Психология победителя – слагаемые успеха
Владимир Сафонов в блоге «Записки психолога» рассказывает, что такое психология победителя.
Первым делом интереса ради вбиваю в поисковике «психология победителя в спорте». Среди двух миллионов сайтов натыкаюсь на статью с таким же названием в блоге «Север не для слабых». Этот блог детской спортивной школы номер 6 в Норильске. Дело в том, что несколько месяцев назад, я побывал в этом северном городе, где проводил семинар «Практическая психология спорта высших достижений».
Тогда я был удивлен количеством собравшихся, интересом тренеров и преподавателей физвоспитания к теме семинара. Меня много спрашивали как раз о том, как выигрывать соревнования, когда ты лидер, как побеждать самого себя. Оказывается в Норильске так поставлено дело, что 100 процентов (!) учащихся занимаются спортом, в том числе и те, кто не очень здоров. Так мне стало понятно, что для норильчан словосочетание психология победителя — не пустой звук.
В предыдущем материале я говорил о психологических составляющих победы, главная из которых адекватность/неадекватность «планки» успешного выступления на соревнованиях. В приведённых примерах я хотел показать жесткость установок. «В каждой гонке будем бороться за победу». «В двух программах делаю ПЯТЬ четверных прыжков». И так далее. Когда на протяжении сезона это не реализуется, психика спортсмена ломается. Речь уже не идёт о завоевании первого места. Психология победы, прежде всего, победа над собой — преодоление своих сомнений к достижению поставленной цели.
Количество удачных стартов порождает уверенность в своих силах. Похвала, поддержка прибавляют сил и желания продолжать многотрудный процесс спортивного совершенствования. Но в тоже время надо понимать, что в спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.
Психология победы и психология победителя это как принцип детерминизма в психологии — с одной стороны внешнее преломляется через внутреннее, с другой внутреннее предопределяет внешнее. Иными словами, наше внутреннее состояние регулируется внешней ситуацией. Но при этом, какая это будет ситуация зависит от того, что у нас внутри.
Суть психики заключается в организации приспособительного взаимодействия нас с внешним окружением. В основе этого приспособления лежит принцип единства сознания и деятельности, а обратная его сторона единство бессознательного и поведения.
Рассматриваю со спортсменом конкретную ситуацию, когда он терял способность сознательно контролировать свои действия на соревнованиях. В тот момент у него включались автоматизмы поведения, которые уже не раз происходили в критические моменты соревновательной борьбы. Чаще всего он не понимал, что происходит и терпел поражение. Объяснял это так: «Не знаю, почему я так делал». Отсюда делаем вывод: главная задача в соревновательной деятельности — способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.
А теперь вопрос: что надо контролировать, если возможности внимания, как направленности сознания, весьма ограничены — всего ОДИН элемент. На самом деле, с каждым спортсменом это очень индивидуально. Тем более, что у него уже накопился богатый негативный опыт: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». В общем, концентрироваться на конечном результате — самое последнее дело.
По ходу соревнования у спортсмена, идет постоянное сопоставление положения дел — как надо и как получается. Или идёт сравнение, — какие результаты у соперников и какие у него самого. И при этом всегда дается установка тренера или самоприказ — собраться, сконцентрироваться на себе. Но как тогда быть, ведь нужен определенный результат?
Да, концентрироваться надо. В процессе выполнения спортивного упражнения концентрация внимания-сознания должна быть направлена на конкретный элемент — элемент техники или на конкретное чувство, сопутствующее успеху. Так, чувство успеха у Игоря Тер-Ованесяна, участника пяти Олимпиад и рекордсмена мира по прыжкам в длину было «чувство полета». А Владимир Сальников, который первый в мире проплыл 1500 метров быстрее пятнадцати минут, называл это состояние «чувство кипятка», оно появлялось у него на 13-й сотне метров.
Непосредственно слагаемые психологии победителя назвать несложно. Это умение выйти на пик спортивной формы к главному соревнованию. Это способность сохранить, «не расплескать» эмоциональный потенциал до момента старта. Это контроль своих действий и своего состояния, несмотря на противостояние соперников. Это умение принимать решения адекватно ситуации. Наконец, это способность в соревновательных паузах «отключаться» от происходящего (Сергею Бубке и Елене Исинбаевой приходилось до двух часов ждать своей очереди, находясь в секторе для прыжков). Но как это всё реализовать, тем более, что с каждой победой вероятность поражения возрастает?
