12 мин.

Германии не нужна «Формула-1». Эффект Шумахера или бездарные руководители?

Сложно даже выбрать с чего начать: Хоккенхаймринг или Нюрбургринг. Обоим автодромам предстояла кастрация, которая навсегда лишила их изюминки. В 1976 году «Формула-1» покинула самую сложную трассу в мире – Нордшляйфе. Гонки стали проводиться на укороченной, мягко говоря, версии Нюрбургринга. В начале 21 века с легкой руки Германа Тильке провели обрезание Хоккенхаймрингу. Еще закончилась эйфория от Михаэля Шумахера, который закончил карьеру. В итоге в 2014 Нюрбургринг официально признали банкротом. Раз в два года проходили гонки на Хоккенхаймринге, но посещаемость оставалась очень низкой. В итоге этот Гран-при Германии может стать последним, а замена ему уже есть. Гонка в Майами, но этот этап еще не утвержден, а уже заменяет то Азербайджан, то Германию.

Этап можно спасти, если нынешние руководство «Формулы-1» даст слабину, то есть пойдет на поводу у руководителей автодромов и снизит дань за проведение Гран-при. Но это может привести к тому, что все трассы захотят заключить новые контракты, то есть менее затратные.  Многие люди не любят гонки в Абу-Даби и России. Но Берни заключил с ними такие контракты, что руководство этих автодромов платит больше всех «Формуле-1». Демократия со стороны руководства может привести к тому, что регламент на двигатели менять не станут. Сначала «Рено» была против, то есть еще в прошлом году, а сейчас можно наблюдать уже тройной сговор. Ведь «Феррари» и «Мерседес» уже давно лоббируют только свои интересы. Например, «Феррари» хочет получать гигантские призовые за свой исторический статус. Обещанное ограничения бюджета, где же ты? Многие эксперты уже подметили, что «Формуле-1» нужен новый Берни Экклстоун.

Ведь логика автопроизводителей ясна. Были потрачены миллионы долларов на эволюцию гибридных двигателей, а теперь все надо начинать по новой? Только новые автопроизводители особо не спешат в это цирк, который не поймет, что ему нужно.

Нюрбургринг имеет очень древние корни. Гигантская трасса была построена в рамках правительственной программы обеспечения занятости вокруг деревни Нюрбург (в Эйфелевых горах), а длина ее составляла 22 с лишним километра. Первая гонка на этой старой трассе состоялась в 1927 году, причем тогда она официально имела 174 поворота и отдельный более короткий южный участок.

1951-1966

Из-за своей протяженности и невозможности оказания оперативной помощи эту трассу прозвали «зеленым адом». За свою историю здесь погибли более 150 человек, включая и пилотов, и маршалов, и болельщиков.

Достаточно вспомнить только гибель Питера Коллинза, погибшего на «Пфланцгартен» или ужасную аварию Ники Ники Лауды, попавшего в катастрофу у «Бергверк», чтобы понять, насколько эта трасса была опасна. И все же, вплоть до аварии Лауды, т.е. по 1976 год включительно, «Нюрбургринг» использовался как основная арена Гран-при Германии.

1967-1976

После этого о «зеленом аде» забыли на целых восемь лет и только в 1984 году на модифицированном, а по сути дела, новом автодроме провели первую гонку. От старого «Нюрбургринга» остались два участка - прямая старт-финиш и шикана «Видол». Проще говоря, на основе старой трассы был построен новый автодром, кардинальным образом отличавшийся от старого. Трасса, которую увидели зрители, была построена вдоль старой, но длина уменьшена до 2.822 мили и зрелищных поворотов стало гораздо меньше. В 1986 году автодром еще раз подвергся реконструкции, и его длина сократилась до 2.831 мили. Ну а что касается безопасности, то для тех лет она была практически идеальной. Примечательно, что после гонки 1984 года, которую выиграл Айртон Сенна, этапы «Формулы-1» не проводились на «Нюрбургринге» вплоть до 1995 года.

1984-1985

1995-2001

2002

2003-настоящее время

В начале 21 века появилась «Мерседес-Арена» и длина трассы увеличил до 5,148 км. С тех пор конфигурацию не изменяли.

