5 мин.

Олимпиада-80. Эстафета олимпийского огня

30 лет минуло с того времени, как в Москве прошла Олимпиада. И это замечательный повод ещё раз вспомнить, как это было.

Олимпиада-80

Огонь, зажжённый в Олимпии — неотъемлемая часть любой Олимпиады. И его доставка к месту проведения — яркое и запоминающееся событие. Для Московской олимпиады был выбран самый спортивный способ доставки — марафонская эстафета факелоносцев.

Полная длина маршрута составляла 5000 км, эстафета проходила по территории Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Маршрут был разделён на участки по 1000 метров. Каждый такой участок спортсмен преодолевал в среднем за 4-5 минут. На границе участка его ждал следующий бегун со своим факелом. Всего в эстафете учавствовало 5000 спортсменов, продолжительность маршрута — 30 дней.

Олимпиада-80

Каждый факел внутри содержал сжиженый газ в баллоне, газовую магистраль и горелку, являясь крайне надёжным с точки зрения поддержания горения. Он прошёл испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер.

Олимпиада-80

Передача олимпийского огня происходила так: ожидающий факелоносец за 25-30 метров до финиша предыдущего спортсмена включал подачу газа, за 10-15 метров до финиша бегун поднимал горящий факел вверх, то же самое делал стартующий факелоносец. Факелы соприкасались, огонь перекидывался с одного факела на другой, и новый атлет продолжал эстафету.

Олимпиада-80

Но, тем не менее, в истории были случаи, когда олимпийский огонь в факеле по той или иной причине гас. Это, конечно, самая страшная накладка, возможно ещё множество мелких организационных накладок. Ведь по ходу эстафеты в крупных городах проводилось 142 церемонии встречи олимпийского огня. Кроме того, эстафета проводилась в дневное время, ночью же олимпийский огонь горел в специальных церемониальных чашах, расположенных в городах по пути следования. Поэтому олимпийская эстафета — это не только спортивное мероприятие, но и серьёзный комплекс организационных и технических мероприятий.

Именно поэтому олимпийский огонь всегда следовал с довольно солидным эскортом специальных автомобилей. Наиболее интересным и самым главным из них был автомобиль сопровождения олимпийского огня, РАФ-2907.

Олимпиада-80

Основная фунция этой машины — перевозка ламп запасного огня. На равнинных и горных дорогах эта машина ехала со скоростью бегуна. Обычная серийная машина ехать на такой скорости длительное время не могла, у неё перегревался мотор. На олимпийскую машину конструкторы установили радиатор большого объёма, вентилятор системы охлаждения которого вращался электромотором. В задней части машины был оборудован изолированный отсек с принудительной вентиляцией. В нём постоянно горели три лампы, ещё три находились в резерве. Если бы огонь на каком-нибудь этапе погас, то от лампы запасного огня зажгли бы резервный факел. Доступ в этот отсек был предусмотрен как изнутри, так и снаружи через заднюю дверь. В отсеке имелись также средства пожаротушения. В салоне был установлен стол, два дивана, поворотное кресло, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. В машине со всеми удобствами работали два водителя и смотритель олимпийского огня.

Олимпиада-80
Олимпиада-80
Олимпиада-80

Кроме того, имелись два РАФ-2908, один из которых являлся техничкой, в другом ехали организаторы мероприятия, машины сопровождения «Волга» ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02, а также автобус ЛАЗ-5255 «Карпаты», выполнявший функции передвижного пресс-центра (он был оборудован кондиционированным салоном, цветными телевизорами и громкоговорителями). Всего в колонне было десять машин, но по мере движения к ней присодинялись машины местных организаций, ответственных за проведение эстафеты. Большинство машин получило специальную серию госномеров - с буквами ОЛМ.

Олимпиада-80
Олимпиада-80
Олимпиада-80

За сутки до открытия Игр олимпийскую эстафету встретила Москва. В сопровождении почетного эскорта бегуны пронесли пылающий факел мимо многоэтажных новостроек микрорайонов Ясенева, Теплого стана, Тропарева. Затем по Московской кольцевой автомобильной дороге и Можайскому шоссе, проспектам Маршала Гречко, Кутузовскому и Калининскому, площади имени 50-летия Октября и улице Горького доставили его к зданию Моссовета, где он провёл последнюю ночь перед началом Игр.

Олимпиада-80

Утром 19 июля олимпийская эстафета вышла на свой финишный этап по улице Горького, проспекту Маркса, Волхонке, через Кропоткинскую площадь, Метростроевскую улицу и Комсомольский проспект к Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина.

Олимпиада-80

За день до этого из Москвы олимпийский огонь на поездах отбыл в другие города СССР, в которых проводилась часть соревнований Московской олимпиады. 20 июля огонь Олимпиады загорелся в Таллине, Ленинграде, Киеве и Минске.

Источники:

em

,

em

,

em

,

em

,

em

,

em

.