Трибуна
7 мин.

Как хорошее вино. Парная дегустация мемуаров: Винер против Косаревой

Сопоставляем несопоставимое.

«Стареет красиво, как хорошее вино», – такой комплимент достанется не каждому. Это, между прочим, вообще искусство – стареть красиво. Любой толковый винодел запросто объяснит: свою индивидуальность и уникальность вина обретают как раз во время старения. И вряд ли среди людей дело обстоит как-то иначе: колорита и выразительности нам тоже добавляют годы. А среди атрибутов красивой зрелости есть и такой – книга воспоминаний.

В центре нашего сегодняшнего внимания сразу два тома спортивных мемуаров: тема встречи – парная рецензия. Или, если угодно, парная дегустация.

Образец 1. Ирина Винер. «Я – никто. Автобиография легендарного тренера». 2023 год. 272 стр.

Образец 2. Татьяна Косарева. «Тренер чистой воды. Исповедь одиночки». 2024 год. 274 стр.

Подобрать оценку всегда проще, когда есть возможность для сравнения. Вот и прибегнем к этому испытанному средству, взяв за основу пять критериев.

БРЕНД

На первый взгляд величины кажутся несопоставимыми: с одной стороны – элитная марка с планетарной славой, а с другой – малоизвестное для широкой публики имя. Хотя после знакомства с образцами внимательный читатель сделает открытие: оказывается, к 1991-му, году распада СССР, который стал вехой и на профессиональном пути авторов, впереди по достижениям своих спортсменов была отнюдь не Винер. К слову, любопытно проследить за тем, как по-разному слом государственного строя сломал и вектор двух этих судеб.

Не совпадают наши героини и с точки зрения терруара, как в виноделии называют почвенно-климатический контекст. Четвертый по населению город СССР Ташкент, где росла Винер, и областная Йошкар-Ола, где состоялась Косарева, предполагают далекие друг от друга стартовые условия. Да и виды спорта им достались разные: художественная гимнастика и плавание. Впрочем, для мемуаров это частность, несущественный нюанс: жанр все же не о территориях или отраслях, а о людях.

Гораздо важнее винтаж – год рождения напитка. Наши авторы из одного поколения, послевоенного, – разница в датах меньше года. А еще важнее профессиональное созвучие: все же тренер-женщина – это категория особая. К тому же тренер успешный, а обе наши героини сумели из провинции подняться до сборной. Да ко всему прочему тренер просто красивый: с обложек на нас смотрят по-настоящему роскошные дивы.

ПИТКОСТЬ

Пусть в этом словечке маловато шарма, которым пропитана вся винная эстетика, обойтись без него едва ли возможно. Потому что означает оно легкость, с которой заходит продукт.

Слава богу, в культуре чтения законы все же иные, нежели в культуре пития. Потому что питкими обычно считаются лишь молодые вина, а наши авторы от несовершенств юности давно уже избавились. Что не помешало им рассказать свои истории слогом легким и доступным. Читатель вряд ли в какой-то момент почувствует себя утомленным, вряд ли потеряет интерес, вряд ли запнется о грузные конструкции или мудреные термины.

В фужере Винер легкость напитка задана еще и оригинальной разбивкой на главы. Они вообще не имеют названий – только порядковые номера (всего в книге 54). История жизни подана нам как россыпь фрагментов, иной раз совсем небольших – на пару страничек. Поначалу, правда, от такой частой смены декораций возникает ощущение сумбура, но потом привыкаешь. В целом же динамика повествования близка к образцовой.

У Косаревой глав тоже немало – 33. Здесь каждая имеет и заголовок, и подзаголовок: первый задает образ, второй разворачивает смысл. Стиль изложения это вряд ли утяжеляет, хотя в целом данный образец, пожалуй, все же ложится не так легко. Но дело тут не столько в слоге, сколько в структуре книги, о чем будет сказано дальше.

БУКЕТ

Переливы ароматов, разнообразие оттенков, богатство букета – все это ценит любой гурман: хоть винный, хоть литературный.

Букет Винер – это набор абсолютно сумасшедших тонов, иной раз, кажется, даже несочетаемых. Просто какофония! При этом доминирующая нота одна – победа. Какие бы каверзные перипетии на страницах книги ни разворачивались, автор непременно выходит победителем – хотя бы моральным. Справедливая, всезнающая, мудрая – это все она, Винер. Но разве реальная жизнь бывает такой – из одних побед? На страницах книги Ирина Александровна говорит своим спортсменкам: «Не тот святой, кто прожил жизнь в святости, а кто был грешником и раскаялся». Золотые слова, вот только до собственных грехов и раскаяний тренер читателя не допускает. Если главная сила любых мемуаров – это мера откровенности, на которую готов автор, то в этом смысле вершина кажется непокоренной. Даже несмотря на обилие душещипательных сцен и впечатляющих деталей. Впрочем, образ небожителя удался вполне. А ничего другого, возможно, и не замышлялось.

