Пловчиха Елизавета Базарова: Недавно мне пришлось сдавать татарский язык
Переезд пловчихи Елизаветы Базаровой из Тулы в Казань в начале этого года для многих в спортивных кругах остался незамеченным. А ведь это событие! Для Татарстана – уж точно: в преддверии домашнего чемпионата мира по водным видам спорта республику усилила действующая рекордсменка России на 50-метровке вольным стилем. 27 июля на розыгрыше кубка страны в Рузе спортсменка преодолела самую короткую в плавании дистанцию за 24,82 секунды, чего ранее никому из соотечественниц не удавалось.
Месяцем ранее Базарова, участница Универсиады, смогла выиграть и чемпионат России, что в общей сложности позволило ей отобраться на чемпионат Европы. Именно там 19-летняя Елизавета и ее тренер Василий Цыганко и получили от представителей Татарстана предложение о переезде в Казань. Уладив все формальности, стороны пришли к взаимовыгодному соглашению: пловчихе больше не придется думать о бытовых неудобствах, а регион усилился молодой и перспективной спортсменкой с опытом выступлений на крупных международных турнирах. А еще приобрел и тренера для сборной республики по плаванию.
Корреспондент спортивной редакции KazanFirst стал первым журналистом, которому удалось выяснить у Елизаветы подробности переезда, а также узнать, как она обустроилась на новом месте и чем любит заниматься в свободное от плавания время.
«Татарстан принципиально не соглашался на параллельный зачет»
– Елизавета, ваше решение переехать в Казань, с одной стороны, вполне логичное, с другой – неожиданное. Как у вас возник этот вариант?
– Предложение Татарстана поступило сразу после выступления на чемпионате Европы в августе 2014 года. Приглашение о сотрудничестве пришло и мне, и моему тренеру. Мы согласились сразу, так как на тот момент испытывали проблемы с финансированием. О своем решении пока ни разу не пожалела. Но еще какое-то время ушло на то, чтобы регионы согласовали мой переход. В Туле не горели желанием со мной расставаться.
– Сложности возникли из-за того, что Татарстан отказался от практики параллельных зачетов и не хотел, чтобы тульская область принимала дальнейшее участие в вашей спортивной карьере?
– Да, все правильно. Если бы я выступала за два региона, некоторых организационных проблем можно было бы избежать. Но пока области не решили между собой, кому достанется пловчиха Базарова, я не могла представлять Татарстан на соревнованиях. Ваша республика заняла принципиальную позицию и не соглашалась на параллельный зачет, а Тула рассчитывала меня сохранить. В итоге туляки даже подавали протест, вследствие чего в октябре на чемпионате России я еще не могла выступать от Татарстана. Закон был на стороне моего бывшего региона. Хорошо, что все утряслось.
– Не удивила такая принципиальная позиция Татарстана в отношении параллельного зачета?
– Татарстан – большая республика, и может спокойно в одиночку вести спортсмена. Такому успешному региону нет смысла делить славу с кем-то еще.
– А как у вас, уроженки города Старый Оскол Белгородской области, возник вариант сотрудничества с тульским регионом?
– Похожая история, только на тот раз финансирования не было у Белгородской области (улыбается). Я заканчивала школу в Старом Осколе и думала о поступлении в вуз. В этот момент на меня и вышла Тульская область с предложением переехать и приступить к учебе в местном педагогическом университете, ТГПУ. Я успешно сдала экзамены на спортивный факультет и поступила по специальности «Плавание» – все, как обычно в нашем случае. Вот так, начиная с первого курса, я выступала в параллельном зачете за два региона.
«Кое-что на татарском запомнила с Универсиады»
– В аудитории на лекции хоть раз довелось посидеть?
– Вы знаете, у меня было дистанционное обучение, в основном, занималась у компьютера. Но все равно приходилось, как и всем, приезжать и сдавать предметы на сессии. Должна признаться, это было тяжело.
– Не было такого, что название предмета и фамилию лектора узнавали только перед зачетом?
– (Смеется) Бывало и такое. Например, сейчас вот я перевелась в Поволжскую академию спорта и туризма и закрываю академическую разницу. Недавно пришлось сдавать татарский язык. Это было смешно!
– Как удалось сдать?
– Я пришла на экзамен, а преподавательница, взглянув на меня, поняла, что смысла спрашивать просто нет (улыбается). Спросила: «Знаешь хоть несколько слов?». Говорю: «Кое-что запомнила с Универсиады!». Этого оказалось достаточно.
– Что именно запомнили?
– Аааа…Вот, «Рэхим итегез», «даруханэ». Если честно, это все. «Ашамлыклар»? Нет, этого пока не знаю. Иногда вижу какие-то слова и вспоминаю их значения. Вот «продукты» на слух не вспомнила, как вы заметили.
– Академическая разница – это порядка двадцати предметов. Как успели в тренировочном графике закрыть долги в деканате?
– А я еще до сих пор не все закрыла. Английский, например, сдала сразу, как и русский. Многие дисциплины я проходила в тульском педагогическом, так что знания в голове есть.
«Новый год провела в Америке с Юлией Ефимовой»
– Но Новый год все равно пришлось за учебниками провести?
