Гран-При Италии-2017: перед этапом
Немец из итальянской команды на вершине подиума, или первая победа Себастьяна Феттеля
"Я думал – как такое может быть: на моей табличке красуется надпись "P1", я заправлен до самого финиша, и пит-стопов больше не предвидится - нужно просто доехать", - удивлялся после финиша Гран-При Италии 2008 года молодой гонщик Себастьян Феттель, проводивший свой первый полный сезон в Формуле 1. Ныне обладатель 46-ти побед и четырех чемпионских титулов, тогда он никак не мог поверить, что сумел доехать до первого места.
Себастьян Феттель пришел в Формулу 1 годом ранее после неполного сезона в Мировой серии Renault. Будучи в системе Red Bull, он сменил в младшей команде австрийского концерна американца Скота Спида и став напарником Витантонио Лиуцци. В Red Bull с гонщиками никогда не церемонились, поэтому не оправдавшего надежд Лиуцци отстранили, пригласив Себастьяна Бурдэ. Феттеля оставили на полный сезон, во время которого он максимально раскрылся.
Подходя к итальянской гонке, Феттель уже имел на счету 13 очков и занимал 12-е место в чемпионате, в то время как Бурдэ с четырьмя баллами шел лишь 17-м (напомню, тогда была иная система начисления очков - получала их первая восьмерка по схеме 10-8-6-5-4-3-2-1). По ходу сезона немец провел пару ярких гонок, а 5-е место в Монако было сродни победе.
Но настоящая победа пришла в Италии. В принципе ожидалось, что в Монце болиды Toro Rosso будут быстры, но мало кто мог предположить, что удастся взять поул! В первой тройке оказался еще один болид австрийского концерна - Марк Уэббер на Red Bull стал третьим. Разделил "быков" Хейкки Ковалайнен на McLaren. Себастьян Бурдэ тоже показал неплохую скорость, став четвертым. Но на фоне напарника, которому он уступил почти секунду, это было ничто.
В гонке и после финиша молодой Сэб продемонстрировал удивительную зрелость. Он безошибочно провел дождевую гонку, а после финиша, наравне с восторгами, четко отвечал, как ему удалось победить. "Мы не стали дополнительно загружать аэродинамику, поскольку предполагали, что сегодня трасса может оказаться сухой, поэтому на прямых выглядели намного быстрее соперников. Отсутствие проблем с видимостью стало ключом к успеху – я сразу же оторвался от Хейкки на шесть-семь секунд, после чего продолжал ехать на пределе и несколько раз едва не потерял машину. Во время старта трасса была очень мокрой, но к середине гонки асфальт начал подсыхать, и нам пришлось смещаться с траектории, чтобы хоть как-то охладить шины", - сказал тогда Феттель. На его фоне жаль было смотреть на Ковалайнена. Располагая грозным болидом MсLaren, Хейкки не смог ничего сделать и что-то рассказывал о том, как не мог прогреть тормоза.
В следующем году Себастьян Феттель перебрался в основную команду Red Bull, которой тоже принес первую победу. Не знаю, многие ли помнят ту дождевую гонку в Китае, но Гран-При Италии 2008 года стало настоящей классикой, гонкой, где зарождался будущий чемпион.
Статистика
Победу на Гран-При Италии одерживали 36 гонщиков. Чаще всех на первую ступеньку поднимался Михаэль Шумахер, у которого на счету 5 побед в Монце. Среди ныне действующих гонщиков лидируют Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, у которых по три победы. Лишь немногим от них отстает Фернандо Алонсо, побеждавший здесь дважды. В прошлом году свою единственную победу в Италии отпраздновал действующий чемпион мира Нико Росберг.
Среди команд по числу побед с большим отрывом лидирует Ferrari, у которой 18 побед. На втором месте, тоже с большим отрывом, идет McLaren с десятью победами. Эти команды свои итальянские победы одерживали относительно давно - McLaren в 2012, а Ferrari в 2010-м. Williams, которая в историческом рейтинге идет на третьем месте с шестью победами, и вовсе выигрывала в далеком 2001-м году, когда свою дебютную победу в Формуле 1 одержал Хуан-Пабло Монтойя.
У действующих победителей итальянской гонки, команды Mercedes, 5 побед, по две у Renault и Red Bull, одна на счету Toro Rosso. Всего в Италии побеждали 20 команд.
