«Я могу расслабиться в полете, почувствовать поэзию прыжка» Хайдайвер Артём Сильченко о самом опасном водном виде спорта
Мы как-то уже привыкли, что русские хороши в фигурном катании, художественной гимнастике и синхронном плавании. Но, оказывается, в сумасшедших прыжках с 27 метров в воду у нас тоже есть свои звезды. Вчера это подтвердил Артём Сильченко, завоевав бронзу на Чемпионат мира в Казани.
Расскажи нам про самые сложные опасности и самые опасные сложности хай-дайвинга.
Основная опасность этого вида спорта – неудачное приводнение, потому что скорость приближения стремится к 100 километрам в час. Когда поднимаешься выше 20–30 метров, вода абсолютно несжимаемая. Если приводнение невертикальное, спортсмен получит определенные травмы. Если повезет – легкий ушиб. Если не повезет, все может быть гораздо, гораздо печальнее.
Если все так сурово, зачем ты это делаешь? И как пришел в этот спорт?
Профессия сама нашла меня. В прыжки в воду меня отвела мама, когда мне исполнилось четыре года. У меня были одни из лучших тренеров мира, мне поставили классную технику. Когда исполнилось двадцать, я понял, что не развиваюсь дальше в классических прыжках в воду. Мне предложили поехать на водное шоу, попробовать себя. Там я в первый раз увидел такую высоту и решил попробовать для себя разок. В итоге уже больше десяти лет я прыгаю с хай-дайва и не могу остановиться.
Расскажи подробнее про свой фирменный прыжок со слепым входом в воду. В чем фишка?
Фишка, как минимум, в том, что, кроме меня, его никто не делает. Я его сам придумал. У него очень высокий коэффициент сложности, один из самых сложных в мире. «Слепой вход» – не потому, что закрываешь глаза или тебе их кто-то завязывает. Просто обычно перед приводнением – а это около 15 последних метров до воды – спортсмен не теряет воду из виду. А при слепом входе вода пропадает, и я вхожу на ощущениях. На последней фазе прыжка, на очень приличной скорости, фактически не видя воды, я должен знать, где нахожусь. В этом опасность и риск.
Что входит в программу твоих тренировок?
Акробатическая подготовка, гимнастическая, ежедневная растяжка. Не работаю с железом, не работаю с тяжелым весом – только собственный вес. Люблю лазить по канату, подтягиваться, отжиматься в стойке. Постоянно стараюсь делать что-то новое, чтобы мышцы не привыкали к одной и той же нагрузке. Мне очень нравится, как готовятся американские спортсмены. Я с ними советуюсь, беру что-то интересное у них, они у меня. Единственная проблема: в России вообще нет нужной вышки, нет возможности готовиться, я прыгаю с «десятки» в бассейне у себя в Воронеже. Приходится отрабатывать десятки отдельных элементов, а потом собирать их воедино на 27 метрах. Это как если бы пловец должен «сделать» 400 метров в бассейне на Олимпиаде, но последние полгода или год готовится в «лягушатнике» длиной 15 метров.
Если бы тебе можно было нырять с наушниками, какая песня играла бы во время твоего прыжка?
В машине я всегда слушаю только радио. У меня нет ни дисков, ни записанной музыки. А так... Мне нравится русский рок.
Cейчас, после сотен прыжков, ты волнуешься?
Есть немного. Это зависит от прыжка. Если прыжок обязательный – например, одно сальто вперед, – я могу расслабиться в полете, почувствовать поэзию прыжка. Ощущение полета, ветра в лицо. Это красиво, вода приближается с огромной скоростью. Но, когда делаешь сложные прыжки, произвольные, там ты уже занят, работаешь постоянно, принимая решения. Думать некогда совершенно, работают только твое тело, твоя мышечная память.
Когда ты впервые с огромной скоростью летел с вышки, какая мысль вертелась в голове?
Когда залез, посмотрел вниз, подумал: «Зачем это все происходит со мной, почему?» Я подумал, что нормальный человек просто не должен вообще этого делать. Но нас учили: если залез на вышку, слезать нельзя, надо прыгать. А раз я уже залез, а слезать довольно долго, прыгнуть показалось проще и быстрее.
Интервью: Антон Городецкий
Видео: Игорь Банников
Артем Сильченко на сайте MAXIM
По легенде, хайдайвинг был известен еще с конца XVIII века на Гавайских островах.
Тогда солдаты,чтобы доказать преданность королю,прыгали с высоченной скалы в море ногами вниз(ключевое отличие от прыжков в воду,где ныряют вниз головой). Таким образом они подражали королю,любившему экстрим.Но после смерти Его Величества о хайдайвинге долго никто не вспоминал(даже на Гавайях)-уж слишком много было несчастных случаев. Смельчаки или разбивались насмерть,или получали такие травмы,что оставались инвалидами на всю жизнь.
Новая эра этого экстремального вида наступила благодаря прыгунам в воду. Самые рискованные стали прыгать не только в бассейне,но и с высоких скал. Желающих лицезреть это"безумие" было предостаточно.
В 1996г. хайдайвинг стал официальным видом спорта,а впервые был представлен в рамках ЧМ-2013 в Барселоне. В зрительской популярности сомневаться не приходится.Но... что такое 27м при неудачном входе в воду? К примеру,удар плашмя заканчивается разрывом легких. Вход в воду головой вниз чреват переломами рук. Особенно отчаянных смельчаков,заболевших "хайдайвином" в мире не так уж и много.
Артем Сильченко -один из таких "немногих". Хотя и не любит слово"экстремал".Говорит,что никогда себе не позволит,например,черезчур быстро ездить на машине, или прыгнуть с"тарзанки".И что вообще он сам- осторожный и спокойный человек,очень любит свой вид спорта,мечтает о включении его в программу ОИ.
Вчерашнюю радость спортсмена разделили не только болельщики, но и друзья-соперники.Такого сопереживания конкурентов, такого братства,пожалуй,не встретишь ни в одном водном виде спорта. "Мы-одна семья.Всех люблю,ценю и поздравляю с выступлением в Казани"
Пожелаем одному из лучших хайдайверов планеты здоровья и удачи !!!
Артему - огромный респект, удачи и новых побед!