6 мин.

Рио после Игр: пустые арены и 40 миллионов долгов

Вячеслав Самбур – о тяжелом олимпийском наследии Бразилии.

Деньги

Согласно исследованию Федерального агентства олимпийского наследия, организаторы потратили на Игры в Рио 13,2 миллиарда долларов. Пока что это не крупнейший бюджет в истории (из летних дороже обошлись Пекин-2008 и Лондон-2012), но бразильцам предстоит пересчет – итоговая смета наверняка подрастет.

Почти год спустя после церемонии закрытия Олимпиада-2016 как проект еще существует – оргкомитет никак не сведет концы с концами: на нем висит многомиллионный долг перед кредиторами. Точная цифра неизвестна, предположительно речь идет о 40 миллионах долларов. Организаторы Игр пытаются раздобыть деньги любыми способами: продают неиспользуемое оборудование (кондиционеры, кабели etc), клянчат у местного и федерального правительства – но те тоже придавлены долгами.

Расчет на помощь МОК не оправдался – организаторы, ожидая выпросить хотя бы 28 миллионов долларов, в ответ услышали только упреки:

«Мы должны понять ситуацию, в которую попала Бразилия. Это страна с серьезным финансовым, политическим и социальным кризисом», – заявил официальный представить МОК Марк Адамс.

Впрочем, МОК выделил на проведение Игр 1,5 миллиарда долларов – ни одна Олимпиада не получала больше.

Кризис и нарушения

Указывая на глубокий кризис в Бразилии, Адамс не преувеличивает. Уже год в Рио действует режим экономического ЧП, позволяющий властям тормозить выплаты по долгам в пользу зарплат госслужащих. Если бы все кредитные платежи перечислялись в срок, рабочие места потеряли бы более 100 тысяч человек.

За последние три года уровень безработицы и так удвоился, а ВВП сокращался 8 кварталов подряд – это тяжелейшая рецессия в истории страны (падение на 8,4% с 2014-го).

Кто забыл, 8 лет назад заявка Рио победила мощнейших соперников из Мадрида, Токио и Чикаго в совсем других условиях. В нулевых Бразилия срывала гигантские суммы от торговли нефтью, а национальная экономика подбиралась к пятерке сильнейших в мире – на уровень Франции и Великобритании.

Но с обвалом цен на сырье тучные времена закончились, да и правительство выбрало неверную стратегию: большим корпорациям предоставили налоговые льготы, облегчили кредитные линии – была надежда, что эти ходы вместе с надвигавшимися ЧМ-2014 и Играми-2016 дадут хоть какой-то импульс.

В итоге все просто утонули в долгах, а супертурниры добавили пробоин в бюджете. Общий долг штата Рио перед кредиторами (включая федеральное правительство) зимой достигал 31 миллиарда долларов.

За весь этот кошмар по максимуму отвечают топ-чиновники, связанные с победой заявки и проведением Олимпиады.

Экс-губернатор штата Рио Сержио Кабрал, один из идеологов Игр, подавший в отставку еще в 2014-м, недавно приговорен к 14 годам тюрьмы за коррупцию.

Эдуардо Паеса, управлявшего городом с 2009-го по 2017-й, весной обвинили в получении 5-милионной взятки от застройщиков объектов Игр. К слову, именно Паес недодал оргкомитету внушительную часть из обещанных когда-то 46 миллионов.

Экс-президент Бразилии Дилма Русеф встречала Олимпиаду при уже запущенной процедуре импичмента, а ее предшественника Лулу да Силву, при котором заявка Рио победила, только что осудили на 9,5 лет за коррупцию.

В прошлом году, сразу после отставки Русеф правительство страны приняло жесточайшую меру экономии: расходы заморожены на 20 лет, зарплаты и пенсии госслужащих сокращены на 30%. ООН назвала закон беспрецедентным – «без какого-либо сострадания».

Вот что может случиться с, казалось бы, успешной страной всего за несколько лет.

Транспорт

Заявка Рио побеждала под десятки обещаний, которые тогда, в 2009-м и раньше, звучали реалистично. Еще один куцый проект олимпийского наследия – новая транспортная система, в которой город давно нуждался.

22-километровую трассу Трансбразиль, способную немного разгрузить дороги и связать центр города с северной частью, не достроили.

Новая ветка метро, связавшая богатый юг с основной системой подземки, остается слишком дорогой для местных и плохо интегрируется в систему: старое метро и автобусную схему. Из-за этого пассажиропоток сильно недобирает до планового – всего 80 тысяч человек в день вместо ожидаемых 300 тысяч.

У новой линии скоростного трамвая (VLT), соединяющего главный автовокзал с аэропортом «Сантос-Дюмон», дела чуть лучше. Перед Олимпиадой в усеченном формате открылась одна ветка, с опозданием заработала вторая – по плану это будет система из трех линий с 31 станцией. При этом Рио в следующие 25 лет обязан выплатить частникам, входящим в консорциум VLT, более полутора миллиарда долларов.

Из-за экономического кризиса за первое полугодие 2017-го по сравнению с тем же периодом прошлого года пассажиропоток в городе снизился на 14,5% - с 54,7 миллиона поездок до 46,7 миллиона. Хотя в 2016-м по отношению к 2015-му наблюдался рост на 3%. Падение связывают с большим количеством увольнений в частном секторе и снижением количества работающих граждан.

Объекты

Многие спортивные объекты Олимпиады-2016 не то что не принимали соревнования с прошлого года, но и вообще не получали минимальный уход.

Очистить залив Гуанабара, за полгода до Игр больше напоминавший водную помойку, к началу соревнований так и не успели. А зимой компания, ответственная за весь проект, вообще уволила рабочих.

Ветшает и дорогостоящий гольф-комплекс – для первых за 112 лет олимпийских соревнований по гольфу бразильцы открыли поля стоимостью в два десятка миллионов долларов. Топ-игроки туда не едут, сам вид спорта непопулярен в стране, да и минимальная ставка для всех желающих – около 70 долларов за аренду, а для местных это дорого.

На месте временных стадионов планировалось открыть школы, но сооружения заброшены и, учитывая финансовое положение в стране, вряд ли скоро откроются.

Во что превратились арены Игр-2016

Фото: REUTERS/Nacho Doce; Global Look Press/Luiz Souza/ZUMAPRESS.com, Isaac Risco-Rodriguez/dpa; Gettyimages.ru/Buda Mendes, Mario Tama