Один на трассе воин?
В Формуле 1 преобладают представители Великобритании, Италии и США, много было гонщиков из Италии и Франции. Но были и такие страны, которые сумели отрядить в Формулу 1 лишь одного единственного своего уроженца. Что же из этого вышло?
Самый успешный - Роберт Кубица
Единственный в истории больших призов поляк дебютировал в Формуле 1 в 2006-м году, посередине сезона сменив Жака Вильнева в команде BMW Sauber. Действующему чемпиону Формулы Renault 3.5 выдавали большие авансы и прочили ему блестящее будущее в Ф1.
Надежды Роберт начал оправдывать сразу. В своей первой гонке, дождевом и сумбурном Гран-При Венгрии, он сумел финишировать седьмым (но лишился очков из-за недовеса своей машины). Уже в своей третьей гонке в Ф1, в Италии, Кубица заработал первый трофей, став третьим.
Дальнейшие успехи поляка показывают, что он является не только лидером нашего рейтинга, но и одним из лучших гонщиков Восточной Европы. Поляк стал частым гостем на подиуме и в 2008-м году в Канаде одержал свою первую и единственную в Ф1 победу, возглавив турнирную таблицу чемпионата мира.
Перебравшись в 2010-м году в Renault, Роберт продолжил коллекционировать призовые кубки. Команда связывала с ним большие надежды, конкуренты тоже присматривались к быстрому поляку. Но авария в межсезонье в 2011-м году на раллийной трассе поставила крест на карьере Роберта в Ф1. Получив тяжулую травму руки, Кубица продолжил гоняться, но уже только в ралли.
Разбив изрядное количество машин, Кубица все-таки добился мирового титула, став чемпионом в категории WRC2.
Гонщики новой истории - Томаш Энге, Алекс Йонг, Золт Баумгартнер
В последние 15 лет сразу несколько стран впервые отрядили своих представителей в Большие призы.
Если Роберт Кубица стал самым успешным гонщиком Восточной Европы, то первым, за 15 лет до дебюта поляка, был Томаш Энге, единственный представитель Чехии в Формуле 1. В 2001-м году в команде Prost он заменил Лючано Бурти, который попал в тяжлую аварию на Гран-При Бельгии.
Энге провел три этапа, его лучшей стартовой позицией стало 19-е место, а в гонке ему удалось добиться 12-го места - в своем дебюте, на Гран-При Италии.
Слава (впрочем, весьма сомнительная) пришла к первому в истории Формулы 1 пилоту Восточной Европы в следующем году, когда он выиграл чемпионат Ф3000. Но долго радоваться не пришлось. Один из его результатов по хоу сезона был аннулирован - во время допинг-пробы в его крови обнаружили следы марихуаны. Победу в чемпионате в итоге перешла к Себастьяну Бурдэ, а Энге опустился лишь на третье место.
Следом за Энге на стартовой решетке в Италии стоял еще один дебютант - малайский гонщик Алекс Йонг. Он на данный момент является единственным представителем Малайзии в Больших призах.
Всю карьеру Йонг провел в команде Minardi и довольно сильно уступал всем в пелотоне, в том числе своим партнерам по команде. (Интересно, что когда Йонг появился в Ф1 в 2001-м году, его парнером стал еще один дебютант - молодой парень по имени Фернандо Алонсо. В 2002-м году у Йонга, формально уже опытного пилота Формулы 1, был новый партнер, и тоже дебютант - Марк Уэббер).
Йонг хоть и провел в Ф1 более сезона, по сути, оказался к ней не готов. На вершину автоспорта малаец попал после не самых удачных выступлений в Ф3000.
С Йонгом связаны как минимум две интересные вещи. В 2002-м году он совершенно неожиданно заставил всех вспомнить о существовании правила в 107%. Долгие годы все укладывались в 7% от лидера в квалификации, но на Гран-При Сан-Марино Алекс без видимых на то причин не уложился в это окно. Отставание было просто огромным - его партнер Марк Уэббер, ставший 19-м, проехал свой квалификационный круг на 2,5 секунды быстрее.