В 2009 году появился «Ринг Рейсер». С помощью уникальной системы подачи сжатого воздуха эти горки способны разгонять кабинки до 217 километров в час, но в целях безопасности посетителей, порог был опущен до 159 км/ч. Любопытно, что аттракцион сконструирован так, что маршрут проходит практически параллельно гоночной трассе, позволяя посетителям ощутить себя гонщиками.

Задумка была интересной, но не сработала. На это чудо потратили 300 миллионов евро. Произошёл скандал, так как всё Nürburgring GmbH, как выяснилось, потеряло частных совладельцев и было передано в собственность трёх немецких земель и под их гарантии взят кридит на 300 млн. евро под строительство новых сооружений. Значит, проценты по кредиту будут платить налогоплательщики, решила общественность и журналисты. Во избежание разрастания скандала всё руководство Nürburgring GmbH было передано в руки частной управляющей компании, доселе не имевшей ничего общего с автоспортом, а лицом Нюрбургринга назначен легендарный немецкий спортсмен. Нет, не Шумахер и даже не его брат, а теннисист Борис Бекер. Директор Нюрбургринга Доктор Кефиц, пробывший на этой должности более 10 лет, председатель международной ассоциации директоров гоночных трасс подал в отставку.

Многолетняя эпопея разорившейся компании Nürburgring GmbH, в собственности которой находился легендарный автодром в Айфелевых горах Германии, началась ещё до прихода наемных менеджеров Кай Рихтера и Йорг Линднера. Всю историю с идеей, превратить комплекс Нюрбургринг в парк развлечений не только для водителей, но и для членов их семьи — с магазинами, ресторанами и американскими горками вынашивал ещё раньше руководитель Нюрбургринга Доктор Вальтер Кафиц. Он составлял неправдоподобные бизнес-планы, доказывая, что посещаемость Нюрбургринга можно резко увеличить и ещё много чего делал на грани Закона.

Это он предлагал найти инвесторов и уговаривал руководство местных земель вложиться в этот грандиозный проект. В 2009 году он уволился с должности директора Nürburgring GmbH, на которой проработал 15 лет с официальным окладом в год 300 000 Евро на день увольнения. Далее его «дело» с большим энтузиазмом продолжили другие. После открытия «парка развлечений» и «гоночной деревни» оказалось, что посетителей не так уж много и новые объекты стали работать только по выходным. А весь проект в целом оказался убыточным.

Нюрбургринг не смог зарабатывать достаточно, чтобы обслуживать свой гигантский кредит в 300 млн. евро. Сам доктор Кафиц поспешно «испарился» тогда из Германии и стал руководить новым автодромом в OAЭ. Нетрудно догадаться, кто его туда устроил. Его протеже был, скорее всего, сам Герман Тильке, под руководством которого, к стати сказать, и проходило всё строительство «нового» Нюрбургринга.

Но в Эмиратах доктор проработал недолго. В 2012 году Др. Кафиц стал одним из менеджеров автодрома Ред Булл Ринг с зарплатой 180 000 Евро в год. Но, опять ненадолго. В октябре 2012 года против Др. Кафица возбуждено дело в суде города Кобленц.

Также промоутеры всегда сильно завышали количество зрителей, посетивших мероприятия на Нюрбургринге. И не для округления цифр: в разы. Например, в 2001 году только 370 тысяч человек реально побывали на кольце, а организаторы утверждали, что таковых насчитывалось около миллиона. А ведь эти показатели брались за основу бизнес-планов и, в частности, использовались при проектировании парка развлечений.

В 2016 году автодром купил российский бизнесмен Виктор Харитонин. На автодроме в 2018 году будет проведено множество мероприятий, а вишенкой на торе станет новогодняя вечеринка 31 декабря.

Кастрации Хоккенхаймринга никто не ожидал, но она прошла очень быстро и болезненно.

Хоккенхаймринг был построен по инициативе молодого судьи-хронометриста Эрнста Криста, которую поддержал мэр Хоккенхайма Филипп Кляйн и Управление автомобильным транспортом Германии. Трассу спроектировали с использованием лесных дорог – в плане получилась фигура, близкая к треугольнику – и 29 мая 1932 года состоялось ее открытие, которое ознаменовали мотоциклетные соревнования. В 1936 году автодром стал использоваться, как тестовый для Mercedes-Benz и Auto Union. В 1938 году трек перенес первую реконструкцию – был добавлен поворот Ostkurve, в результате трасса получила характерную овальную форму, длину 7,7 километров и имя Kurpfalzring.

