13 мин.

Уехать в Сан-Паулу с бразильцем и вернуться ради ЧМ-2018. Русская девушка стала звездой YouTube в Бразилии

Варвара Гернеза рассказывала о России в бразильском YouTube и оказалась в центре скандала.

– Ты давно хотела переехать в другую страну. Расскажи, когда ты поняла, что хочешь в Бразилию.

– Вообще никогда не было мыслей конкретно о Бразилии, до того, пока три года назад я не встретила своего молодого человека. Но даже тогда я не особо задумывалась, хочу ли в Бразилию, может ли меня связывать что-то большее с этой культурой. Потому что Густаво не типичный бразилец и не любит ничего из бразильской культуры, начиная от языка и заканчивая песнями.

– Как ты познакомилась с Густаво?

– Мы познакомились в тиндере, больше чем за полгода до нашей встречи. Это было в конце февраля. Очень хорошо помню этот день – смотрели «Бёрдмана» с другом, у которого были проблемы в личной жизни. Я к тому моменту не использовала тиндер, но зашла, чтобы показать, как это работает. И первым мне попался Густаво. Это в ту ночь убили Немцова.

У него в профиле были цитатки из черно-белых фильмов 60-х, какой-то легкий рок – темы, привлекательные для девчонок. Бразилией там и не пахло. Мы болтали обо всем, смотрели вместе фильмы – оставляли включенным скайп и смотрели кино. Все, как в обычной жизни, только на расстоянии 12 тысяч километров.

– Тебе же наверняка родственники или друзья говорили, что это не серьезно? Какой-то парень из Бразилии по скайпу.

– Конечно, в глаза никто не говорил, что это все бред. Но все немного ржали, когда я уходила с вечеринок в час ночи, потому что мне надо поговорить с Густаво. Наш первый скайп-звонок, когда мы друг друга увидели, был очень запоминающимся. Это было как свидание. День совпал с днем рождения моей тети. Там все напились, и я хорошенькая убежала домой и сказала, что у меня первый в жизни важный звонок. 

Все равно очень нервничала, язык заплетался, еле связывала слова на английском. Густаво потом говорил, что у меня светились глаза. Я ему сразу очень понравилась, мы друг от друга были в шоке в хорошем плане. Он через какое-то время признался, что сразу понял – это будет серьезное увлечение.

***

– Бразилия сильно отличается от России?

– Первый раз я туда попала в 2016 году и провела там месяц. Мне все очень-очень понравилось, но я только какие-то общие черты уловила. Второй раз я поехала в конце 2017-го и провела там пять месяцев. Идеи уехать в Бразилию нет, но, несомненно, эта культура оказала на меня влияние. Пожив в Сан-Паулу, я стала более открытым человеком, потому что это самый крупный город южного полушария, оазис Бразилии для всяких ЛГБТ-сообществ и вообще для людей с иными взглядами. 

Карнавал, который я видела, был про это. Это не про какие-то случайные встречи между мужчиной и женщиной, это чисто как гей-парад. И в этом плане я стала более открытым человеком, раньше не могла представить, что могу находиться в центре всего этого. Пожив там, я изменилась, стала более открытой и менее зашоренной – даже мои друзья-французы, которые живут в Москве, говорят об этом. Мне сейчас даже сложно с некоторыми друзьями общаться на тему ЛГБТ, на некоторые темы вообще не могу.

– Где ты работала в Бразилии?

– Я преподавала русский язык для бразильцев, проработала три месяца, а вообще искала учеников по скайпу. Спрос есть, под ЧМ открывались отдельные группы чисто разговорного плана, чтобы они могли сюда приехать, заказать еду. Часто это очень богатые люди, которые едут в Россию на все игры Бразилии тратить деньги. А остальные занимались просто для себя, и они были очень странными. 

У одного бразильца дедушка был русским, остались идеи казачества в голове, и однажды он приперся в школу в обличии казака. У второго своя лаборатория, и у него идея фикс прочитать советские учебники по химии в оригинале. Третий был связан с православием и народностью. Со всеми нашла общий язык.

– В Бразилии живет 207 миллионов человек, из них 181 миллион включал матчи ЧМ. Там правда везде смотрят футбол? Самое неожиданное место?

– Да, везде. В салоне красоты мы красили ногти и одновременно смотрели товарищеский матч Россия – Бразилия.

Культура стадионов тоже есть, я была на игре локального масштаба, «Сан-Паулу» с «Ред Буллом». И до матча там устроили траур. Все встали с траурными лицами в черных одеяниях, вокруг полицейские с лошадьми. Я спрашиваю, что такое, и оказывается, что «Сан-Паулу» не побеждал восемь матчей подряд и болельщики хоронят команду. Это реально страшно – молчание, люди с белыми лицами, мне стало жутко.

