6 мин.

Почему «Формуле-1» не нужно переживать из-за обгонов

Гран-при обязательно станут лучше.

Прошедший Гран-при Австралии оставил некоторых фанатов в смятении: с одной стороны, «Феррари» наконец-то удалось сделать то, чего она не могла добиться в течение полутора лет – сдвинуть «Мерседес» с первого места (пусть, возможно, и временно), – с другой – в воскресенье в Мельбурне подтвердились худшие опасения, давно высказываемые многими людьми – обгонов было мало, да и вообще опережать соперников на трассе теперь намного сложнее.

Пока об этой проблеме не кричат на каждом углу, но как только у людей пройдет эйфория от победы Феттеля, а «Мерседес» нанесет ответный удар (что может произойти уже на следующем этапе в Китае), проблема выйдет на новый уровень. Обязательно начнется критика регламента, пойдут разговоры о плохой зрелищности и необходимости все поменять и распустить Стратегическую группу, которая хотела сделать болиды быстрее на 5 секунд (и не смогла, кстати), но не поняла, зачем это нужно. 

Безусловно, гонка в Австралии не стала лучшей в истории, но типичной для сезона-2017 она тоже не будет – мы еще увидим зрелищные Гран-при с обгонами и острой борьбой. Просто после долгих четырех месяцев ожидания надежды на новые правила – как и всегда – оказались слегка завышенными. Но давайте вспомним, что в чемпионате только-только начал действовать новый регламент – редко бывает так, чтобы все заработало с первого же Гран-при. 

Что было хорошо 

Мы наконец-то увидели «Формулу-1» после перезагрузки правил, и я честно признаюсь: нет причин считать, что преданные фанаты теперь-то точно бросят просмотр гонок. У нас появились привлекательные болиды – широкие, с классно выглядящими колесами, с агрессивным дизайном (даже плавники на некоторых машинах выглядят здорово) и без уродливых носов, как было несколько лет назад, – смотреть на то, как едет, к примеру, «Торо Россо», можно почти бесконечно. 

Трехлетнему доминированию «Мерседеса» бросили вызов – причем «Феррари» победила не из-за того, что у Хэмилтона или Боттаса возникли технические проблемы или они столкнулись, не поделив трассу, а благодаря грамотному расчету и, разумеется, отличной скорости в квалификации и на длинной дистанции. Возможно, стратегия Скудерии не выглядела изощренной и хитроумной, но сложные комбинации с участием других болидов наверняка появятся в недалеком будущем. 

Недостаток обгонов – это не всегда минус. И дело не в том, что частые опережения с помощью DRS или благодаря разной степени изношенности шин выглядят обесцененными, а в том, что постоянное перемешивание пелотона на самом деле не всегда способствует пониманию гонки. Если смотреть заезды с почти сотней обгонов с интершумом и без дополнительной информации (вроде хронометража), то многие фанаты наверняка сильно запутаются в происходящем. 

Считайте, что в Мельбурне мы увидели базовую версию «Формулы-1» образца 2017 года: она местами была сырой и простой, но последнее может считаться даже плюсом. Ведь новые владельцы гоночной серии хотят привлечь новых болельщиков, и нет ничего лучше, чем ясная и понятная каждому неофиту борьба на трассе. Гран-при Австралии оказался хорош именно тем, что суть сражения за победу новичку можно было объяснить в нескольких словах. 

Число обгонов можно увеличить 

На самом деле усложнить шоу можно без особых проблем. ФИА и спортивное руководство «Формулы-1» в преддверии старта сезона заявили, что будут работать над повышением зрелищности всеми доступными легальными способами. То есть, в ближайших гонках наверняка будут добавлены новые и расширены существующие зоны DRS, возможно, будет взят курс на повышение эффективности самой системы снижения лобового сопротивления. 

Кроме того, Росс Браун отмечает, что в будущем «Ф-1» поработает над аэродинамикой так, чтобы болиды могли плотно преследовать друг друга (сейчас это серьезная проблема из-за завихрения воздушного потока и сильного влияния на механическое сцепление и аэродинамические свойства болида-преследователя). 