– К счастью, нет. Я провела его в Америке. У меня там близкая подружка живет, Юля Ефимова. Может, знаете такую? (Улыбается.) Вот они с тренером и пригласили меня к себе отдохнуть и потренироваться.
– Так Вы у тренера Юлии Ефимовой Дэйва Сало занимались?
– Да, 21 декабря я улетела к ним, а 10 января вернулась обратно в Россию. И через пять дней уже стартовала на чемпионате Татарстана. Были необычные впечатления от дебюта, поскольку выступать пришлось на фоне акклиматизации. Я буквально засыпала перед заплывами. Но это тоже опыт, который нужно пройти.
– А как прошла у вас акклиматизация и адаптация к Казани? Город, в котором предстоит жить и учиться, понравился?
– Безусловно! Это не описать словами. Впервые я побывала в Казани весной 2013 года, когда здесь проходил чемпионат России и отбор на Универсиаду. Мы жили в гостинице около Дворца водных видов спорта, так что посмотреть мало что удалось. Кругом одни стройки, да и погода в тот период стояла дождливая – в общем, первые впечатления от города были мрачными (улыбается). Зато потом, на Универсиаде, я была настолько поражена! Просто другой мир!
– Лучше, чем на чемпионате Европы в Берлине, в котором вы тоже участвовали?
– Для меня Универсиада стала вообще лучшим стартом в жизни! Казалось бы, чемпионат Европы выше по статусу, но по организации, атмосфере студенческие игры в Казани далеко впереди. Когда я вышла на старт финального заплыва вольным стилем и меня объявили на весь дворец, гудел весь стадион. В такие минуты у спортсменов внутри все клокочет, появляется необыкновенный заряд и прилив сил. Это было здорово! Теперь мечтаю попасть на чемпионат мира в Казани и еще раз пережить эти ощущения.
«Мартынова написала: «Welcome!»»
– Но, наверное, именно эти цели преследовал ваш переезд в Казань на постоянное место жительства?
– Конечно! Но нельзя его рассматривать как переход специально к домашнему чемпионату мира. Тренировки в Казани помогут в целом улучшить мои карьерные результаты. Ведь через год у нас Олимпиада в Рио, где плыть предстоит максимально быстро.
– Перед тем, как принять предложение от Казани, советовались с местной пловчихой Яной Мартыновой?
– Мы с ней вообще часто общаемся. И перед тем, как согласиться на переезд я, конечно же, обратилась к ней за советом. Яна знала мою тяжелую ситуацию с финансированием, потому что ее молодой человек сам родом из Белгородской области, хоть в последнее время и выступал за Москву. Она была рада, что и он переезжает в Татарстан, и я перехожу сюда. Написала: «welcome!».
– Экскурсию по городу не обещала?
– Нет, но мы всегда встречаемся на выходных и вместе ходим в кино или кафе. Но в Кремле недавно я тоже была. Ко мне с родины приехала подружка, с ней немного погуляли по центру. Но на улице было холодно, и вся прогулка заняла какие-то 20 минут. Но вечерняя Казань даже за этот короткий промежуток времени нам приглянулась.
«Плавание в Старом Осколе на втором месте – после братьев Емельяненко и Лебедева»
– Насколько спортивный город Старый Оскол? То ли это место, где будущим рекордсменам России стоит начинать заниматься плаванием?
– Секция плавания там держится на хорошем коллективе сотрудников бассейна и тренеров. Видно, что у них есть желание. Но помощи им самим ждать неоткуда. Сейчас там пришло много молодых специалистов, есть перспективные спортсмены, но их никто не поддерживает. Это очень обидно! Спорткомплекс принадлежит металлургическому заводу, который больше заинтересован в развитии массового спорта, нежели в успехах отдельных воспитанников. Мы же подчас занимали время в бассейне, из которого хозяева могли бы извлечь прибыль и выгоду. Но мы все равно показывали высокие результаты. Бывало, что на чемпионатах России в эстафете за Белгородскую область выступало сразу три пловца из Старого Оскола. Однажды мы даже стали третьими, представляете? Для маленького городка это был успех!
– Чем еще может гордиться Старый Оскол на спортивном поприще?
– Легкой атлетикой. Прыгунья в длину Елена Соколова взяла серебро на Олимпиаде в Лондоне. Но основное направление в городе – бесспорно, единоборства. Братья Емельяненко, Денис Лебедев – это все наши земляки. Плавание и легкая атлетика для властей идут на втором плане.
– Так почему же все-таки выбрали плавание, а не легкую атлетику? Единоборства, по понятным причинам, оставляю за скобками.
– Я не выбирала, это было решение родителей, за что им до сих пор безмерно благодарна. В детстве я часто болела, и чтобы укрепить иммунитет меня отправили заниматься в бассейне. Вот так для профилактики и плаваю до сих пор (улыбается).
– А родители имеют какое-то отношение к спорту?
– Только на любительском уровне: папа в студенческие годы играл в волейбол, мама занималась танцами. И до 14 лет она и меня все время пыталась отправить танцевать. Слава богу, что папа настоял на плавании.
Оригинал: http://sport.kazanfirst.ru/feed/31925
Дата: 04.02.2015 г.
Фото: Егор Алеев, из личного архива Елизаветы Базаровой, shvsm-tula.ru, belpressa.ru