Поул в Италии выигрывали 36 гонщиков. Чаще всех на первом месте на старте стояли Хуан-Мануэль Фанхио, Айртон Сенна и Льюис Хэмилтон - у них на счету по пять квалификационных побед. Среди ныне действующих гонщиков кроме Хэмилтона трижды на поуле был Себастьян Феттель, дважды Фернандо Алонсо и один раз Кими Райкконен.
Среди команд больше всего поулов у Ferrari - 19. На втором месте McLaren с 11-ю поулами, у Williams 7 поулов, в историческом рейтинге команда делит третье место с Lotus. У Mercedes 5 поулов, по 2 у Renault и Red Bull, один поул имеется у Toro Rosso. Всего с поула стартовали 16 команд.
На подиум в Монце поднимались 88 гонщиков. Больше всего у Михаэля Шумахера, который 8 раз поднимался на подиум. На втором месте в историческом рейтинге идет Фернандо Алонсо, у которого 6 подиумов. Испанец опережает целую группу пилотов, у которых по 5 подиумов, среди них Хуан-Мануэль Фанхио, Ален Прост, Айртон Сенна и Рубенс Баррикелло. А из ныне действующих гонщиков по 5 подиумов у Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля.
По три подиума на счету у Кими Райкконена и Фелипе Массы, один у Серхио Переса.
Лучший круг в Италии на счету у 41 гонщика. Чаще всех быстрейшим оказывался Льюис Хэмилтон, у него 4 лучших круга. По три быстрейших круга у Фернандо Алонсо и Кими Райкконена. Такое же количество лучших кругов у целого ряда гонщиков - Фила Хилла, Джима Кларка, Клея Регаццони, Айртона Сенны и Мики Хаккинена. Один лучший круг есть и у действующего чемпиона Нико Росберга, и проехал он его еще в 2012-м году.
Среди команд у 16-ти есть быстрейшие круги. Больше всех у Ferrari - 19, у McLaren на счету 12 быстрейших кругов, у Williams - 8. Mercedes в историческом рейтинге идет на пятом месте с пятью лучшими кругами, уступая Lotus, у которых семь быстрейших кругов. У Renault и Force India по одному лучшему кругу.
Интересные факты
Михаэль Шумахер в Италии объявил о завершении своей "первой" карьеры в Ф1. Одержав победу в 2006-м году, Михаэль очень эмоционально объявил, что по окончании сезона покинет чемпионат. В том сезоне Шумахер был в хорошей форме и боролся за возможный восьмой титул, лишь в последней гонке проиграв чемпионат Фернандо Алонсо. Спустя три года Шумахер в чемпионат вернулся.
Роберт Кубица впервые в карьере поднялся на подиум в Италии. Пока Шумахер эмоционально прощался с Формулой 1, поляк делал в Королевских гонках только первые шаги. Причем, весьма уверенные. Заменив посередине 2006 года Жака Вильнева в кокпите болида BMW Sauber, Кубица уже в первой гонке приехал в очки (он занял седьмое место в Венгрии, но из-за дисквалификации зачетных баллов не получил), а уже в своей третьей гонке, как раз в Италии, поднялся на подиум, заняв третье место.
Адриан Сутил единственный раз в карьере стартовал с первого ряда в Италии. Случилось это в 2009-м году, когда команда Force India, пережив ряд переименований после преобразования из Jordan, наконец, неожиданно посреди сезона набрала хороший темп. Этапом ранее, в Бельгии, Джанкарло Физикелла взял поул и занял второе место в гонке, добыв первые очки в сезоне. А в Италии блистал уже Адриан Сутил. Немец до поула не дотянулся, но все равно впервые в карьере стартовал с первого ряда. В гонке он сумел проехать быстрейший круг и остановился в шаге от подиума, заняв четвертое место.
Джанкарло Физикелла дебютировал за Ferrari в Италии. После сверхудачного этапа в Бельгии, в 2009-м году итальянец Джанкарло Физикелла осуществил мечту многих - он дебютировал в составе Ferrari в Монце! Физико сменил другого итальянца, Луку Бадоера. Тот, в свою очередь, заменял травмированного Фелипе Массу. Дебют вышел не особо удачным - стартовав 14-м, Физико доехал лишь до девятого места, за которое тогда еще не давали очки. Его партнер по команде Кими Райкконен был третьим и на старте, и в гонке. До конца сезона итальянец выступал за Ferrari, но так и не смог набрать ни одного очка, а в конце года и вовсе покинул чемпионат, все же оставшись в системе итальянской команды.