Вернее, два объяснения: погода и тактика.
И вновь шинная война принесла свои плоды, а многие против? А похоже зря. Шины Bridgestone намного лучше справились с жаркой гонкой в Венгрии, чем Goodyear. В начале гонки преимущество было за пилотами «Макларена», но по мере роста температуры асфальта Михаэль Шумахер только ускорялся. Причем ехал он на более мягкой резине.
А теперь – о тактике. Причем именно о тактике, а не о стратегии, ибо последняя у всего без исключений пелотона была перед стартом одна: два пит-стопа. Но на этот раз и Росс Браун и Эдриан Ньюи решились в тот или иной момент пойти ва-банк. Первый, когда после радиоконсультации со своим пилотом принял решение сделать второй пит-стоп очень ранним и очень коротким, чтобы позволить Шумахеру вырваться вперед с пустым баком, а затем, под конец, остановиться еще раз. Иначе у Михаэля просто не было шансов, ибо всю первую половину гонки немец бессильно преследовал Култхарда и даже не мог его атаковать. Но и Ньюи, увидев этот расчет, мгновенно среагировал. Он моментально зазывает своих пилотов в боксы, чтобы залить им как можно больше топлива и отправить на трассу впереди Шумахера. Однако этот расчет не оправдался, ибо Михаэль был настолько быстр на паре кругов, отделявших его пит-стоп от дозаправки болидов «Макларен», что смог выйти вперед. Шумахер стал лидером гонки, но его ждал еще один заезд в боксы. Питомцы же Рона Денниса ехали до финиша без посещения пит-лайн. С другой стороны, перед Михаэлем была чистая трасса, машина была намного легче, резина мягче, да и температура асфальта постоянно поднималась. Именно в этот момент и решилась судьба гонки. Шумахер начал атаковать. Он шел на пределе круг за кругом. (Позже Михаэль скажет, что из 77 кругов гонки «по меньшей мере 60 провел в квалификационном стиле».) Немца не смог охладить даже занос в последнем повороте, вылет на траву с песком и едва не потерянная гонка. Другой на его месте (да и он сам в иной ситуации), может быть, и успокоился, поехал бы помедленнее и предпочел бы ограничится в своих стремлениях пьедесталом или даже несколькими очками. Но Шумахеру терять было нечего. Для него решалась судьба чемпионата.
И он выиграл эту гонку, набрав более 25 с преимущества над Култхардом к моменту своего третьего пит-стопа, что позволило ему вернуться на трассу лидером. Ну, а конец гонки на свежей резине для Михаэля был делом техники. И она его не подвела. В отличие от его основного конкурента в борьбе за титул. Увы, Мика Хаккинен в этот момент решал совсем другие задачи. На плохо управляемой машине он вел напряженную борьбу за право остаться в шестерке.
На подиуме ему компанию составили Дэвид Култхард и Жак Вильнёв.
Алонсо одерживает историческую победу
24 августа 2003 года
Под палящим солнцем 22-летний испанец завоевал поул. на Хунгароринге значит очень много, что Фернандо доказал лишний раз. Он чисто выиграл старт и сразу же помчался в отрыв. На руку Алонсо сыграло и то обстоятельство, что показавший накануне второе время Ральф Шумахер скверно начал движение по грязной части трассы, а пытаясь отыграться, потерял управление над своим Williams-BMW уже через пару поворотов. «Чемпион субботы» Марк Уэббер на «Ягуар» шел теперь вторым, на третью строчку неожиданно прорвался с седьмой пилот «Макларена» Кими Райкконен, а вот дальше неспешно катил «паровозик Трулли». Итальянец уже не в первый раз после удачной квалификации терял темп в гонке. Отчасти это было связано с автомобилем, но и пилот тоже вносил свою лепту. Неудивительно, что «Рено» итальянца догоняли более быстрые машины, но оборонялся Ярно мастерски – так и катил «паровозик».