Ирина Винер с Алиной Кабаевой

Косарева же в своей книге предстает вполне земной. Да, тоже сильной, яркой, нетипичной в окружающем ландшафте, но отнюдь не безгрешной. Перед нами не женщина-вамп, а натура сомневающаяся, рефлексирующая, местами на удивление наивная. Даже глава отдельная есть – «Неудачи», хотя только ее границами тема не ограничивается. Автор вообще готова к самоанализу, к разбору собственных ошибок, благодаря чему читатель видит, возможно, самое ценное – развитие: из обычной сельской девчонки на наших глазах возникает тренер сборной СССР. Возникает – а потом и разрушается. Несмотря на это, ей хочется подражать – монументальности в этой фигуре нет даже близко: она одна из нас. А еще от другого образца эту книгу отличает попытка постичь тайны профессии, препарировать тренерское дело, растолковать его специфику непосвященным. И все эти изыскательские нити вплетены в биографическую линию, где хватает драматических изгибов. В общем, возвращаясь к винной аллегории, образец Косаревой выглядит богаче: нот и оттенков в этом букете побольше, пусть вызывающе дерзких среди них и не замечено.

КОЛЬЕРЕТКА

Этим кокетливым словечком именуется этикетка на горлышке и плечиках бутылки, где содержатся полезные дополнительные сведения. Возможно, при сравнении вин это критерий не самый важный – в отличие от книг, где информационная насыщенность лишней не бывает.

Лирику воспоминаний оба автора дополняют лаконичностью факта. В образце Винер справочный раздел занимает шесть страниц и возникает в самом конце как сюрприз – никаких намеков на него по ходу повествования не было. При этом слегка озадачивает несоразмерность. С одной стороны, здесь разъяснены даже мимолетные моменты, с другой – постоянные спикеры, чьи мнения разбросаны по страницам, в книге не представлены никак. Да, образ тренера складывается в том числе из многоголосья воспитанниц, коллег, родных. Имена великих – вроде Алины Кабаевой или Венеры Зариповой – комментариев, разумеется, не требуют. Но среди говорящих встречаются и фигуры иного калибра, о которых хочется знать хотя бы малость – спортивные титулы, однако такой информации в книге нет. К тому же трудно признать удачной верстку текста: время от времени читатель ловит себя на непонимании, чьи слова он сейчас перед собой видит – самой Винер или кого-то из ее спортсменок.

В образце Косаревой такая путаница невозможна. Голосов тех, кто составляет мир тренера, хватает и здесь, но упорядочены они безупречно. За счет необычной, при этом удобной верстки. На равных правах в книге сосуществуют две части: справа – собственно повествование автора, слева – справочно-иллюстративная лента. А в ленте этой, помимо тех самых реплик очевидцев, чего только нет: и фото, и документы, и газетные публикации, и спортивные результаты, и даже одна сказка. Кому-то информационная пестрота может показаться избыточной. Хотя это дело вкуса: для клипового мышления, например, такая подача привычна. Да к тому же, когда в книге возникает ощущение густоты, какую-то страничку можно просто пролистнуть. А вот от чувства пустоты, если оно вдруг появится, так легко уже не избавишься.

«Тысяча чертей!» – вскричал бы в этом месте один известный гасконец, любитель бургундского. Кажется, тема несопоставимости поворачивается совсем внезапной стороной!

Татьяна Косарева с Александром Поповым

ПОСЛЕВКУСИЕ

Наверное, ценнейший критерий среди всех возможных. Что остается уму и сердцу после того, как перевернута финальная страница? Как долго мы ощущаем оттенки букета, который только что вкусили?

Пожалуй, мемуары Винер и Косаревой различаются примерно так же, как вино женское и мужское. Под первым принято понимать напиток элегантный, сладковатый, возможно, чуть капризный, под вторым – плотный, насыщенный, терпкий.

«Я – никто. Автобиография легендарного тренера», или первый образец в нашей сравнительной дегустации, апеллирует скорее к созерцательной функции читателя. Безоблачный образ главной героини, мелодраматическая тональность, щедрая доля эзотерики – все это чем-то напоминает восточную сказку, красивую и далекую. Она имеет своеобразный вкус, способна взбудоражить, но эти пряные ноты надолго с тобой останутся навряд ли.

«Тренер чистой воды. Исповедь одиночки», или наш второй образец, вовлекает читателя, побуждает к работе души и мозга. Перебитая линия судьбы, интонации высокого откровения, информационная насыщенность – все это заставляет не просто наблюдать, но и сопереживать, сомыслить, а то и даже всматриваться в себя. Эта история отпускает не сразу, ее ароматы еще какое-то время бродят в тебе – то озадачивая, то возмущая, то вдохновляя.

Что ж, подводим итог. В хорошем баре должны быть вина не просто качественные, но и разные. Дорогой бренд любопытно попробовать хотя бы из-за имени. При этом и за малознакомой этикеткой может встретиться напиток неожиданной глубины и многогранности. Приятные открытия совсем не исключены, пусть даже поначалу кого-то и смущают мысли о несопоставимости.