Красота страшная сила. Промо «Формулы-1» 2018 года
Куда может быть еще хуже? Увы, но может. В прошлом году машины стали шире и быстрее, но при этом появились неожиданные сюрпризы в виде T-крыльев. В этом году изменения относительно незначительные, но это не означает, что они не важны…
Кратко:
- Акулий плавник и T-крылья запрещены
- Система Halo для зашиты головы обязательна
- Манипуляции, касающиеся изменения дорожного просвета посредством рулевого механизма, с подвеской не допустимы
- Три двигателя на сезон вместо четырех
- Упрощена система штрафов за смену двигателя
- Огромный выбор типов шин
Прощайте T-крылья и Акульи плавники
Команды искали лазейки в регламенте 2017 года и нашли их. В итоге мы увидели Акульи плавники в сочетании с довольно неуклюже, выглядящими T-крыльями. В 2018 году их не будет.
Красным выделены области в задней части шасси, где расположение каких-либо элементов запрещено (с указанием пунктов технического регламента). Как можно заметить, остались открытые участки, один из которых и использовали команды для размещения крыла (выделено желтым).
Как оказалось, даже будучи относительно небольшим, оно имеет важный аэродинамический эффект, не столько добавляя прижимной силы, сколько внося вклад в оптимизацию потоков и их перенаправление на заднее крыло.
Зимние тесты в 2017-м были посвящены куда более глобальным вопросам, чем изучение Т-крыла, и все же от внимания соперников не ускользнул тот факт, что на машине «Хаас» этот элемент очень сильно перемещается под нагрузкой на трассе.
Вопрос был изучен «ФИА» по итогам первой тренировки в Мельбурне – и американской команде было направлено предписание изменить конструкцию, что и было сделано: «Хаас» укрепила «акулий плавник». Был и второй вариант – снять Т-крыло, но инженеры предпочли оставить его, зная, сколько пользы оно приносит.
В дальнейшем федерация установила специальное испытание на гибкость Т-крыла. И хотя были опасения, что плоскости будут отламываться по ходу гонки, единственным случаем стало разрушение крыла на «Мерседесе» Валттери Боттаса в Бахрейне – тогда отлетевший фрагмент серьезно повредил машину Макса Ферстаппена.
По правилам Т-крыло не может изгибаться больше, чем на 5 мм, при приложении нагрузки в 100 Нм (примерно 26,7 кг к самой крайней точке).
Поначалу небольшие крылышки на машинах смотрелись вполне безобидно, но по ходу чемпионата их конструкция все более усложнялась, прирастая новыми плоскостями и всевозможными деталями. Команды как всегда стремились выжать максимум из открывшейся возможности.
Мы увидели сложные «этажерки» разной формы с прорезями и изломами. А ряд команд, включая «Уильямс», дополнили главное Т-крыло вспомогательным, расположенным ниже. Оно взаимодействовало с потоком, который затем влиял на струю выхлопных газов, перенаправляя ее на заднее антикрыло.
Вся эта история служит отличным примером того, как здорово в «Формуле-1» умеют читать написанное в регламенте и находить «серые» области, за счет которых можно, не нарушая буквы закона, получить преимущество над соперниками.
Те же «акульи плавники», к слову, никогда не запрещались – просто из-за использования более высоких задних крыльев и запрета в 2011 году F-воздуховодов они больше не приносили пользы, а потому конструкторы перестали использовать этот инструмент.
Как только правила 2017-го изменили геометрию машин, «плавники» тотчас вернулись. Да, с эстетической точки зрения этот элемент не назвать безупречным, но он обеспечивает прирост эффективности, а это соображение в «Формуле-1» безоговорочно превалирует над любыми другими.
Сейчас в правила внесены изменения, которые исключат появление на машинах 2018 года Т-крыльев и «плавников». Обводы корпуса станут более привычными – вроде тех, что «Заубер» уже опробовала в Остине (на иллюстрации выше). Если, конечно, в этот раз все будет сформулировано верно.
Добро пожаловать, Halo
Вызвавшая много споров система безопасности была впервые предложена в 2015 году. Она представляла собой центральную стойку перед кокпитом пилота, поддерживающую обруч вокруг его головы. С сезона-2018 использование Halo станет обязательным.
Пока что все варианты, которые мы видели на машинах, можно назвать пробными, предназначенными в первую очередь для испытаний. Нужно проверить, как Halo показывает себя с точки зрения аэродинамики и не затрудняет ли доступ в кокпит. Кроме того, реальная система будет иначе – гораздо прочнее – крепиться к шасси.
Именно крепление и обещает стать главной головной болью для конструкторов команд. «ФИА» разработала комплекс нагрузочных тестов, но их детали были озвучены довольно поздно и имеют одну особенность: требуется, чтобы сама Halo сломалась раньше, чем узлы ее крепления и, тем более элементы шасси.
Такие условия поставили перед командами немало вопросов. Ведь все стремятся экономить вес, но при этом нужно проходить разнообразные проверки (показаны на иллюстрации выше).
В 2017-м минимальный вес машин уже был повышен до 728 кг, чтобы учесть более широкие шины, изменение геометрии шасси и увеличение топливного бака. К новому сезону конструкторам подняли планку еще на 6 кг.