Малайца до гонки в итоге не допустили. Поначалу казалось, что это просто недоразумение, но когда по ходу сезона ситуация повторилась еще дважды, его на пару гонок отстранили, посадив за руль Энтони Дэвидсона. Вернувшись, Йонг больше из 107-ми процентов не выпадал.
Несмотря на отсутствие скорости, Алекс едва не заработал очки в дебюте сезона. На стартовом этапе в Австралии он финишировал седьмым, при том, что очки тогда давали только шестерке лучших. Взять один балл ему помешала как раз собственная неготовность к Ф1 - стремительный Мика Сало на "Тойоте" легко объехал малайца, но так и не смог сломить сопротивление неуступчивого и быстрого Марка Уэббера.
В следующем году Йонг потерял свое место в кокпите болида Minardi, но через два года (в 2004-м) в маленькой итальянской команде свой полный сезон начал венгр Золт Баумгартнер. (Кстати, по поводу написании его имени отдельная ремарка: разные источники пишут по разному - Золт, Зольт, Жолт... В оригинале же пишется вот так - Zsolt Baumgartner. Я же, с вашего позволения, для собственного удобства, буду называть его не иначе, как Золт).
Годом ранее он провел две гонки в составе команды Jordan, где заменял Ральфа Фирмана, у спонсоров которого посередине сезона закончились деньги. В Венгрии выступление соотечественника так всех впечатлило (хотя не столько выступление, сколько сам факт присутствия венгра в Ф1), что силами правительства страны ему нашли финансирование на полный сезон. И Золт не подвел. Да, звезд с неба он не хватал, но все же сумел стать не только первым (и единственным венгром в Ф1), но и первым (и также единственным) венгром, заработавшим очки!
Баугартнеру помогла измененная система начисления очков - с 2003-го года зачетные баллы получала первая восьмерка, а не шестерка, как было ранее. Вот Золт и финишировал восьмым в США. Учитывая, что Minardi тогда (да и вообще всегда) очки зарабатывала крайне редко, то это стало настоящей сенсации. Впрочем, творец этой сенсации каких-то дивидендов от своего подвига не получил - оплаченный сезон закончился, и венгерского гонщика как-то и позабыли.
Кого еще можно вспомнить
Элисио Саласар, единственный представитель Чили, присутствовал в Формуле 1 на протяжении трех сезонов. Он провел девять гонок в 1981-м году, 13 - в 1982-м и дважды выходил на старт в 1983-м. Но запомнился он не тем, что набрал в этих стартах три очка, а дракой с чемпионом мира Нельсоном Пике на Гран-При Германии-1982.
Саласар не пропустил на круг лидирующего бразильца - вместо этого он воткнулся ему в бок, и обе машины, вальсируя, отправились на обочину. Взбешенный Пике с кулаками набросился на своего обидчика, но до серьезных травм не дошло - все-таки оба были в шлемах, да и страсти быстро утихли.
Рикки фон Опель был известен благодаря родству с Адамом Опелем, основателем известной автомобильной компании. Фредерик, или попросу Рикки, правнук Адама, в 12-ти стартах в Формуле 1 в 1973-м и 1974-м годах не набрал ни одного очка, а его лучшим результатом на финише стало девятое место. В наш же рейтинг он попал, поскольку имел гражданство Лихтенштейна и стал единственным представителем этой страны в Больших призах.
Роберт Ля Каз отметился в Формуле 1 в 1958-м году. Пилотируя свой собственный Cooper T45, он один раз стартовал на гонке в Марокко и добрался до финиша на 14-м месте. Выбор этапа был очень прост - Ля Каз сам родом из Марокко. По сей день он единственный представитель этой страны в Формуле 1.
В 1950-м году, в самом первом в истории чемпионате мира, на старт вышел гонщик по имени Бирабонгзе Банудей Банубанд, более известный как Принц Бира. Он провел в Формуле 1 пять сезонов, сумев набрать восемь очков. Представитель королевской семьи Тайланда - единственный гонщик своей страны, дошедший до Формулы 1.
Кстати, гугл транслейт произносит как Жольт. =)