9 мин.

Золотой Мяч

На заре своего существования футбол был довольно демократичен. Распространившись с помощью английских моряков по всему миру, игра навсегда завладела сердцами примерно половины населения земного шара. Постепенно появлялись различные турниры, национальные и континентальные, футбол становился профессиональным, появлялись первые тактические схемы… Не было одного – выделения одного футболиста из общей массы как лучшего в мире. Как, впрочем, и одной команды.

Но после Второй Мировой мир начала постепенно охватывать глобализация. Коснулась она и мира спорта, заставив людей не просто восхищаться великими спортсменами, но и сравнивать их мастерство. Таким образом, у футбольных ассоциаций появилась задача – как можно быстрее разработать турниры и призы, которые позволят объективно определить лучших из лучших.

История

Первый решительный шаг в Европе был сделан в 1955 году, когда созданный годом ранее Союз европейских футбольных ассоциаций УЕФА под руководством датчанина Эббе Шварца принял решение ежегодно проводить два общеевропейских турнира – Кубок Чемпионов и Кубок Ярмарок. А спустя год произошло еще одно знаковое событие…

Тут стоит остановиться и рассказать об одном человеке, без которого современный футбол, вне сомнения, был бы другим. Звали этого человека Габриэль Ано (на фото слева), и родился он в 1889 году. В молодости он выступал за различные французские клубы, а также за немецкий «Пройссен». Вызывался даже в сборную Франции, сыграв 12 матчей и забив 3 гола. Но всемирную известность Ано получил на другом поприще – журналистском. Отлично зная футбол изнутри, Габриэль стал редактором спортивной газеты «Экип» и главредом журнала «France Football». Именно Ано благодаря своему авторитету смог воплотить идею еврокубков в жизнь. Прочитав в 1954 году статью английской «Daily Mail» о том, что «Вулверхемптон» - сильнейший клуб мира (поводом к таким мыслям стали победы англичан в товарищеских матчах над венгерским Гонведом и российским «Спартаком»), Ано написал ответную статью – о необходимости проведения ежегодных футбольных евротурниров. Его идея была воплощена спустя год.

А в 1956 Габриэль спровоцировал создание нового приза и вовсе наполовину случайно. Он просто попросил своих коллег голосованием выбрать, по их мнению, лучшего европейского футболиста минувшего года. Но «France Football» на тот момент котировался настолько, что выбор журналистов (Стэнли Меттьюз; он и его трофей на фото справа) был признан всей Европой, а приз стал вручаться ежегодно.

Почему выбор французского издания признали в Европе? На мой взгляд, причиной послужила страна, в которой выходил журнал. К французской прессе в Европе и мире относились исключительно с уважением, а футбол этой страны сильнейшим не считался (даже несмотря на выход «Реймса» в финал КЕЧ-55). Поэтому от «France Football» ждали объективности, тем более что идея самого приза была очень актуальной. Опережая события, стоит сказать: журналисты никогда не испытывали пиетета перед игроками из Франции: ЗМ получали лишь четыре француза (слева Раймон Копа, первый из них), и только один из них выступал за клуб Лиги 1.

Регламент

Изначально принцип награды был прост: определить лучшего европейского футболиста, выступающего в Европе. 52 журналиста из разных стран Европы выбирали в порядке убывания 5 футболистов, наиболее впечатливших их в минувшем году. Самый лучший, по мнению одного журналиста, футболист года получал 5 баллов, второй – 4 и так далее. Победителем признавался футболист, получивший наибольшее количество баллов. Если же два и более футболистов набирали равное количество баллов, начинался второй тур, в котором журналисты могли голосовать только за них. Правда, такого еще никогда не было.

Мне, кстати говоря, очень нравится мышление господ из УЕФА того времени. Представительство журналистов было продиктовано уровнем развития европейских футбольных держав: наиболее развитая допускала к голосованию больше всех журналистов. Мне кажется, это честнее, чем давать журналистам из Сан-Марино и Лихтенштейна право голосовать ни за что, из-за какой-то ложной «демократии». Кроме того, в отличие от приза FIFA, голосование происходит закрыто.

Были, тем не менее, в регламенте образца 1955-го года и шероховатости, которые вылезли со временем наружу. Со временем в европейских чемпионатах начало появляться всё больше талантливых легионеров, в основном из Южной Америки. Несмотря на жесточайшие лимиты того времени (например, в Испании некоторое время было можно выпускать на поле всего одного неиспанца), среди талантливейших футболистов Европы стали появляться и неевропейцы. На Золотой Мяч они при всех своих талантах претендовать не могли. Пожалуй, неполучение ЗМ великим Диего Марадоной стало последней каплей, заставившей организаторов турнира пойти на изменения.

С 1995 года Золотой Мяч начал вручаться по другой, более совершенной формуле: трофей смог получать футболист любой национальности, выступающий в Европе. Что характерно, первым же лауреатом по новым правилам стал африканец Джордж Веа. Впрочем, в будущем преимущество в турнире осталось за европейцами.

