«Люди видят лишь парня в масле». Тхэквондист из Тонги уже на третьей Олимпиаде подряд – ему важен не только спорт
Хочет, чтобы мир заговорил о проблемах.
На параде спортсменов в Токио снова запомнился знаменосец сборной Тонги (полинезийское королевство из 177 островов в Тихом океане) Пита Тауфатофуа.
Вы наверняка его помните: в Рио-2016 он тоже нес флаг – с голым торсом в кокосовом масле.
Но это не самое удивительное. Два года спустя ему доверили знамя уже на зимней Олимпиаде в Пхенчхане. Морозная погода не смутила.
37-летнему спортсмену не очень нравится, когда его ассоциируют только с этим образом. «Люди не видят тяжелой работы, которая предшествовала выступлению. Они просто видят парня в масле, который идет с флагом», – говорил Пита.
Он использует медийность, чтобы помочь родной Тонге. Тауфатофуа – посол ЮНИСЕФ в тихоокеанском регионе, помогает детям получать медицинскую помощь и доступ к образованию, работает с благотворительными организациями, которые поддерживают бездомных. Ему важно заниматься этим, потому что он вырос с шестью братьями и сестрами в доме с одной спальней, который семья потеряла во время тропического шторма.
Кроме того, Пита – активист по борьбе с изменением климата. Он много говорит о проблеме глобального потепления, которое угрожает островной Тонге. Согласно Мировому индексу рисков, Тонга находится на втором месте в мире по возможной угрозе пострадать от стихийных бедствий.
«Когда я был ребенком, у нас бывали сильные штормы раз в 6-10 лет, а теперь – 1-2 раза в год, – говорит Тауфатофуа. – Я хочу говорить о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, а еще вдохновляю людей на реальные изменения».
В 2016-м Пита ехал на Игры в качестве тхэквондиста, но вылетел уже в первом раунде, уступив сопернику из Ирана со счетом 1:16. Тонганец решил, что определенно поедет на следующую Олимпиаду. Причем буквально – он начал готовиться к зимним Играм-2018.
В Пхенчхан отобрался в последний день квалификации. До 2016 года не видел снега
Тауфатофуа остановил выбор на лыжных гонках: «Я хотел найти самый трудный вид. Ведь это шикарный вызов, шанс вдохновить всю страну: оказывается, за год можно подготовить себя к тому, что сначала кажется невероятным. Я смотрел разные соревнования, но именно лыжники после каждой гонки буквально умирают. Они бегут с удивительным задором, но как только финишируют – сразу падают на снег и пытаются прийти в себя. Меня это впечатлило».
До декабря 2016-го Тауфатофуа даже ни разу не видел снега. Первые тренировки ему организовала медиа-команда МОК. «Ноги расходились в разные стороны, меня трясло. Это было здорово для ТВ, но на самом деле я сидел и думал: «Во что я вообще ввязался?» – вспоминал Пита.
В 2017-м тонганец добрался до чемпионата мира в финском Лахти. В сприне он показал 153-й результат из 156, отстав от победителя примерно на 2,5 минуты (и это на дистанции 1,6 км). После финиша спортсмен отшутился: «Теперь я знаю, что бегаю быстрее примерно 1,3 миллиарда людей на планете. Уже неплохо для старта».
Для попадания на Игры пришлось пройти череду препятствий. Для начала нужно было решить, где тренироваться, потому что в австралийском Брисбене, где он живет, ни о каком снеге тоже не слышали. Тауфатофуа мог бы ездить по 15 часов до ближайшего лыжного курорта, но отмел этот вариант и готовился по альтернативной программе. Лыжники из экзотических стран могут набивать квалификационные нормативы в лыжероллерах, поэтому Пита спокойно развивал выносливость на пляже (физподготовка), а потом гонял по асфальту в городе или вдоль трасс.
Но для получения допуска на Олимпиаду тонганскому спортсмену предстояло провести гонку на снегу. Тут-то и начались сложности. Для начала не хватало денег на экипировку, билеты и проживание – на подготовку требовалось 30 тысяч долларов. Тауфатофуа организовал сбор среди болельщиков, но старты не задались – на соревнованиях в Польше и Армении тонганец не выполнил норматив. Пита пожалел, что вместо Армении, где выпало много снега, он не выбрал старт в Хорватии, куда рванул в последний момент.