– К Неймару там отношение как к позорному симулянту или как к национальному герою?

– Самое разное. Мой парень вообще его ненавидит. Мой друг в инстаграме недели две назад перепостил Ривалдо, который оправдывал Неймара, что пошли вы все на фиг, вы все ему завидуете. После того как Бразилия вылетела, их медиа заговорили, какой он симулянт, козлина, постоянно падает. То есть его имидж очень пострадал из-за этого чемпионата мира, и многие говорят, что у него дальше не будет такой карьеры в сборной. Но в целом такие бразильцы-бразильцы его фанатят все-таки. 

***

– В Россию ты вернулась, чтобы работать волонтером на ЧМ. Как ты нашла эту работу?

– Изначально у меня был незакрытый гештальт – я очень хотела поработать в Сочи-2014, но не сложилось. Все мои однокурсники поработали – не волонтерами, а за деньги. Мне было очень обидно. За год до ЧМ я подумала, что будет обидно, если даже не попробую. Зарегистрировалась на сайте и забыла, потому что это долгий процесс – сначала смотрят по анкете, и, если все ок, высылают дальше тесты. Потом начинаются дедлайны по тестам по английскому и математике. Через какое-то время тебе звонят по телефону.

Нас отбирали другие волонтеры чемпионата из аккредитационного центра, но они начали работу за год. Сомневаюсь, что им платили, потому что ребята, помогающие на транспорте, говорили: «Ой, а это мы вас набирали». Помню, был вопрос: «Что является символом чемпионата?», и я честно ответила, что не знаю и врать не хочу.

И когда я была в Бразилии (это февраль или март), пришло письмо «Все, вы прошли». Конечно, дико обрадовалась. Но я все равно безответственно себя вела – какие-то анкеты заполняла тяп-ляп, кодекс волонтера читала в последний момент перед вылетом из Бразилии. Плюс у тебя же есть своя работа, ты не можешь постоянно концентрироваться на волонтерстве. Думаю, что они это все сами понимают.

– Что ты отвечаешь тем, кто говорит «Да вас просто используют как бесплатную рабочую силу»?

– Волонтеров же очень много. Да, я бы не хотела ползать вокруг стадиона и говорить, куда идти. Но конкретно наша команда отвечала за интернет на арене, у нас был пропуск во все зоны «Лужников». Встретить всех селеб ничего не стоило. Я на матче Россия – Испания не узнала Козловского и сказала ему «Sorry». Ехала с ним в лифте, он попросил салфетку и потом как-то нелепо передразнил на английском – типа вот какая ты сучка и не дала салфетку. 

Через минуту была встреча с Андреем Малаховым, которого нужно было проводить вниз, а я забыла, где этот лифт, и потащила его сначала в одно крыло, потом в другое. Но это все ерунда. Главное – мы можем смотреть все матчи, и это главный плюс нашей работы. Ни за какие деньги это не променяешь.

У нас было два месяца бесплатного проезда – я захотела проводить друзей-бразильцев и поехала с ними в аэропорт. Хорошая еда на стадионе, за которую не надо платить. Я вообще за этот месяц не тратила денег, уже отвыкла это делать. Когда мне надо расплатиться за что-то, я такая: «Что?». На мой взгляд, это главное преимущество. Да, тебе не платят, но ты и не тратишься тоже.

***

– Еще ты снимаешь блог для спортивного раздела IG – это пятый по кликовости сайт Бразилии. Как так получилось?

– Моя подруга работает там редактором и предложила мне, раз я еду в Россию и связана с журналистикой, поснимать видео на время чемпионата. Плюс я пообщалась с их редактором спортивного раздела, с главредом. Мы не загадываем, но о будущем разговоры были.

– Твой главный успех – ролик, где бразильцы заряжали песню «Потрогай ее киску».

– Это был день, когда мне нужно было отснять бразильских болельщиков. Я гуляла по Красной площади в поисках желтых маек с синими трусами и увидела большую группу, 14 человек. Я на португальском сказала, что снимаю видосы, делайте, что хотите. Они начали петь эту песню ради веселья. На тот момент я конкретные слова не разбирала. Мне было все равно: я помнила мотив по Бразилии, пусть поют дальше – для меня главное, что эти 14 человек прыгают для меня. И потом какой-то чувак начал общаться со мной и захотел меня поцеловать. Остальные меня окружили, и стало жутковато. Понятно, что среди бела дня и на Красной площади вряд ли бы случилась сцена насилия, но выглядело не очень приятно.

