Капитан династии
У Юрия Тетюхина двое сыновей, шесть внуков и бесчисленная волейбольная родня.
В марте этого года белгородская волейбольная команда завоевала Кубок чемпионов России среди юношей 2000-2001 г. р., обыграв в финале москвичей и нижегородцев. К победе юных волейболистов привёл тренер СДЮШОР № 2 Юрий Тетюхин. В конце июля сборная Москвы взяла-таки реванш у юных волейболистов в финале 7-й спартакиады учащихся России. В белгородской команде, завоевавшей серебро, почти половину составляли те, кто весной праздновал победу.
Подчёркиваем: играли они, на секундочку, против сборных команд мегаполисов. То есть 12-миллионная Москва собрала лидеров нескольких волейбольных школ (около двух десятков), организовала пару сборов (в том числе на курорте Болгарии), применила наработки научно-медицинских бригад – и была счастлива, что реваншировалась.
Наши счастливы не были: победив в полуфинале сборную Санкт-Петербурга 3:0, в финале с таким же счётом проиграли москвичам – 0:3 (25:27, 22:25, 22:25). А ведь вели в одной партии 23:21 – и всё могло перевернуться. Такова планка, заданная взрослым «Белогорьем»: настоящий успех – только чемпионство.
Впрочем, долго посыпать голову пеплом в этом возрасте не принято. Лето, солнце, каникулы поднимают настроение школяров. А вот их волейбольный учитель в состоянии эйфории не пребывает. Ведь такую же спартакиаду он с питомцами выигрывал ещё дюжину лет назад. Нынешние чемпионы страны и призёры спартакиады тогда ещё в младшую группу детсада ходили.
Провинция сильнее духом и мотивацией
– Юрий Иванович, какая ваша команда сильней – 2003 года или 2015-го?
– Не стал бы сравнивать. Тогда в Казани побеждали Дмитрий Ильиных, Денис Бирюков, Дмитрий Красиков, Сергей Багрей, Константин Лесик. Все на виду, представлять не надо. Но это не значит, что нынешние мальчишки менее талантливы. Скорее, конкуренция возросла. Москва хочет обратно в волейбольные столицы, Питер возрождает былые традиции. Новосибирск мы обыграли в группе 3:2, а третьим призёром стала команда ХМАО. Две «Югры» в суперлиге, удивляться нечему.
– За счёт чего же юные белгородцы выдерживают конкуренцию с мегаполисами, с городами-миллионниками, тратящими большие средства на спорт?
– Перед глазами мальчишек «Белогорье» и другие команды суперлиги, почти в каждой из которых – бывшие белгородцы. А ещё буду не оригинален: мы берём дружбой, целеустремлённостью, концентрацией. Провинция всегда была сильнее духом: в столицах больше соблазнов и возможностей «выйти в люди» не через спорт. К тому же наши мальчишки тот же волейбол чаще любят как таковой, без меркантильных расчётов.
– А ещё у нас династии. Ваш старший внук Иван – либеро и кандидат в сборную своего возраста. Второму внуку, Павлу, тоже явно передался ген чёткого приёма от мэтра-отца, что он и подтверждает в вашей команде.
– Предвижу вопрос: «Трудно ли тренировать родню?». Мне – не слишком, а им – трудно. Потому что спрос с них особый. У моей правой руки Ивана Захватенкова всё так же. Сын Александр дорос до 205 см, может и отца заметно перерасти.
– Самый высокий у вас?
– Нет, Дима Курбатов на пару сантиметров выше. Связующий Саша Рыбко для своего амплуа и возраста высокий – 197 см.
Через пропасть и болота
– Весной наибольшее впечатление на меня произвёл ваш диагональный – Андрей Самойлов. Леворукая диагональ со стабильной силовой подачей – дефицит в современном волейболе.
– Не перехвалите мне мальчишек. Уровень таланта – ещё не гарантия успеха. Особенно в нашем, лучшем в мире чемпионате. Очень многие талантливые юниоры имеют проблемы с переходом во взрослый волейбол. Там столько отечественных мастеров и легионеров – и никто не горит желанием подвинуться ради 18-летнего или даже 20-летнего новичка. Даже в Высшей лиге, не говоря уж о суперлиге. Эти несколько «переходных» лет можно сравнить с прыжком через пропасть или с форсированием болота. Очень многие потерялись в процессе...
– А как же казанский Полетаев и московский Панков?
– Это, скорее, исключение, чем правило. Да, они в составе, но в основном – периодически. Тренеры опираются на опытных игроков, потому что отвечают за результат. Но не будешь вливать свежую кровь – искусственно задержишь смену поколений...
– Остаётся только пожалеть о короткой судьбе юниорского «Металлоинвеста», который так и не переехал в Старый Оскол и не стал действующей в суперлиге молодёжной сборной. Кстати, в футбольной ФНЛ теперь играют «Спартак-2» и «Зенит-2». В волейболе дать юным реальный шанс играть на достаточно высоком уровне реально?
– Вопрос не тренеру СДЮСШОР, да и отвечать на него должны в Москве. После лондонского триумфа наши волейбольные власти и общественность почивали на лаврах. И вдруг – фиаско в Мировой лиге, а через год – Олимпиада в Рио. Боюсь, что о юниорских проблемах и смене поколений вспомнят попозже.
– Юрий Иванович, давайте от злобы дня перейдём к чему-то более позитивному. Наши читатели не поймут, если не прочитают об истоках династии Тетюхиных. В тени славы Сергея его родители (заслуженные тренеры России) не так заметны...
– И слава богу, так и должно быть. А дома для нас они равны – и Сергей, и Олег, и внуки, которых у нас по три от каждого сына. Все мальчишки!
Как пионер вожатому в лоб дал
– Расскажите о своей волейбольной карьере в Фергане.
– Особо рассказывать нечего. Сначала рост не имел такого значения, потом пришла мода на высоких. Пришлось мне переходить из нападающих в связующие. Так что выше КМС звания не получил. Кстати, сын Олег меня обогнал – он мастером спорта стал. Сейчас он судья в Высшей лиге.
– А правда, что он демонстративно прервал судейскую карьеру после того, как в Белгороде внаглую засудили «Белогорье» в матче с московским «Динамо»?
– В принципе да, но в подробности вдаваться не будем, раз уж договорились о позитивном беседовать.
– Тогда давайте о том, как повезло Белгороду, когда вы искали, куда переехать.
– Да, чисто теоретически могли оказаться и в Петербурге, и в Одессе. Но вице-президент Федерации волейбола Юрий Петрович Фураев посоветовал Беелгород, и вскоре мы убедились, что здесь у волейбола есть будущее.
– Сергей проходил стандартные смотрины?
– Его просматривали одновременно с Андреем Борзинцом. Сразу сказали: эти парни – с мировым будущим.
– Где теперь Борзинец?
– Точно не знаю, но в заметных чемпионатах не играет.
– Не заканчивать же на грустной ноте, давайте напоследок что-нибудь весёлое!
– Когда Сергею было 12, мы поехали в горы навестить родню в пионерлагере. А там были пионервожатые из пединститута – местные непобедимые чемпионы-любители. Узнали, что я тренер, уговорили нашу компанию сыграть с их командой. Счёт 0:0, их первая подача. Мы её берём, я пасую Серёже. Вожатые снисходительно решили подростку блок не ставить. А зря: он ударил очень сильно и нечаянно угодил в лоб одному из парней – тот грохнулся, аж ноги выше головы взлетели. Возможно, что именно тогда «обидчик» начал догадываться: непобедимых нет ни среди любителей, ни в профессионалах...
Автор Евгений Ромашов.