С аэродинамикой, впрочем, наверняка будут трудности, да и вообще «Формуле-1» давно пора смириться, что ее болиды носятся не по овалам и опережать друг друга им непросто. Последняя серьезная попытка сделать воздушный поток «чище» была предпринята перед сезоном-2009 – те правила многое изменили в чемпионате мира, но не привели к увеличению обгонов (к ним привело изменение шинной философии). 

Но действительно ли это такая глобальная проблема? В истории чемпионата мира есть десятки (а может и сотни) любимых болельщиками Гран-при, в которых было не слишком много обгонов. Сюжет одной из самых известных гонок – Гран-при Японии 1989 года – как раз и заключался в том, что Айртон Сенна никак не мог опередить Алена Проста. 

В напряженной борьбе с классной защитой и долгими попытками вырваться вперед есть своя прелесть. Это как катеначчо в футболе – кто скажет, что матчи с хорошо организованной обороной не бывают интересными? Да, может быть, не нужно гордиться тем, что обгонять в «Формуле-1» сложно, но и переживать по этому поводу тоже не стоит. 

Реальный повод для беспокойства 

Единственное, что действительно выглядело на «Альберт-парке» не слишком приятным – это увеличивающиеся отрывы: лидер привез почти половине финишировавших соперников целый круг, да и в середине пелотона особого напряжения не замечалось. Что сильно контрастировало с пятницей и субботой – когда все пилоты летели на пределе, ошибались и вылетали с трассы. 

Возможно, отчасти это связано с тем, что в гонке спортсмены старались не доводить технику до предела и ехали осторожнее. Все-таки очки с разбитым об стену болидом набрать непросто. Обратите внимание, что лучший круг, установленный пусть и на изношенной резине, но с пустыми баками, оказался почти на 4,5 секунды хуже времени обладателя поул-позиции – в квалификации с таким результатом не удалось бы даже опередить Фернандо Алонсо на полумертвом «Макларене» и пройти во второй сегмент. 

Понятно, что квалификационная и гоночная скорости не сравняются, но есть ощущение, что впереди нас ждут Гран-при, в которых пилоты начнут атаковать активнее. Ведь четыре лучших времени дня были показаны в промежутке между 51-м и 56-м кругами, и на последних трех кругах пять из тринадцати машин проехали в быстрейшем для себя темпе – большую часть гонки парни занимались экономией ресурсов (и топлива!).

Кажется, участники переоценили степень износа покрышек, и значит потенциально могли серьезнее преследовать соперников (что могло привести к ошибкам как преследователей, так и преследуемых). 

Так что это нормальная ситуация для первого Гран-при – в последние годы все привыкли к быстро изнашивающимся покрышкам, и потребуется какое-то время, прежде чем команды и пилоты начнут расходовать ресурсы равномернее. 

Не забудьте и про гонку развития шасси. В группе середняков очень плотная борьба, но видно, что некоторые потенциально сильные команды пока отстают – «Рено» и «Макларен». По мере их прогресса борьба между станет напряженнее, количество финиширующих наверняка возрастет, а отрывы между болидами сократятся. 

Наконец, не всегда все здорово будет у топов – как в квалификациях, так и гонках. На этот раз мы не увидели прорыва Риккардо, но в другой раз, когда кто-нибудь из лидеров допустит просчет в квалификации и будет вынужден стартовать из конца пелотона, гонка пройдет ярче. 

Лучшее – это борьба за лидерство 

Давайте не будем слишком строгими к новой «Формуле-1» – впереди нас ждут замечательные Гран-при с красивым обгонами и интересными стратегиями (ведь однажды к «Феррари» и «Мерседесу» подтянется «Ред Булл» – появится тактическое разнообразие. Конечно, будут и неудачные Гран-при, но без них не обходится ни один сезон. Главное же – если судить по первой гонке, – наконец-то появилась борьба за победу. И я как болельщик готов пожертвовать тысячью обгонами в конце топ-10 ради острых сражений за первое место.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei, imago/Crash Media Group (2,4); Gettyimages.ru/Mark Thompson