Спортивная наука этим вопросом занимается давно. Это так называемая проблема идеального спортсмена. В 70-е годы прошлого столетия Международным Олимпийским Комитетом перед наукой была поставлена задача найти критерии (модельные характеристики) идеального чемпиона в каждом виде спорта. Для этого на протяжении 10 лет (6 Олимпиад, большое количество чемпионатов мира и континентов) призеры соревнований обследовались по единой программе. Четкие критерии идеального спортсмена найти не удалось. Но оказалось, что независимо от вида спорта, спортсмены с успешной карьерой на протяжении многих лет характеризуются определенными личностными качествами. Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.
О каждом качестве многое можно сказать, но главное то, что они формируются естественным образом. Сам факт занятия спортом, минуя сознание, вынуждает их развиваться. А если, понимая это, целенаправленно акцентировать сознание соревнующегося именно на них? Собственно, в своей работе я так и делаю. Обсуждаем со спортсменом значение каждого качества, намечаем программы их развития.
Помню, работал я с 15-летним перспективным спортсменом престижного вида спорта. Родители состоятельные. На встречу приезжает на машине. На сессии присутствует телохранитель. С его слов «все всё делают не так». При этом он не знает где стиральная машина, в которой прислуга стирает его спортивную одежду. Как-то предложил узнать, где же эта машина находится, так даже его телохранитель привстал. Прошли годы, продолжаем контактировать, когда вспоминаем эту историю, оба улыбаемся.
Кстати, модная сегодня психология менеджмента установила качества успешного менеджера. Оказалось всё тоже же самое, что и в спорте. Особенность деятельности спортсмена и руководителя одна — и тот и другой сам должен принимать решение в быстро изменяющихся ситуациях.
Сегодня я остановился на двух аспектах психологии победителя. Что происходит со спортсменом в ситуациях соревновательной борьбы — это надо понимать. И какие личностные качества есть у спортивного характера. Они предопределяют сознательное стремление спортсмена к максимальным нагрузкам и нацеленность на новые спортивные достижения.
Правда этого не достаточно для того, чтобы побеждать. Реализация спортивной подготовленности зависит ещё от того в каком психическом состоянии находится спортсмен перед и во время старта. Особенности психического состояния заключаются в том, что в одном случае оно может вести к успеху, а в другом к неудаче. Об этом в следующий раз.
…На прошедших выходных два спортсмена, с которыми работаю уже не один год выступали на соревнованиях. У одного подходил к концу очень успешный сезон, все старты шли с плюсом. Другой, сезон только начинал — принципиально важный для себя. Первый не смог справиться со своими эмоциями, второй доволен результатом — ему удалось не потерять контроль своих действий.
В отношении чувства выполнения своего спортивного упражнения надо понять какие ощущения сопутствуют успешному его выполнению и стараться его вызывать в моменты, когда настраиваетесь на его выполнение.
Сидеть на скамейке и не знать будешь играть или нет, а если будешь, то когда - самое болезненное. Это неопределенность, а второе "Я" - наше подсознание всегда опасается за неблагоприятный исход ситуации.
Как же быть? Задайте себе вопросы.
1. Что для вас важнее, участие в игре или успешная игра команды?
2. Сидя на скамейке, какие мысли преобладают - болеете за команду, включены в перипетии игры или эмоционально безразличны. холодны, раздражены - опять не выпустили.
3. Посмотрите как ведут себя игроки сборной по волейболу, сидя на скамейке.
Конечно, хорошо бы чтобы тренер снял эту неопределенность. Но главное в эти моменты быть членом команды - сопереживать происходящее, поддерживать своих. Ваш интерес должен быть в успехе команды, а не в реализации своих амбиций.
Желаю успехов
Моя цель на ближайшие тренировки - найти "то самое чувство", как чувство кипятка или полета.
А вот как обрести благоприятный психологический настрой? Я постоянно чувствую себя одним из худших игроков. И если меня оставляют на скамейке запасных - это очень резко бьет по моему игровому настрою. Как с этим справиться или отделаться от такого эффекта пока я не дотянусь до уровня других игроков команды?
Мощный заряд мотивации:
https://www.youtube.com/watch?v=hIt_yLLVS48
Понаблюдаю за тем, как игроки ведут себя на скамейках запасных (раньше мне это в голову не приходило).
Проанализировав свое поведение на играх в запасе за последние три месяца и позадавав себе вопросы, о которых вы писали выше, пришла к выводу, что не все так плохо. Если в январе "запас" вылился для меня в нервный срыв и полное безразличие к игре, то неделю назад, когда мы участвовали в Кубке России по футзалу, сидя на лавке я больше думала о команде, болела переживала и настраивалась на то, чтобы в случае выхода не подвести команду.
Кстати, большую роль сыграл тренер - каждый раз оставляя меня в запасе, она все равно выпускала меня поиграть. Таким образом, мое подсознание уверено, что я буду играть, хоть и меньше других игроков. А этого мне пока достаточно, чтобы избегать нервных срывов (как минимум).