У России 8 медалей ЧМ в плавании – успех или недобрали? Есть один тревожный знак
Российские пловцы прошли первый за 6 лет чемпионат мира (и первый крупный турнир с 2021-го) – все ли получилось?
Взяли 8 медалей (3-4-1), это 5-е место в неофициальном зачете: США и Австралия в отрыве, у Франции и Канады наград столько же, сколько у России, но по 4 золота. У Китая золота меньше, но почти в два раза больше наград.
В общем, достойный результат с учетом затяжной изоляции – но есть и тревожный знак. И на это публично обращали внимание и тренеры, и спортсмены.

В личных видах у нас 5 призовых мест (1-3-1), причем золото только одно. И то в дисциплине, которая только-только стала олимпийской, дебютирует в Лос-Анджелесе-2028 (50 на спине).
При этом в личные финалы россияне попадали 20 раз. 5 медалей за 20 попыток – КПД не очень высокий.
Но почему так?
Частично ответ есть – достаточно посмотреть результаты наших в полуфиналах и финалах. Вот они:

* – Пригода и Жигалов формально дисквалифицированы на 100 и 200 м брассом, но для наглядности мы взяли их время в финалах. Илью Бородина и Максима Ступина на 400 м комплексом не учитывали – там без полуфиналов, а только с утренней квалификацией.
● Видите, сколько красных стрелочек? Многие показывали лучший результат в полуфиналах, но в финале чаще либо сбавляли, либо плыли плюс-минус по тому же времени – ускорения не было.
У кого-то западение серьезное (например, у Корнева на 50 м вольным и у Жигалова на 200 м брассом), у кого-то не настолько, но суть в другом.
Чтобы брать медали, в финале нужно серьезно добавлять.
● Давайте для сравнения оценим победителей на всех дистанциях из таблицы. Все (а это 12 человек) прибавили после полуфинала. Гретчен Уолш на 100 баттерфляем скинула почти 1,5 секунды, Питер Кетце – полсекунды на 100 на спине, Анна Элендт – секунду на 100 м брассом, Кейт Дугласс – почти 2,5 секунды на 200 брассом!

Да, бывают и исключения – тот же Леон Маршан бахнул мировой рекорд на 200 м комплексом уже в полуфинале, а в финале проплыл медленнее. Но там и расклады изначально были другие: Маршан приехал на ЧМ за рекордом, а за финал все равно мог не опасаться.
● А что у нас? Лучше всех разложился Кирилл Пригода – он прибавил к финалу на всех трех дистанциях (если не учитывать, что на сотне в итоге словил дисквалификацию). Добавил по времени – продвинулся и по местам.
Хотя Кирилл тоже устроил перформанс в квалификации на сотне, когда утром побил рекорд России, с которым спокойно брал бы бронзу в финале. Но спишем это на первый выход в бассейн – не удержался.

Герой ЧМ-2024 в коротком бассейне Мирон Лифинцев к финалу сумел прибавить всего 6 сотых, зато мощно расплылся к смешанной комплексной эстафете, где выдал время быстрее чемпиона мира-2025. Очень показательно.
Климент Колесников и Павел Самусенко шикарны на «полтиннике» на спине – оба выложились в финале (хотя не без нюансов – Климент в квале проплыл лучше, чем в полуфинале). Но тот же Климент сдал в финале на сотне.
Радует Дарья Клепикова – да, не смогла добавить на сотне баттом, но разогналась на 100 вольным, да и сложно ее в чем-то упрекать после такого турнира: с огромной занятостью, несколькими рекордами России и двумя медалями в эстафетах.
Еще одно открытие – Алина Гайфутдинова, но на этом все.
Жигалов в этом плане вообще уникален – он методично сбавлял с каждым этапом на 200 брассом. Квалификацию проплыл за 2.08,32, полуфинал – 2.08,55, финал – 2.09,32. Раскладка легендарная.
● И дело не в том, что полуфинального времени нашим бы хватило до медалей – нет, большинству все равно не хватило бы (исключение – Пригода в квале на 100 брассом). Но в том и смысл, что нужно добавлять, а получается наоборот.
У нас три четвертых места и семь пятых, 20 финалов всего.