В Венгрии его «машинист» мог не волноваться, ведь обгоны на этой трассе сложны невероятно. Поэтому «вагончикам», в число которых попали и двое из трех претендентов на титул – Михаэль Шумахер и Хуан Пабло Монтойя – оставалось лишь терпеть, надеясь переиграть упрямого соперника на пит-стопе.
Колумбийцу это в итоге удалось, а вот немецкий пятикратный чемпион так и плелся до самого финиша за Трулли и в итоге добрался до клетчатого флага только восьмым, уступив круг победителю! А победителем этим стал юный Алонсо, который ехал заметно быстрее всех, при этом избрав ту же тактику трех пит-стопов. Никогда прежде столь молодой пилот не выигрывал Гран-при, так что испанец не только впервые поднялся на вершину подиума, но и переписал одну из строк в книге рекордов Ф1.
Баттон завоевывает долгожданную победу
6 августа 2006 года
Уже в пятницу Алонсо получил оригинальный штраф за обгон под желтым флагом. Не в виде потери позиций на стартовой решетке, а в виде двухсекундного штрафа к результату квалификации. Аналогичный штраф заработал Шумахер, который в квалификации оказался быстрее всех на секунду. Однако судьбе было угодно, чтобы шоу продолжалось. И в день гонки пошел дождь! Такого не было еще ни разу за два минувших десятилетия. Зрители всего за два часа увидели такое количество обгонов, какого, пожалуй, не набралось бы в общей сложности с самого 1986 года. Стартовавший с поула Кими Райкконен возглавлял заезд, а оба соискателя титула очень быстро пробились в число лидеров. При этом выяснилось, что в сырых условиях шины Bridgestone работают много хуже изделий от Michelin, и даже признанный мастер дождя Михаэль Шумахер ничего не смог поделать, когда на него накатил Фернандо Алонсо в споре за третье место.
Поскольку к середине дистанции Михаэль Шумахер шел лишь восьмым, все явно складывалось в пользу Алонсо. И начало складываться еще лучше, когда угодил в аварию Кими Райкконен. На второе место тем временем вышел Дженсон Баттон. Британец из «БАР» также стартовал из второго десятка, так как на его автомобиле в субботу утром сгорел мотор «Хонды». Но Баттон отлично начал гонку и после череды обгонов и происшествий оказался непосредственно позади лидера. Михаэль же по-прежнему был далеко позади, и фортуна все шире улыбалась Алонсо.
Выезжая на сликах с финального пит-стопа, испанец успел преодолеть два поворота. Затем поломка крепления колеса отправила неуправляемую желто-голубую машину прямиком в старые покрышки. А тут еще Шумахер заметно прибавил и вышел на второе место. И пусть Баттон был вне зоны досягаемости немца и на всех парах мчался к первой в карьере победе, восемь очков Михаэля позволяли ему почти сравняться с главным соперником в чемпионате.
И на последних минутах, когда все уже переобулись в слики, пилот «Феррари» продолжал упрямо наматывать круги на промежуточной резине. Ему не хватило самой малости. Сначала его прошел пилот «Маклрен» Педро де ла Роса, а чуть позже в атаку пошел и Ник Хайдфельд. В отличие от Педро, Ник не стал ждать стопроцентной возможности и попытался опередить соотечественника сразу.
«Феррари» и «БМВ-Заубер» жестко стукнулись колесами, но в отличие от множества предыдущих случаев, на этот раз Шумахер оказался в роли проигравшего и поплелся в боксы с поломанной подвеской, в то время как Хайдфельд спокойно покатил к «бронзе».
В честь дебютной победы Баттона японцы закатили невиданный праздник. Еще бы – гонщик ждал этого успеха больше сотни Гран-При, а для команды он стал первым с 1967 года.
Первая победа болида с гибридным двигателем
26 июля 2009 года
Венгерский этап этого года вошел в историю «Формулы-1» невероятной аварией Фелипе Массы. Во время квалификации из болида Рубенса Барикелло, который ехал перед своим соотечественником, вылетела пружина весом 900 граммов. Она попала в голову пилота «Феррари», который ехал на скорости более 250 км/ч. Масса потерял сознание и, не сбавляя скорости и давя на газ и тормоз одновременно, врезался в барьер из покрышек в четвертом повороте.
