3 мин.

Его нашли в петле. Олимпийский чемпион-1980 сначала потерял мотивацию бегать, потом — жить

Андрей Прокофьев был причастен к великим победам советских легкоатлетов. Именно он совершил триумфальный финиш в спринтерской эстафете 1 августа 1980 года на московской Олимпиаде. Сборная Советского Союза вырвала победу на последних метрах, а Прокофьев стал, пожалуй, главной звездой. Все ждали, что карьера парня теперь будет идти только в гору, но бегун не смог подняться на вершину.

Божественное ускорение

Ему было всего 19 лет, когда он стал чемпионом СССР в первый раз. «Спортсмен от бога» — так Андрея называли партнёры и некоторые тренеры. Легкая атлетика как будто была у него в крови: его врожденные физические способности были просто феноменальны. Некоторые даже шутили, что ему иногда и делать ничего не нужно — то, что другие оттачивали месяцами, Прокофьев словно умел всегда.

Он был редким универсалом. Спортсмен одинаково хорошо справлялся и с классическим спринтом, и с бегом с барьерами. Отмечали также и его силу. Ходили целые легенды о том, как Андрей уничтожал своим мощным стартом колодки. Это, скорее всего, были выдумки, но физически Прокофьев был готов на самом деле отменно.

То, что он выйдет на старт в эстафетной гонке, было очевидно. И, как многие и предполагали, тренеры доверили ему четвертый этап в надежде, что Андрей сможет как нарастить преимущество, если команда выйдет на финиш лидером, так и догнать первую группу, если напарники подведут.

Распространено мнение о том, что во время финальной передачи эстафеты сборная Союза шла на первом месте, после чего 21-летнему Прокофьеву не пришлось особо напрягаться и он спокойно финишировал. Но это было совсем не так. Финишер советской команды был вынужден догонять — Александр Аксинин закончил свой третий этап где-то на третьем-четвертом месте. Прокофьев дал огненный финиш: ускорился, догнал и опередил поляков на 0,07 секунды. Странно, что по этому финалу ещё не отсняли художественное кино.

Он любил не только спорт

После феноменальной победы все жаждали продолжения. И фактически получили. Прокофьев помог команде выиграть золото Европы и бронзу ЧМ в эстафете. В личном первенстве становился вторым на ЧЕ в барьерном беге.

Как у него это получилось, не понимали многие. Андрей относился к режиму очень безответственно и не хотел отдавать всего себя спорту. У него были друзья, семья, он знал радость жизнь вне стадиона и хотел много чем заниматься. Спортсмен просто не понимал, зачем ему это все. К слову, не пил, как многие думали.

Окончательно связь Прокофьева с большим спортом разорвал бойкот Игр в Лос-Анджелесе. Оказалось, что все его и без того неинтересные тренировки были за зря. Турнир «Дружба», который должен был сгладить обиды, сделать этого не смог. Прокофьеву всё это было противно, он даже не поехал в организованный властями круиз для спортсменов.

Несмотря на это, он всё-таки попал на ЧЕ-1986 в Штутгарт. В том же году забрал серебро Игр Доброй воли, где в 1/2 финала показал новое лучшее время в Европе. Но в 1987-м случилась травма, и спорт был-таки в прошлом.

Прокофьев пытался уйти из жизни дважды

Казалось бы, теперь всё должно было быть так, как хотел сам Андрей. Вариантов развития событий было много: от банального тренерства до юриспруденции, которой он обучался в вузе. Но Прокофьев поступил не совсем стандартно. Он действительно решил тренировать, но не просто так, а на военной службе в ГДР. Чемпион хотел перевезти туда всю свою семью, но вместо согласия получил развод. в 1988-м он остался один — жена забрала у него даже маленького сына.

Именно в тот момент у Андрея появились мысли о суициде. По словам его близких, он не мог выносить одиночества, а что-то предпринять не нашёл интереса и сил. Сначала он пытался уйти из жизни с помощью медикаментов — съел огромную пачку таблеток, но был вовремя найден. Он оказался в больнице, а после курса реабилитации вернулся домой и повесился. Прокофьеву только исполнилось тридцать.