Классическая интрига «Индикара»
За одну гонку до конца сезона в американском «Индикаре» разрыв между лидерами первенства сократился до ничтожных 12 очков. Потрепанная за годы раскола серия медленно, но верно восстанавливает былое могущество. Классическое противостояние «овальщиков» и «дорожников» на трех типах трасс возвращает зрителей во времена расцвета американских гонок с открытыми колесами. Блог «Пелотон» вспоминает главные события в нынешнем чемпионате и оценивает перспективы гоночной серии.
Борьба
Изрядно потускневшая на фоне успехов «НАСКАРа» серия «Индикар» заканчивает сезон-2010 в приподнятом состоянии духа: в календаре появляются новые этапы, титульный спонсор подписывает с серией контракт на 6 лет, а прежние зрители возвращаются к подзабытым гонкам, привлеченные давним рецептом интриги «Индикара»: пилоты-специалисты по овалам против асов городских и стационарных треков.
В 2010 году, как и на протяжении девяноста с лишним лет до этого, титул чемпиона американских гонок с открытыми колесами определяется на овалах и так называемых “дорожных” трассах. Причем дорожными могут быть как стационарные гоночные треки, к которым так привычна Европа и «Формула-1», так и временные автодромы, проложенные по улицам городов или рулежным дорожкам аэродромов. Традиционных автодромов в календаре «Индикара» меньше всего: «Уоткинс-Глен», «Лексингтон», «Сонома» и новый трек в Бирмингеме, штат Алабама. За исключением псевдо английского новостроя, эти трассы – носители гоночного духа Америки, классические автодромы, чья слабая известность за пределами США не мешает им носить статус культовых трасс ХХ века. Обладая атмосферой сродни бельгийской «Спа-Франкоршам», трассы вроде «Уоткинс-Глен» притягивают болельщиков своим неповторимым характером и традиционными гоночными баталиями в духе “старой доброй Америки”.
Временных трасс в календаре-2010 насчитывается пять, а вот овальных – целых восемь. В этом распределении и таится подоплека интриги серии «Индикар»: кто окажется впереди – сильный “овальщик”, талантливый “дорожник” или стабильный финишер без трассовых предпочтений?
Овалы – исконно американская забава. Исторически именно гонщики из США успешней всех выступали на овальных трассах, однако в последние годы инициативу перехватил пилот «Гэнасси» шотландец Дарио Франкитти. Что же касается дорожных автодромов, то в этом сезоне на них нет равных австралийцу Уиллу Пауэру. Именно эта пара и оспаривает чемпионский титул-2010.
Начался сезон с четырех подряд роуд-корсов (так в Америке называют дорожные трассы с поворотами) и внезапно ушедшего в отрыв Пауэра: две победы, подиум и одно четвертое место вывели вчерашнего новичка в уверенные лидеры серии. Стабильно опережая своих именитых партнеров по «Пенске» Хелио Кастроневеша и Райана Бриско, недавний дебютант «Индикара» поставил в тупик всех соперников: где он раздобыл лишние десятые и почему он так не ездил раньше?
Общественное мнение «Индикара» склонялось к мысли о случайности побед – дескать, стоит начаться овалам, как преимущество Пауэра растает, а подкошенная неудачами психика австралийца не справится с новыми вызовами стационарных автодромов. Как бы не так – Уилл, хоть на овалах звезд с неба не хватал, умело минимизировал потери, и к следующей серии роуд-корсов остался основным претендентом на победу в чемпионате. Победы в Уоткинс-Глене и Торонто вернули Пауэру весь былой отрыв, а гоночный мир сменил гнев на милость и принялся на перебой рассказывать о новой автоспортивной надежде Австралии. Вспомнили и успешные выступления Уилла в A1GP, и финансовую помощь Марка Уэббера, помогшего земляку заполучить нужный контракт и не зайти в карьерный тупик.
Пауэра всерьез испугались: молодой австралиец выигрывал столь уверенно, что если бы не четырехэтапная серия овальных гонок в концовке первенства, надежд на обострение конкуренции в чемпионате не осталось бы никаких.
