Почему в России не умеют быстро бегать? 100 метров – наша боль: 10 секунд не разменивал даже великий Борзов
В легкой атлетике новый король спринта – 100-метровку на чемпионате мира в Юджине выиграл 27-летний американец Фред Керли с результатом 9,86 секунды.
Пока в легкоатлетической летописи появляются новые главы (результат Фреда в финале – уровень второго десятка топ-спринтеров за всю историю, а быстрее его июньских 9,76 бежали лишь пятеро), в России катастрофа со спринтом.
И дело не в изгнании нашей легкой атлетики – так было всегда.
Даже во времена СССР, когда советские легкоатлеты задавали тренды, в мужской 100-метровке получалось только у Валерия Борзова. Он брал олимпийские медали в 70-е, бежал быстрее актуальных российских лидеров (личный рекорд 10,07 при старой системе фиксации) и обгонял американцев, но после него больших спринтеров в стране не появлялось.
Удивительно, ведь в смежных дисциплинах Россия зажигала звезд: Ирина Привалова считалась важной фигурой женской 100-метровки в 90-х (подиумы на Играх-1992 и ЧМ-1995), в коротких барьерах почти 10 лет в порядке Сергей Шубенков, а в длинных время от времени вспыхивали таланты вроде Натальи Антюх (золото Игр-2012) или Дениса Кудрявцева (серебро ЧМ-2015).
И только в мужском гладком спринте – давняя пустота. Почему?
Сначала несколько фактов – для понимания масштаба беды:
• Легендарные 9,58 Усэйна Болта на ЧМ-2009 помнят все – это мировой рекорд на ближайшие десятки лет.
13 лет рекорду Болта: тот забег показал, на что способен человек
Следующая пятерка самых быстрых людей в истории уложилась в 9,74 секунды, топ-10 – в 9,78, топ-50 – в 9,91, а топ-100 – в 9,95. Из десяти секунд с той поры, как в легкой атлетике время измеряют автоматически, выбегали 169 человек – и среди них нет ни одного человека из России или СССР.
• Мужскому рекорду России на дистанции 100 метров в августе исполнится 16 лет – в пыльном 2006-м Андрей Епишин пробежал финал Евро за 10,10 секунды и взял серебро.
Точно таким же был рекорд Советского Союза, который в 1986-м установил Николай Юшманов (на тот момент – 35-й результат в мире) – быстрее 10,10 никто из наших уже не бегал.
Для сравнения, рекорды Епишина и Юшманова занимают 420-ю строчку в топе лучших спринтеров легкой атлетики, а от мирового рекорда – вы уже посчитали – их отделяет пропасть в полсекунды.
• На чемпионатах мира россияне никогда не выходили в финал, а лучшее достижение – 5-е место Александра Порхомовского в полуфинале Штутгарта-1993 с результатом 10,20.
Спустя два года в полуфинале бежал Андрей Григорьев (8-е место, 10,30), а начиная с Севильи-1999 российские спринтеры просто не выполняли норматив для участия в чемпионате мира. Исключение – домашний ЧМ-2013, где Александр Бреднев занял 45-е из 56 участников.
• Главный спринтер России прямо сейчас – 26-летний Игорь Образцов.
Он выигрывал два последних чемпионата России (в 2020-м и 2021-м), а незадолго до этого – весной 2020-го – закончилась его допинговая дисквалификация длиной в год за запрещенный лигандрол. После бана результаты Образцова поползли вверх: кроме двух титулов получилось сбросить с личного рекорда (10,33) сразу 0,07 секунды.
• Но лучшим результатом последнего десятилетия владеет другой бегун – 21-летний Данила Тен. Его секунды (10,19) совсем свежие – из полуфинала брянского этапа Кубка России, проходившего в начале июля. Кстати, в финале Тен пробежал еще быстрее – за 10,15 (а Образцов – вообще за 10,12), но при попутном ветре 2,7 м/с, а это выше нормы и не позволяет фиксировать официальные рекорды.
• В базе данных ВФЛА (Всероссийской федерации легкой атлетики) висят два удивительных результата из прошлого сезона – 9,9 секунды от Образцова и Владислава Доронина, якобы показанные ими на командном чемпионате России-2021 в Брянске. Странные цифры, которые для наших парней кажутся космосом.
Объяснение простое – на том турнире велся ручной хронометраж (да-да, в 2021-м на чемпионате России время все еще измеряют ручным секундомером), поэтому относиться всерьез к этим результатам не стоит.
• За спринт в российской команде долгие годы отвечал тренер Валентин Маслаков – он занимал должность главного тренера сборной, а в 2016-м – после громкой отставки из-за шквала допинговых залетов и прихода Юрия Борзаковского – сосредоточился на коротких дистанциях.
«Приняли непопулярное решение в спринтерских индивидуальных видах гладкого бега никого не выставлять», – цитата, которую Маслаков озвучивал перед каждым чемпионатом мира.
«Натурализация в нынешних условиях – идеальный вариант. По этому пути уже пошли многие европейские страны – Норвегия, Швеция, Германия. Не привлекая иностранцев, конкурировать даже на европейском уровне становится сложно», – такие пути для усиления искал Маслаков в 2011-м.