Несмотря на это, во многих командах говорили о серьезных вопросах, связанных с установкой Halo, называя цифру прироста в 14-15 кг. Это значит, что у конструкторов останется заметно меньше балласта, который можно использовать, а более тяжелые гонщики вновь окажутся в невыгодном положении.
Один из поставщиков системы (всего их три) уже определен – это немецкая компания CP Tech, которая установила цену в 12 700 евро за экзампляр. Основа Halo выполнена из титана, но ее можно дополнять элементами собственной разработки.
Мы уже видели, как участники чемпионата экспериментируют с различными аэродинамическими вариациями в течении 2016 и 2017 годов. Сама защита является аэродинамически нейтральной, но на нее разрешено монтировать дополнительные детали.
Кое-что интересное можно было увидеть на тестах в Абу-Даби после завершения сезона, но нет сомнений, что эта область машины будет развиваться в 2018-м не менее активно, чем Т-крылья годом ранее.
Манипуляции с подвеской запрещены
В прошедшем сезоне оригинальные решения в подвеске принесли нескольким командам серьезную пользу. Сейчас они попали под запрет после очередной директивы «ФИА».
Смысл директивы состоял в том, чтобы ограничить вертикальные перемещения корпуса машины при поворотах руля, так как из этого эффекта можно извлечь аэродинамическую выгоду.
Понятно, что определенное изменение дорожного просвета в этом случае неизбежно, но в паддоке подозревали, что в данном случае нельзя говорить о простом совпадении, и что подвеска специально сконструирована так, чтобы приносить дополнительное преимущество.
Теперь командам предстоит доказывать «ФИА», что при повороте колес от упора до упора дорожный просвет меняется максимум на 5 мм.
Понятно, что тем, кто уже успешно внедрил прежнюю систему или готовился сделать это, придется попрощаться с потраченными ресурсами и искать какие-то иные пути решения задачи.
«Феррари» (на иллюстрации выше) и «Ред Булл» (ниже) в 2017-м использовали дополнительный элемент в подвеске, соединяющий ступицу с диагональным толкающим рычагом (показан стрелкой). Похоже, именно они и были главными мишенями тех, кто обратил внимание «ФИА» на слишком серьезное перемещение передка машин вверх-вниз при повороте руля.
Три двигателя на сезон
В 2018-м по ходу сезона на каждой машине за весь сезон из 21 Гран-при разрешено использовать не более трёх двигателей внутреннего сгорания, трёх MGU-H, трёх турбин, двух накопителей энергии, двух MGU-K, и двух блоков управляющей электроники. Установка первого элемента силовой установки из числа превышающих эти ограничения наказывается потерей 10 мест на старте. Установка второго элемента и следующих – 5 мест на старте.
Механизм использования штрафов изменился. В 2018-м если размер штрафа составляет 15 позиций и более, гонщик будет стартовать с последнего ряда. Если несколько гонщиков получат такие штрафы, их стартовая позиция зависит от времени вынесения наказания.
Общая масса элементов силовой установки не может быть меньше общей массы элементов в 2017-м, определённой во время омологации. Суммарный объём элементов силовой установки не может быть меньше объёма элементов в 2017-м, определённого во время омологации.
Подливать масла в огонь
Чтобы ограничить использование моторного масла в качестве топлива для прибавления мощности, каждая команда должна заранее предоставить «ФИА» контрольные образцы масел и их подробную спецификацию.
До начала уик-энда каждая команда должна сообщить, какое именно масло из предоставленных образцов будет использоваться по ходу данного Гран-при. Команды не имеют права использовать более одного масла в двигателе по ходу Гран-при.
Информация о давлении масла должна быть доступна «ФИА» в любой момент времени. Расход масла на 100 километров дистанции не должен превышать 0,6 литра.
Стартовая процедура
Ужесточены правила стартовой процедуры, чтобы избежать повторения спорных инцидентов. В частности, наказываться будет не только установленный факт фальстарта, но и неправильное размещение машины на стартовом поле, препятствующее работе транспондера, определяющего её положение.
Калейдоскоп шин
Для сезона 2018 года в «Пирелли» разработали семь составов сликов. Жесткость скорректирована на одну степень – составы с теми же названиями, что и в 2017-м, стали мягче. Добавлены два новых состава – самый жесткий SuperHard, который вряд ли будет использоваться, и самый мягкий HyperSoft – для трасс, где необходимо большее сцепление.
Если прежде шинники всегда привозили составы, следующие друг за другом по шкале жесткости, то теперь при выборе составов на уик-энд можно пропускать одну из ступеней. К примеру, для Гран-При Китая в «Пирелли» выбрали UltraSoft, Soft и Medium, пропустив SuperSoft.
В случае непогоды команды получат промежуточную и дождевую резину – шины были доработаны и должны ещё эффективнее отводить воду из пятна контакта.
Даты презентаций болидов:
«Уильямс» FW41 («Мерседес»), 15 февраля, Лондон
«Заубер» C37 («Феррари»), 20 февраля, Онлайн
«Рено» R.S.18 («Рено»), 20 февраля, Онлайн
«Феррари» XXX («Феррари»), 22 февраля, Онлайн
«Мерседес» W09 («Мерседес»), 22 февраля, Сильверстоун
«Макларен» MCL33 («Рено»), 23 февраля, XXX
«Торо Россо» STR13 («Хондп»), 26 февраля, Барселона
Тесты пройдут в Барселоне 26 февраля – 1 марта. Следующая сессия 6-9 марта.