Забавно, что специалистом по овалам в этом сезоне заделался Дарио Франкитти – шотландец, хотя бы в силу европейского происхождения тяготеющий к роуд-корсам. В 2008-м в ранге действующего чемпиона «Индикара» Дарио принял рисковое предложение перейти в «НАСКАР» – и провалился. Но, в отличие от охочих до денег и славы Сэма Хорниша-младшего и Эй-Джея Оллмендингера, биться головой о стену не пожелал – и вместо бесплодных попыток покорить столь недружественную ему наскаровскую технику, вернулся в хорошо знакомые гонки «Инди». Вернулся – и сходу выиграл второй титул. А в 2010-м рассчитывал на третий, но вот незадача: Пауэр внезапно поехал. И если на роуд-корсах былого превосходства над конкурентами Дарио было не видать, то на овальных треках шотландец мог сладить с австралийцем. В концовке сезона Франкитти выступает все увереннее, только за три последних этапа сократив отставание от Пауэра с 59 до 12 очков. А впереди овал – и если Уилл хочет победить, ему придется быстро научиться скоростному прохождению профилированных виражей «Хоумстеда».
Техника
В этом году в «Индикаре» продолжается естественная монополия шасси «Даллара» и двигателей «Хонда». В отличие от «Формулы-1», формально конкуренция разрешена, но на деле все крупные игроки покинули серию. «Паноз», не выдержав конкуренцию с «Далларой», продолжает эпизодически появляться только в «500 милях Индианаполиса», автоконцерны же и вовсе распрощались с «Индикаром»: «Тойота» переключилась на более прибыльный «НАСКАР», а в «Шевроле» вынужденно свернули свой проект из-за финансовых трудностей материнской компании «Дженерал Моторс».
В итоге, «Индикар» в массовом порядке продолжает использовать шасси «Даллара», традиционно для высокоскоростных гоночных серий выполненное из углеволокна и композитов. Однако стандартная 6-ступенчатая коробка Xtrac с последовательным переключением передач не оснащена модными нынче подрулевыми лепестками: на полном ходу гонщикам приходится отрывать руки от руля и переключать передачи обыкновенным рычагом. Впрочем, если дедовский способ манипулирования коробкой передач вроде бы призван усложнить жизнь гонщикам и заставить их проявлять все свое мастерство, то в меру примитивная аэродинамика в сочетании с граунд-эффектом делают обратное: автомобиль генерирует столько прижимной силы, что проходить овалы «в пол» уже не выглядит неподъемной задачей.
Из-за упрощенной, но эффективной аэродинамической конфигурации автомобиля преследование впереди идущего соперника оказывается довольно комфортным занятием, в то время как попытка атаки, а значит выпадение из «воздушного мешка», сопряжено с повышенным риском. В итоге среднее количество обгонов в течение заезда снизилось, что, впрочем, не отразилось на остроте и бескомпромиссности борьбы.
Тяга к сокращению стоимости автомобилей и дешевизне их обслуживания сыграла с «Индикаром» злую шутку: теперь болиды лиги напоминают какие-нибудь молодежные «формулы» вроде GP2 или «Мировой серии «Рено». (К слову, действующий чемпион «Мировой серии» бельгиец Бертран Багетт сейчас гоняется как раз в «Индикаре». В общем зачёте, правда, только 22-й.) Испугавшись такой простоты, организаторы в спешном порядке провели тендер на единого поставщика шасси с 2012 года – и такое чувство, что главным критерием отбора была футуристичность вида новой машинки. Победила все та же «Даллара», но интригующие формы ее нового прототипа – отдельная история.
Необходимость перемен в стане двигателей стала понятна раньше – и теперь мы имеем свежие форсированные турбомоторы, возвращающие нас в эпоху классического «Индикара». Двухлитровые турбированные моторы «Хонды» – звучит достаточно угрожающе, чтобы производить впечатление на зрителей, что же касается скоростей, то 400 км/час и раньше были потолком трасс, но не машин, так что на гоночном темпе введение новых моторов сказалось не сильно.
Куда интересней, что через год после американцев, турбо-двигателями заинтересовались в «Формуле-1». Не иначе, «Индикар» начинает потихоньку восстанавливать утраченный на рубеже веков авторитет.
Классика
В прошлом году Пауэр потерял сезон, столкнувшись в Сономе с Нельсоном Филиппе и сломав себе два позвонка. В сезоне-2010 австралиец стал главным открытием чемпионата.
В 2008-м автогоночная пресса на полном серьезе писала о возможности ухода старика Франкитти из спорта. Но Дарио не ушел, а выиграл чемпионат-2009, победил в «Инди-500» и продолжает оставаться самым грозным соперником во всех американских Open Wheels.