В 2020-м он стал настолько токсичным, что в сборной его пришлось заменить супругой – главным тренером по спринту числилась Людмила Маслакова. А в 2021-м работать со спринтерами отправили бывшего барьериста Руслана Мащенко – кардинальных сдвигов пока не произошло.
• Теперь к причинам – почему наш спринт не выходил из запустения даже в те годы, когда почти не существовало ограничений в средствах и методах. Объяснения от непосредственных участников максимально простые: генетика, методика тренировок, психология и конкуренция
«Все разговоры, что в спринте побеждают только темнокожие – ерунда. Я обыгрывал их, и ничего. Скорее дело в том, что у европейцев проблемы в методике», – версия 10-летней давности от рекордсмена России Андрея Епишина.
«В той же Америке для темнокожего населения спорт – это шанс выбиться куда-то. Поэтому мотивация у них сильнейшая. Я говорю не про какие-то деньги, а про поступление в университет. Быстро бежишь – получишь приглашение на бесплатное обучение. А это путевка в будущее.
Если рассматривать физиологические способности, то в определенных видах они у темнокожих чуть выше. Но не фатально. И есть много белых, которые по одаренности ничем не уступают. У меня в Британии племянница, по ее рассказам, на детском уровне там побеждают примерно поровну вне зависимости от цвета кожи.
К тому же сознание у ребят другое. Те же юноши редко выезжают на международные старты, не видят, что происходит в других командах. У нас частенько бывали матчевые встречи, еще какие-то турниры. Сейчас же российская легкая атлетика варится в своем котле. После чемпионата страны новых горизонтов нет. Тренеры тоже перестали участвовать в международных конгрессах. Все это и дает такой эффект. Я, кстати, тоже уже не смотрю российский спринт», – объясняла несколько лет назад будущий президент ВФЛА Ирина Привалова.
Ирина Привалова: «Борьба с допингом идет против одной страны. К американцам лишний раз не приедут»
«Чего греха таить, спринтеры из США и стран Карибского бассейна даже сложены иначе, чем европейцы. Чисто генетически они изначально быстрее, сильнее, выносливее. Да, иногда в Европе появляются самородки вроде Лемэтра или Валерия Борзова, способные бросить вызов ямайцам и американцам. Но происходит это раз во много лет», – оправдывался за неудачи Валентин Маслаков.
«Дело даже не в том, что они сильнее, тут уже вопрос в психологии. Почему-то изначально все думают, что белые атлеты слабее. Не надо обращать внимание на других, если изначально думать, что кто-то сильнее, то ничего и не выйдет», – и снова Епишин.
Понятно, что условия, в которых сейчас существует наша легкая атлетика, не обещают героев спринта в обозримом будущем – не растерять бы тех, к достижениям которых привыкли: в высоте, женском шесте, мужских барьерах.
И все равно это, вероятно, главная загадка нашего спорта – почему в России не умеют быстро бегать?
Фото: REUTERS/Kai Pfaffenbach TPX IMAGES OF THE DAY; globallookpress.com/Wang Lili/Xinhua, Vasilii Smirnov/Russian Look; Gettyimages.ru/ Michael Steele, Cameron Spencer; РИА Новости/А. Денисов, Александр Кондратюк, Антон Денисов, Григорий Сысоев; rus.team; rusathletics.info
У нас исторически почти нет темнокожего населения. Бегают белые.
Первый в мире (!) белый (Лемэтр) выбежал из 10 секунд только в 2010-м (!!!). В то время как для черных 10 секунд - уже давно обыденный результат.
Епишин очень странно говорит - выигрывал у темнокожих. Конечно у кого-то выигрывал. Но и уступал десяткам человек.
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/desyat/97954.html - быстрейшие белые бегуны. Только один из 10 секунд выбежал. Не знаю, может за 10 лет что-то поменялось, но имхо тут не нужно "у нас". Везде так. Белые бегают медленнее черных.
Если посмотреть на игроков в настольный теннис, то среди лучших там будет много китайцев. Тоже можно заявить, что они просто от природы лучше. Вот только есть нюанс - все последние десятилетия с китайцами достаточно успешно соперничают шведы, которые играли и побеждали в финалах Олимпиад, ЧМ и КМ, причем совершенно разными поколениями игроков. В финалах последних чемпионатов мира играли шведы и китайцы. На всякий случай напомню, что население всей Швеции меньше населения Москвы раза в полтора, а по комплекции высокие мощные скандинавы ну никак не похожи на китайцев. На одного шведского ребенка, пришедшего в секцию настольного тенниса, у китайцев будет примерно 250 таких же детей.
Поэтому можно сделать вывод, что проблема ЧУТЬ сложнее, чем кажется на первый взгляд. Генетика генетикой, но правильный отбор, методики тренировок, ОФП, СФП, БКМ, восстановление значит не меньше, а то и больше.
Касательно спринтеров примерно все в том же духе. Темнокожих больше всего в Африке, но выигрывают сплошь американцы и ямайцы, то есть представители стран, где есть школа, методики, традиции, условия для тренировок, правильный климат и нужная мотивация у спортсменов. Почти ничего из этого у нас нет. В моем городе вообще нет ни одного полноценного стадиона, где можно тренировать спринт. Один убитый в хлам с ямами, второй с асфальновыми дорожками, красиво покрашенными в красный цвет. Вот и бегай...
Не растут цветы на бетонных полигонах почему-то.