Война трассу не пощадила – во многих местах на ней зияли воронки от авиабомб. Но уже в мае 1947 года восстановленный автодром, получивший новое имя, которое он носит до сих пор, услышал рев моторов. В 1965 году новый автобан A6 отделил город Хоккенхайм от трассы. В связи с этим Хоккенхаймринг подвергли модернизации, пригласив для этого датского инженера Йона Хугенцоллера. Спроектированная им трасса общей длиной 6,8 км получила медленную секцию Motodrom, и большую скоростную секцию, проходящую по лесу, состоявшую из четырех прямых примерно по 1300 м каждая, соединенных шиканами. В 1966 году гонки вернулись на обновленный Хоккенхаймринг, а уже 1968 трасса получила печальную известность в связи с гибелью в повороте Krabenspitze двукратного чемпиона Королевских Гонок Джима Кларка во время гонки серии Формула-2 (сейчас на этом месте установлен мемориальный крест). Хозяева автодрома отреагировали незамедлительно – были добавлены две шиканы и защитные барьеры. И в 1970 году пилоты Формулы 1, можно сказать, вынудили перенести Гран-при Германии на Хоккенхаймринг – чересчур небезопасным был Нюрбургринг, который Джеки Стюарт даже прозвал «Зеленым адом».

1970-1982

1983-1989

1990-1991

1992-1993

Правда, на следующий год Королевские Гонки вновь ушли на Нюрбургринг, но после аварии там Ники Лауды в 1976 году Гран-при Германии опять вернулся в Хоккенхаймринг – на этот раз навсегда (перерыв был только в 1985 году). При этом рисунок трассы почти не менялся (вот только после гибели в 1980 году во время тестового заезда Патрика Депайе изменили шикану в районе Ostkurve). Трасса была интересна пилотам и конструкторам – особенности ее конфигурации задавали дополнительную головоломку инженерам, которым приходилось решать дилемму между высокой скоростью на длинном скоростном участке в лесу, и устойчивостью болида в поворотах очень медленного Stadium. Но зрителям значительная ее часть – лесная – видна не была…

Хотя Хоккенхаймринг старой конфигурации и считался одной из самых безопасных высокоскоростных трасс в мире, к концу двадцатого века необходимость перемен стала очевидной. К сезону 2002 года Герман Тильке совершил «обрезание» Хоккенхаймринга – «лесную» секцию «обрубили», асфальт с нее сняли, и места, через которые десятилетиями пролетали гоночные автомобили и мотоциклы, были засажены деревьями. Секция Stadium осталась почти без переделок – здесь лишь заменили дорожное покрытие и несколько изменили первый поворот Nordkurve. Общая длина трассы сократилась на два километра.

1994-2001

2002-настоящее время

Трасса осталась быстрой (хотя и потеряла славу одной из самых быстрых в чемпионате) – средние скорости здесь переваливают за 220 км/час. Она по-прежнему требует особых настроек, которые позволят справиться с низко- и среднескоростными поворотами и высокоскоростными участками. Имеется пара мест с хорошими возможностями для обгона. Покрытие гоночного полотна обладает отличными сцепными свойствами. Если учесть, что летом в Южной Германии как правило достаточно жарко, повышенный износ резины и особые требования к системе охлаждения тормозов вполне объяснимы.

После реконструкции вопросы безопасности, естественно, были сняты. Инфраструктура автодрома осовременилась, так что отпала необходимость возводить отдельный пресс-центр для этапов больших соревнований, падок перестал вызывать нарекания, а вместимость трибун возросла с 83000 до 120000 мест.

В какой-то момент что-то пошло не так и уже в 2014 году гонку посмотрело всего лишь несколько десятков тысяч человек. Еще в 2005 году их было более 100 000. В этом году прогнозируют где-то 70 тысяч. Так что у вас есть еще возможность официально купить билеты на гонку.

Нам лишь остается ждать, чем это все закончится.