Для справедливости надо зафиксировать: результат хороший, но главный вывод все равно напрашивается – трехлетнее отстранение даром не прошло. Наши лидеры привыкли к спокойным отборам/полуфиналам на внутренних стартах, где не нужно трястись за финал.
Но на чемпионате мира такое уже не срабатывает – приходится выкладываться уже в полуфинале и плыть не по графику, а на финал запаса просто не остается.
Об этом говорит и Олег Цветковский – тренер Клепиковой: «Мы довольно много лет варились в своем соку. Сильные спортсмены могли себе позволить не напрягаясь отбираться в полуфинал, не напрягаясь выходить в финал.
Здесь это так не работает: приходится плыть в полную силу с первых метров, с первых дистанций, будь то предварительные соревнования, полуфинал или финал. Ты не можешь дать себе слабину».
Главный тренер сборной Андрей Шишин соглашается: «Когда здесь плывут спортсмены по результату 1.43, отбираются в полуфинал по 1.45, а у нас выигрывают на внутренних стартах с 1.47. Вот этот сумасшедший регресс вниз надо перестроить и двигаться в правильном направлении.
Конечно, регресс был. Мы уже любую дистанцию берем. На Олимпиаде в эстафете 4 по 200 мы были в призах. Здесь ее просто нет, потому что мы даже не сделали норматив. Сейчас мы проплыли 100 на спине. На Олимпиаде были первые и вторые, сейчас мы пятые и шестые.

И так берем многие дисциплины, где мы не очень хорошо идем вперед. Это не потому, что мы бросили и перестали тренироваться. Нет, почему? У нас, вы видите, рост рекордов России, мы двигаемся, но мир шагает по-другому.
Наш вид спорта меняется в лучшую сторону, и нам надо в эту волну попасть, развиваться и идти дальше, быть конкурентоспособными на мировом рынке».
Илья Бородин хоть и взял бронзу на 400 комплексом (и улучшил время по сравнению с квалификацией), все равно признал проблему: «Надо решать как-то вопрос с утренним проплыванием, потому что утром пришлось поработать хорошенько. И на вечер, на последнюю сотню мне этих сил как раз не хватило».
● Еще раз – это наблюдение не ради критики. Критиковать не за что, для нас этот чемпионат мира стал четвертым по успешности в истории (после турниров 1994, 2019 и 2017). Но это к вопросу о том, как на результаты влияет отстранение. Даже когда в отстранении бьются рекорды страны (а порой и мира).
Шишин прав – догонять все равно придется, сложно держаться на мировом уровне без международных турниров. Плавание – это не просто сухие секунды, здесь нужно подстраиваться под сильнейших соперников, а их-то у наших пловцов рядом давно не было.
Неудивительно, что лучшая раскладка именно у опытного Пригоды, который брал медали еще 8 лет назад.
Но теперь и у остальных есть этот опыт. И это, пожалуй, самое важное.
🥇 🥇 🥈 🥉 Град медалей России в плавании: историческая эстафета, «не наш» вид, Колесников!
А теперь представьте, что наши пловцы остались бы дома – и всего этого не было бы
В тексте использованы цитаты Р-Спорт, RT.
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид; Gettyimages.ru/Adam Pretty, Mondadori Portfolio, Sarah Stier
Но на приведенную статистику ответ проще - главная задача для большинства спортсменов на этом ЧМ было попадание в финал, поэтому в полуфиналах их настраивали на то чтобы отдать максимум.
Кроме тех спортсменов кто приехал конкретно за золотом - Чикунова, Пригода, Клим.
"Чтобы брать медали, в финале нужно серьезно добавлять." Ваш Кэп
В то же время для кого-то само попадание в финал - это задача-максимум, поэтому логично, что в полуфинале результат будет максимальным (Жигалов, Семьянинов, ...).
Ну и результаты на 50м, где разница между полуфиналом и финалом - сотые доли, тоже нужно оценивать осторожно, так как на такой короткой дистанции довольно опасно заниматься "экономией сил" в предварительных заплывах.
Но сам факт, что наибольших успехов наши спортсмены добились именно на 50м, нежели на более длинных, довольно показателен и иллюстрирует, что силы есть, но с их распределением бывают проблемы.