Наконец, в 2007 году были внесены изменения, придавшие турниру еще больше значимости. С 2007 года обладателем ЗМ может стать любой футболист в мире, вне зависимости от клуба и национальности. Логично, что и голосовать теперь могут журналисты со всех континентов, а их общее количество увеличено до 96. Несмотря на все изменения, подавляющее преимущество в турнире остаётся за европейцами.

Такие изменения сделали фактически ненужным «Бриллиантовый мяч», вручаемый лучшему игроку по версии FIFA. Поэтому с 2010-го года было решено объединить эти два трофея в один. Именно поэтому формально новый приз вручат не в ноябре, как это делают обычно, а только в январе 2011-го.

Тенденции

У Золотого Мяча, как и у любого приза, есть свои особенности розыгрыша. Например, вручают ЗМ преимущественно футболистам атакующего плана. В списке лауреатов фигурирует лишь один вратарь (Лев Яшин; слева) и лишь два защитника (Беккенбауер и Каннаварро). Причём «Кайзер» свои два ЗМ получил скорее за подключения к атакам, чем за надёжную игру в обороне. Увы, таких личностей, как Оливер Кан, Джанлуиджи Буффон и Алессандро Неста, конечно, жаль, но приходится признать: Золотой Мяч не является «оборонительным» титулом, его дают либо за голы, либо за голевые передачи.

Есть еще одна интересная тенденция, связанная с этим титулом. Изначально, в середине пятидесятых годов, можно было стать лучшим в Европе, набрав лишь 50 баллов (это менее 20% от максимума). Стенли Метьюз и Омар Сивори выиграли свои титулы, набрав даже меньше баллов! Это можно объяснить недостаточной глобализацией футбола: все сильнейшие игроки находились не в двух-трёх клубах чемпионата, а в восьми-десяти. Еврокубки и вовсе были абсолютно непредсказуемы. Как следствие, и мнений о лучшем в Европе могло быть очень много. Тот же Метьюз получил ЗМ, ничего в 1956-ом году не выиграв.

Со временем европейский футбол стал более глобализован. Стали появляться команды, могущие себе позволить содержать всю команду из звёзд первой величины. Как следствие, судьба Золотого Мяча начала решаться просто: в финалах еврокубков и турниров сборных. Выбор стал гораздо проще: в прошлом году Лионель Месси набрал 473 балла из 480 возможных!

Самая успешная нация в этом турнире: немцы. Сразу пять немцев выигрывали Золотой Мяч! Итальянцев, правда, в истории тоже было пятеро, но немцы благодаря "Кайзеру" сразу семью титулами на пятерых. Голландцы и вовсе умудрились взять семь Золотых мячей на троих: один титул взял Гуллит (на фото слева) и по три Кройф с ван Бастеном.

Зато в клубном плане преимущество итальянцев неоспоримо: игроки итальянских клубов выигрывали Золотой Мяч 18 раз! Игроки испанских - 13, немецких - 9, английских - и вовсе 6. Что говорить, если за период с 1981 по 1990 годы лишь Игорь Беланов смог помешать футболистам Серии А брать один ЗМ за другим (на фото слева: Рууд Гуллит, один из игроков той эпохи).

Дизайн

На первый взгляд кажется, что время никак не изменило трофей – мяч и мяч. Но изменения произошли серьёзные, и коснулись они главным образом размера трофея. Это касается большинства трофеев, разыгрываемых десятилетиями: они, когда старую версию приходится кому-то отдавать на вечное хранение, в новом варианте увеличиваются, якобы приобретая от этого большую значимость. ЗМ и вовсе можно каждый год изготавливать новый – победителю ведь не придётся возвращать старую версию! Впрочем, господа от УЕФА в этом плане консервативны. Если меня не подводит зрение, увеличение трофея произошло лишь один раз. Слева Паоло Росси (1982 год) с вожделенным трофеем, а справа Мишель Платини (1983 год) с трофеем нового образца. Изменения размера трофея бывали и в другое время (например, Папен в 1991 году почему-то получил кубок, по размерам напоминавший старый образец), но все они были незначительны и в основном распространялись на один-два сезона.

Менялась, как можно заметить, и подставка под мяч. Как по мне, ровный прямоугольный вариант смотрелся солидней, чем какие-то непонятные мерцающие камни.

В истории «France Football» можно встретить два аномальных (по внешнему виду) трофея. Это ЗМ Беккенбауэра в 1972 году и вышеупомянутый трофей Папена. Оба трофея внешне напоминают какие-то командные кубки. Я даже не знаю, почему французы решились так неумело соригинальничать два раза.

Вот такой он, этот Золотой Мяч. О нём мечтают все дети, играющие в футбол у себя во дворе; его блеск притягивает к себе внимание всех (не только спортивных) СМИ; даже самые командные игроки мечтают о такой личной награде. В чём же секрет такой популярности приза, который по своей сути является частным мнением сотни журналистов? Наверное, в том, что Золотой Мяч гарантирует футболисту известность и память на все времена. А ведь именно это является мечтой любого нормального футболиста...