Вот маршрут спортсмена из Тонга:
• Из Армении поехал на машине до Тбилиси с водителем, который не говорит по-английски. Дорога заняла 6 часов.
• Купил билеты до Загреба с пересадкой в Стамбуле.
• Самолет должен был сесть в Загребе в 08:15 утра, дальше – полтора часа на поезде. В 10:30 – начало гонки в Равна-Гора.
Пита добрался до Стамбула, но не успел на посадку в Загреб.
Все решилось за сутки до окончания квалификации на Олимпиаду в исландском Исафьордюре, именно там он сдал нужный норматив. «В последний день квалификации и на краю света я немного помолился перед гонкой. И чудо случилось!» – писал тогда тхэквондист-лыжник.
На самой Олимпиаде тонганец занял 114-е место из 119 участников в гонке на 15 километров свободным стилем. От чемпиона Дарио Колоньи отстал на 22 минуты и 57 секунд. Но для его страны само попадание на ОИ – уже победа. Тауфатофуа стал вторым участником зимней Олимпиады от Тонга после саночника Бруно Банани, выступавшего в Сочи.
«Все выходят на гонку, чтобы приехать первым. А мы соревновались за то, чтобы стать не последним, – шутил Тауфатофуа после финиша. – Главное – что я не упал. На последний круг я пошел с мыслями: «Господи, пожалуйста, только не перед всеми, не дай мне упасть. Пусть я финиширую полноценно».
В Токио хотел ехать пловцом, затем участвовал в отборе на байдарках. Но лицензию взял в родном тхэквондо
В мае 2018-го выяснилось, что во время квалификационных забегов к Олимпиаде в Пхенчхане Тауфатофуа хитрил. На соревнованиях в Боготе он и другие спортсмены выполнили нормативы только потому, что там на некоторое время выключались секундомеры. Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) решила не применять санкции к тонганцу, но ужесточила правила отбора.
Пита в это время уже думал о новой цели. После финиша он сразу заявил, что хочет поехать в Токио в качестве пловца. «Это одна из моих целей. Три Олимпиады – три разных вида спорта», – сказал спортсмен.
Но плавание быстро забылось. В апреле 2018-го в интервью BBC Тауфатофуа заявил, что хочет попробовать себя в гребле на байдарках и каноэ: «Это спорт, который мне близок, так как мои предки занимались этим на протяжении тысяч лет, когда колонизировали полинезийские острова».
Тауфатофуа всерьез решил отобраться на 200-метровую гонку на байдарке-одиночке. В августе 2019-го он приехал на чемпионат мира в Венгрию, но финишировал последним в стартовом раунде.
В феврале 2020-го у него появилась новая возможность поехать на Игры – нужно было победить на дистанции 200 метров в квалификации зоны Океании, но попытка провалилась.
Пита не сильно расстроился, так как чуть раньше в том же месяце завоевал лицензию в родном тхэквондо. В первом раунде спортсмен выйдет против россиянина Владислава Ларина в весовой категории свыше 80 килограммов. Последим за этой схваткой утром 27 июля.
В Токио – 41 арена (рекорд!), многие пригодились с Игр-1964. Как все они выглядят?
Фото: REUTERS/Hannah Mckay; Gettyimages.ru/Mike Lawrie, Ronald Martinez, Harry How, Cameron Spencer
Вот что мне действительно мешало бы смотреть и воспринимать ОИ (и уже мешает), так это вечные проблемы допинга, и осознание, что даже через много лет могут вскрыть пробы атлетов (не обязательно наших), и выяснится, что они были нахимиченные. Вот это мне мешает, но я стараюсь от этого абстрагироваться, пока получается, но допускаю, что однажды и я проиграю эту битву и пошлю всё к чёрту.
Ещё мне очень мешали бы (наверное, правильно уже писать "будут мешать") трансгендеры. Я, в принципе, человек крайне лояльный ко всем причудам, делай с собой что хочешь, но допускать их до женских соревнований (именно до женских, а не наоборот) - это клиника и плевок в лицо женскому спорту и женщинам от рождения. Вот по сравнению с этими проблемами, перечисленные вами - надуманные мелочи, о которых мы особо не слышим, а просто лишь знаем, что витают там такие идеи. Ну витают и чёрт с ними, медленнее бежать и хуже метать от этого спортсмены не будут.