В госпиталь бразильца доставили вертолетом и там констатировали сотрясение мозга и повреждение лицевых костей. Опытные хирурги провели необходимую операцию и ввели пилота в двухдневную искусcтвенную кому. После этого бразилец постепенно пошел на поправку. Можно смело сказать, что тогда многократный запас прочности шлема и умелые руки врачей спасли пилоту не только карьеру, но и жизнь.
В начале же сезона команде «Макларен» надо было выбирать между двойным диффузором и системой рекуперации кинетической энергии (KERS). Они сделали ставку на второе и уже в Венгрии смогли блеснуть. С его помощью Льюис Хэмилтон смог прорваться на третью позицию, а затем и опередить по внешнему радиусу первого поворота пилота «Ред Булл» Марка Уэббера. Затем, когда лидер гонки, Фернандо Алонсо, ушёл на ранний пит-стоп, Льюис вышел на первую позицию и никому её не отдал до окончания гонки. Победа Хэмилтона стала не только первой победой команды «Макларен» в сезоне, но и первой победой болида, оснащённого гибридным двигателем.
Медоед атакует
27 июля 2014 года
Гонка начиналась на мокрой после дождя трассе, и в этот период хорошую скорость продемонстрировал стартовавший с поула Нико Росберг, за восемь кругов оторвавшийся от группы преследователей на десять секунд. Но из-за аварии Маркуса Эрикссона на трассе появилась машина безопасности, и все преимущество лидера чемпионата улетучилось. Да еще в «Мерседесе» допустили тактическую ошибку, позвав лидера гонки в боксы не сразу, а лишь через круг.
Вперед вышли Даниэль Риккардо, Дженсон Баттон и Фелипе Масса, свернувшие в боксы, едва появилась информация о машине безопасности. И если все переобулись в слики, то Баттон рискнул и снова поставил промежуточную резину, в расчете на дождь. На рестарте он даже вышел вперед, но дождь так и не пошел...
Баттон свернул в боксы, и гонку возглавил Риккардо. С двумя пит-стопами пилот «Ред Булл» рассчитывал дотянуть до финиша, но за 14 кругов до финиша вынужден был совершить третью остановку. После этого австралиец вернулся на трассу третьим, но легко разобрался сначала с Льюисом Хэмильтоном , а потом и с Алонсо. Так Даниэль принес «Ред Булл» вторую победу в этом сезоне.
В память о Жюле Бьянки
26 июля 2015 года
Настроение в паддоке определило известие о смерти Жюля Бьянки, находившегося в коме с момента страшной аварии на Гран-при Японии 5 октября 2014 года. Однако, лучшей данью памяти единственной за 20 лет жертве «Формулы-1» стала блестящая гонка в Венгрии, которая должна занять место в списке лучших этапов последних лет.
Со старта гонки пилоты «Феррари» вырвались вперёд и уверенно контролировали ход гонки. На середине дистанции проблемы с двигателем вынудили Райкконена сойти, зато Себастьян Феттель удержал комфортный отрыв от преследователей и не подпустил Нико Росберга в «зону DRS».
На старте Квят опередил Риккардо и поднялся на шестую позицию, но после нескольких кругов с пит-уолл «Ред Булл» россиянина попросили не сдерживать позади себя напарника. Австралиец ехал агрессивно, сразу прошел Нико Хюлькенберга, а позже совершил ещё несколько обгонов. Ближе к финишу это преимущество дало возможность заменить антикрыло без потери позиции в первой тройке. Квяту же первый подиум в «Формуле-1» принес аккуратный, предусмотрительный и безошибочный пилотаж.
Четвёртое место досталось пилоту «Торо Россо» Максу Ферстаппену. Голландец показал лучший результат со времен Феттеля в команде.