«What’s so Russian about that?». «Грифоны» против «Спартанцев»
Когда-то люди сплошь и рядом обращались к самим себе, регистрировали эти внутренние переговоры, и никто в этом не усматривал ничего зазорного. Сейчас считается, что вести дневник - баловство, блажь, слюни, дурной тон. Наше время - время крутое, практичное. Кодекс спортсмена, делового человека, крепкого парня -- американское наследие - сейчас особенно неумолим. Ах, у тебя чувства? Но есть корректные и некорректные способы их выражения. Внутренняя жизнь? Кроме тебя она никого не колышет. Эмоции? Научись подавлять.
У тебя неприятности? Терпи молча -- это одна из их заповедей. Да пошли они к черту! О своих я собираюсь рассказывать, и будь у меня ртов, как у Шивы рук, и все в деле, мне бы и то не хватило. В моем теперешнем состоянии распада я просто не могу не вести дневник - то есть беседовать с собою лично - и ни малейших не чувствую угрызений по этому поводу, и отнюдь не считаю, что это баловство или слюни.
8 июля 2017
Если бы я был Хантером Томпсоном и принял на грудь или закинулся веществами, тогда матч по американскому футболу между питерскими «Грифонами» и московскими «Спартанцами» превратился бы для меня в эпическое полумифологическое и галлюциногенное противостояние между прирожденными войнами из древнегреческой Спарты, которые защищают свою половину поля ровными рядами со щитами и мечами и жутких чудовищ с туловищем львов и головами орлов.
Но и я не Хантер Томпсон и веществами не балуюсь. Да и где он, а где я. В смысле его прахом Джонни Депп выстрелил из пушки в присутствии 280 человек где-то в Колорадо, а я стою на поле в городе Пушкин что под Питером в компании 280 зрителей и наблюдаю за матчем премьер-дивизиона Лиги Американского Футбола. И поскольку я вроде как представитель интернет-издания firstandgoal.ru, то и стою я не на трибунах, а на поле, поэтому у меня над головой не козырек стадиона «Царское село», а небо. Получается, что да, я тоже нахожусь между небом и землей. Хотя какая это земля, если это резиновые комочки искусственного поля.
И от искусственности происходящего вокруг я тоже не могу отделаться. С одной стороны, я являюсь свидетелем американского футбола совершенно фантастического уровня, где люди играют каждый розыгрыш на скоростях мне не подвластных и выглядят совершенно иначе, нежели обычные граждане. Стоять рядом с линейными «Грифонов» даже немного не по себе, ведь они действительно похожи на мифологических существ, поскольку бицепс у каждого второго игрока шире, чем моя голова.
Считается, что матчи «Грифонов» - это лучший футбольный продукт в России. У них приличная заполняемость трибун, на стадионе можно купить еду и напитки. Можно развлечься, сделав селфи с маскотом питерской команды. Можно купить фирменную атрибутику команды и поучаствовать в розыгрыше подарочных сертификатов на покупку пиццы. Диктор по стадиону заводит болельщиков, ведется трансляция с матча с нескольких камер с повторами, комментатором и статистикой. Все «элементы шоу» на месте.
Одним из моих любимейших текстов на спортс.ру за всю историю моего пребывания здесь является материал Сергея Гилева «15 вещей, которые нужно сделать «Локомотиву», чтобы стать интересным клубом». Это культовый для меня текст и готовая инструкция для измерения уровня маркетинга любого клуба или соревнования. И кто бы мог подумать, что большинство пунктов можно реализовать практически на голом энтузиазме, да еще и в маргинальном для России виде спорта.
С другой стороны, меня не покидает гнетущее ощущение провинциальности или провинциальности моей собственной, которую я перекладываю на происходящее. Потому что мне очень горько понимать, что люди играют за бесплатно находятся в невероятной физической форме ради возможности участвовать в виде спорта, который не принесет им не прибыли ни известности. Да и вообще много ли в России людей знает, что прямо у них под боком есть вид спорта, который без значительных ресурсов устраивает ту самую атмосферу праздника спорта, который мы видим разве что в американских сериалах? Атмосферу беспроигрышной лотереи, когда зритель ни за что не уйдет с трибун разочарованным и весело проведет время, даже если домашняя команда проиграет в одну калитку?
Поэтому я грустно брожу по бровке и думаю о провинциальности спорта в России в принципе и пытаюсь представить, как мог бы выглядеть спорт в России, если бы все старались так же, как руководство питерских «Грифонов».
Или может все это – действительно «баловство и слюни»? Может быть мы действительно «заигрались в Америку»? Ведь я чувствую нутром, что есть здравое зерно в словах тех, кто говорит, что американский футбол в России – это искусственное образование и тьфу на него, ибо нет в нем ничего русского. И я бы не хотел ударяться в крайности, но ведь действительно это все похоже на симуляцию или как минимум репродукцию.
И я постоянно задаю себе этот вопрос. Не только в связи со спортом. «Что в этом русского»? Нет, даже не так. Парадокс, но я задаю этот вопрос самому себе именно на английском языке – переводческая повернутость какая-то странная работает. Звучит он так: «What’s so Russian about that?» Я пытаюсь рассмотреть «русскость» во всем, что меня окружает. Ведь я сам во все это втянут. Как ни крути – это мое поколение, мое общество, мой мир. Мы – детали одной схемы, вычерченные набело и навечно.
Язык? Терминология и так на 80% состоит из транслитераций. А были бы легионеры в командах, так и вовсе все общение шло бы на английском языке. Хотя наверняка в профессиональных командах других видов спорта так и происходит. В английском футболе, канадском хоккее и американском баскетболе вовсю говорят не по-русски. А в российском американском футболе вот нет пока столько денег, поэтому и общаются на великом и могучем. И вокруг поля в городе Пушкин, конечно, не березки, но довольно приятные глазу трех- и пятиэтажные пейзажи.
И тем не менее.
«What’s so Russian about that?»
По дороге домой в родной Петрозаводск Стас Рынкевич и линейный нападения «Карельских Оружейников» Игорь Буркин обсуждают американский футбол. Обсуждают, например, невозможность играть ноу-хаддл в России из-за медленных цепочных бригад. Нужно ли гордиться тем, что сейчас в России подобные разговоры об американском футболе стали возможны?
До чего дошел прогресс, как говорится.
В России играют в американский футбол и выглядит это со стороны именно так, как и должно выглядеть.
С другой стороны, много ли людей поняли, что такое ноу-хаддл и причем тут цепочные бригады?
Но смотреть ЛАФ - это как смотреть соккер во дворе. При всем уважении к этим смелым людям (игрокам, тренерам, функционерам, журналистам, судьям) пока я считаю русский футбол маргинальным явлением. И мне кажется, что ЛАФ идет не в том направлении, чтобы однажды это изменить.