По-голливудски насыщенные сюжеты. Настоящие гоночные драмы. Технические расчеты, разбивающиеся случайными желтыми флагами и везением с тактикой дозаправок. Непредсказуемые прорывы и неожиданно ожидаемые победители.
То, что по-испански называется el classico: ветеран Франкитти против почти что новобранца Пауэра. “Овальщик” Дарио против “дорожника” Уилла. Чип Гэнасси против Роджера Пенске.
«Индикар» мог потерять лоск самой богатой гоночной серии США и престиж главного автоспортивного действа Америки. Но не мог потерять преданность культовых фигур американского автоспорта. И пока на трассах по всем Соединенным Штатам соревнуются команды Майкла Андретти, Седого Роджера, Карла Хааса и Чипа Гэнасси, в «Индикаре» остается то самое soulful feeling, что так ценят фанаты автогонок – будь то в Америке, Европе или России.
Классический сюжет задает болельщикам и пилотам традиционные вопросы. Но классика – она на то и классика, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.
Дорогой rast!
Прошу воздержаться от дальнейшего посещения моего блога. Я отказываюсь вступать в дискуссию с человеком, не умеющим вести себя и не уважающим своих собеседников. Также я не желаю становится невольным пособником ваших провокаций и обзывательств, оставляя ваши комментарии на публичном обозрении. Трибуна сайта sports.ru достаточно велика, чтобы вы нашли себе собеседников, соответствующих вашему культурному уровню.
Всего доброго!
Blahblahblahblah! Кому втираешь-то?! Молодёжи? Ню-ню...
«Что готовит 15-й сезон IRL я понятия не имею, но убеждён, что ужасный конец лучше ужаса без конца.»(с)
Аплодирую СТОЯ!
Прошу соблюдать нормы вежливости и приличия. В комментариях к моему тексту меня не устраивают оскорбительные и пренебрежительные выражения ни в адрес меня, ни в адрес других читателей.
Для интересующихся сообщу, что канал Рен-ТВ (или, как он назывался раньше, Ren-TV) существует с начала 90-х, и в 1996-м году (возможно, плюс минус один год, давно дело было:)) действительно транслировал гонки серии IndyCar. Гонки шли в записи, по понедельникам. У нас в Нижнем Новгороде местный ретранслятор Рен-ТВшников ТК «Сети НН» иногда порывался перекрывать московскую картинку своими передачами, но несколько раз гонки IndyCar мне посмотреть всё же удавалось. То, что я ещё тогда выделил Трэйси, по всей видимости, свидетельствует о довольно хорошем уровне освещения ИндиКара на Рен-ТВ.
Это правда, но не вся. В картинге тоже навалом борьбы между гонщиками.
=это что-то вроде здорового консерватизма=
Это отсутствие денег, а в таком состоянии что-то делать просто страшно. Слишком много было принято неправильных решений.
Дык патамушта эта ирла почти никого не интересует.Вот в ИндиКаре всё было.А это ублюдочное дитё тониджорджа всё равно потихонечку подыхает.Никто об него мараться не хочет.
Насколько я понимаю, Рэнди Бернард (нынешний президент IndyCar) вообще не ставит себе целью привлекать новых поставщиков. Главным критерием зрелищности всё равно остаётся борьба между гонщиками, а она есть и так. Лишний раз подстраиваться под кого-то из новых участников себе дороже - может выйти как в WTCC или WRC: пока новых привлекали, старые ушли. Как мне представляется, это что-то вроде здорового консерватизма и нежелания рисковать будущим серии.
Я никого не хотел обидеть. Я понимаю, что скупость или скудность новостей на других крупных спортивных сайтах об «Индикаре» обусловлена отсутствием интереса к нему в нашей стране. И что никому нет дела до того, что у кого-то там POLUPROVODNICA вдруг прорезался интерес к этой серии. Просто поймите, когда происходит какое-то спортивное событие, всегда любопытно по горячим следам поглядеть на статистику, поговорить о шансах, поанализировать на свой лад и манер, пусть и дилетантский :). И когда ты привык, что по другим видам спорта эта самая статистика выдается незамедлительно, тут же по горячим следам пишутся отчеты и обзоры, то машинально того же ждешь и по поводу «Индикара».
Но сейчас стало полегче, мне подсказали сайт http://www.indycar.com/, и нетерпение сердца прошло.
А вам - спасибо за вашу работу!