5 мин.

Универсальность. Насколько она важна для молодых игроков?

Иэн Маккларг в материале для «These Football Times» рассказывает о необходимости изучения молодыми футболистами игры на нескольких позициях.

Нет сомнений в том, что современный футбол переживает период беспрецедентной тактической гибкости. Тренеры на топ-уровне несколько раз за матч меняют тактические схемы. В результате, современный футболист способен играть на нескольких позициях не только в течение сезона, но и в каждой встрече.

Ярким примером этого является «Бавария». Хосеп Гвардиола часто требует, чтобы такие футболисты, как, например, Филлип Лам играли на трех различных позициях во время одного матча – опорного полузащитника, крайнего защитника и даже атакующего полузащитника.

В современном футболе данная тенденция оказывает влияние на тренеров молодежных команд, для подготовки юных игроков на будущее. Чтобы быть успешным на более высоких уровнях игры, молодые футболисты будут набираться опыта игры на нескольких позициях и быть психологически гибкими, чтобы уметь принимать изменения.

Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся в Северной Америке (да и в других местах) - это тенденция ставить молодых игроков на конкретные позиции. Как правило, тренеры ставят детей на позиции, основываясь на физических данных, уровне агрессивности, скорости и технических способностях.

Менее одаренные игроки просят поставить их в защиту, агрессивные футболисты просят играть в полузащите, а быстрые и техничные парни играют в качестве форвардов. Проблема заключается в том, что тренеры обычно принимают эти решения для победы в матчах, а не для развития игроков.

Тренеры редко позволяют молодым игрокам менять свое положение на поле, а родители, и сами футболисты начинают верить, что они могут играть или лучше всего подходить только для определенной позиции. Мой личный опыт показывает, что этот подход имеет много недостатков.

В юности я играл на всех позициях. Это помогло мне заполучить хорошее понимание футбола и возможность попрактиковать много различных приемов. В одну неделю я смог поиграть один на один против защитников и попытаться делать навесы на нападающих. На следующей неделе я выступал в центре обороны и пользовался полученным пониманием игры. В нашей команде мы все имели предпочитаемые места на поле, но мы ни на мгновение не думали об игре лишь на одной определенной позиции. Мы просто хотели играть, и быстро уяснили, что чем лучше мы были готовы выступать на разных позициях, тем больше была вероятность того, что мы выйдем на поле.

Иногда команда может изменить матч и играть с большим количеством нападающих на поле или наоборот - пытаться сохранить преимущество и играть в более оборонительном ключе. В связи со всем происходящим, молодые игроки должны быть в состоянии адаптироваться и играть в разных ролях. Многие современные профессиональные игроки начинали свою карьеру на разных позициях. Например Лионель Месси, в ранние годы в «Барселоне», рассматривался шире и считался слишком маленьким, чтобы играть в центре нападения – с тех пор мы все увидели, как он может выступать в центре. Также важно отметить, что в «Барселоне» все игроки молодежной команды обучаются игре на нескольких позициях во время тренировок в знаменитой академии Ла Масии. Молодой Лионель Месси играл на месте защитника, полузащитника, а также нападающего.

Одним из наших самых больших испытаний в Северной Америке является заставить молодых игроков использовать свои возможности, чтобы играть в качестве защитников. Большинство юношей считают, что их наказывают, заставляя играть в обороне, и именно здесь мы «прячем» наших менее техничных игроков.

Несколько сезонов назад, наша академия заставила одного из самых быстрых и техничных футболистов сыграть на позиции правого защитника. В то время он был очень расстроен таким решением. Однако, после великолепного выступления в одной встрече, где он провел все это время на правом фланге обороны, будучи при этом нашим главным источником атакующих действий, он быстро осознал все преимущества. Футболист был в состоянии видеть всю игры перед собой и пробираться на половину поля противника незаметно. Понаблюдайте за любым матчем на высшем уровне, и вы увидите, как крайние защитники, такие как Лам («Бавария»), Сабалета («Манчестер Сити»), Коулмэн («Эвертон»), Альба («Барселона»), Морено («Ливерпуль») и Аспиликуэта («Челси») проводят больше времени в атаке на чужой половине поля, нежели в защите на своей половине. Они многое дают атакующей игре и помогают надавить на соперника.

Когда более чем десять лет назад я посещал английский клуб «Крю Александра», я был в восторге от того, что команды и их академии систематически проводят ротацию молодых футболистов в игре на разных позициях в определенные игровые периоды времени. Матчи в академии, как правило, разбиты на три тайма, поэтому тренеры могут использовать игры в качестве процесса обучения, а также один дополнительный перерыв, чтобы поговорить с игроками и поменять их местами. В «Крю Александре», если молодой игрок начинал в качестве левого защитника в первом тайме, он будет играть центрального полузащитника во втором тайме, а затем переходит на позицию левого вингера на третий тайм. Через каждые три или четыре игры футболисты получали опыт игры на всех позициях.

Молодые североамериканские футболисты, напротив, обычно играют два или три сезона, или даже больше, только на одной или двух позициях. На мой взгляд, это существенный недостаток  для молодых игроков из Северной Америки. Они не изучают все аспекты игры. Также они не имеют возможностей для решения различных задач на поле. В дальнейшем, это может ограничить их возможности, чтобы присоединиться к более мастеровитой команде, так как тренеры уже будут иметь в своем распоряжении более универсальных игроков.

Когда я тренировал женскую команду U-15, провинции Онтарио в Национальном Чемпионате в 2000 году, капитаном команды являлась молодая девушка, которая успешно сменила позицию нападающего на правого защитника. Она играла в качестве форварда так долго, как могла только вспомнить, но у меня было несколько более эффективных игроков на этой позиции. У нее было много качеств, которыми я восхищался, поэтому было просто необходимо найти для нее роль в команде. Она приняла изменения и стала капитаном, приведя свою команду к победе в чемпионате и обеспечив себе получение футбольной стипендии в одном из колледжей США.

Есть множество подобных примеров, но суть в том, что обучение молодых футболистов игре на разных позициях имеет множество преимуществ, которые помогут игрокам изучить игру и достигнуть более высокого уровня. Особенно, если они готовы быть успешными в современном футболе.

Ian McClurg, These Football Times

Перевод: Александр Григорович