– И это вызвало дикий скандал в Бразилии, так?

– Сначала мне написала главный спортивный журналист Globo, бразильского Первого канала. И она попросила сделать со мной интервью на эту тему, потому что до этого был прецедент с другой девушкой на Никольской. У бразильцев от этого бомбило, и мое видео как-то коррелировалось с этой тематикой. Мы встретились, но из всего интервью они взяли 10 или 20% и главную мысль, конечно, не донесли. Я не хотела обвинять несчастных фанатов, меньше всего хотела сказать, какие они козлы. Главное – объяснить ситуацию, что мне не понравилось, что он ко мне пристал, но это бразильский стиль и 14 бухих фанатов. Я хотела их не то что оправдать, просто сказать, что ситуации разные. Конечно, история не очень приятная, потому что там одного парня могли уволить, а он работал в правительстве.

– Тот парень, с которым ты общалась, работал в правительстве?

– Нет, тот просто говорил, что он отец семейства, показывал фотки какие-то. Globo потом встретилась с ними нечаянно в отеле, и фанаты сказали: «Ой, да она хотела попиариться, мы пели для аргентинцев, которые рядом стояли», обещали судиться. И потом вышла статья, что кто-то из этих 14 работает в правительстве, он как раз в первом ряду там стоит.

– Я правильно понимаю, что бразильцы потом нашли твой инстаграм и написали гадостей в директ?

– Эфир был в воскресенье вечером, это одна из самых рейтинговых передач в Бразилии. И в понедельник мне начали писать в личку. Мне пришло очень-очень много сообщений в фейсбуке, и все писали, как им меня жалко. Было не очень приятно читать, после пятого сообщения надоедает, что тебя представили в образе жертвы. Но тема уже подостыла, сейчас просто присылают каждый день «Доброе утро», «Хорошего дня» или «Ты самая бразильская русская, которую мы знаем». Мне до сих пор приходят сообщения, что бразильцы на самом деле не такие. Густаво мне говорит, что канал Globo очень двуличный – они снимают карнавал, где все можно, разврат по отношению к девушкам и все ок, а похожие истории из-за границы превращают в какой-то хоррор. Это очень смешно.

– В каком смысле двуличный?

– Густаво имел в виду, что внутреннюю кухню они показывают, причем не в лучших красках. Так совпало, что у них выборы скоро, и нужно было отвлечь внимание от чемпионата мира как можно сильнее. Потому что борьба идет за электорат – в Бразилии, как и в России, внешние темы превалируют над внутренней тематикой.

Там же не только был ролик со мной. Сначала было видео с девушкой на Никольской, которая не знала португальского и спела «Розовая вагина». Потом навертели аргентинцев и перуанцев, которые заставляли девушек повторять какие-то ужасные вещи. Еще одним сильным звеном в цепочке было то, что поцеловали журналистку самого Globo в прямом эфире. Даже начался флешмоб: бразильские женщины-репортеры стояли с табличками «Дайте ей работать».

То есть они раздули эту тему. То, что показывают на карнавале в прямом эфире, когда непонятно, кто какого пола, несравнимо с тем, что пьяные фанаты что-то там спели в другой стране.

***

– Многие бразильские медиа назвали это харассментом. Ты считаешь, что таким образом к тебе приставали?

– Нет, я так не считаю. Они знали, что я рано или поздно пойму эти слова. Может быть, таким образом хотели, чтобы я над ними посмеялась. Сложно сказать, что у них было в голове. Во-первых, они были очень пьяные, а эта песня очень популярна. 

В общем, не думаю, что это было сделано целенаправленно по отношению ко мне, просто мужская компания, которая хочет продемонстрировать власть. Им по 500 тысяч поездка обходится, но, как мне объясняли бразильцы, они тоже необразованные, а деньги от богатых отцов. Не думаю, что это было как «Вот эту бабу надо сейчас оскорбить» – просто под алкоголем спонтанное решение, типа «Давай при ней споем эту фигню». 

Приставать – да, но мне было все равно. Сколько русских мужиков делает то же самое, мне неважно, бразилец это или русский – все равно неприятно.

– Ты говорила, что какой-то бразильский придурок потушил о тебя сигарету. Это точно не связано с видео про вагину?

– Это не бразильский, это русский. Это другая уже тема – что одинокие русские девчонки, которым нечем заняться, у них появилась тема выходить на Никольскую и клеить иностранцев. В связи с этим появились группы во «ВКонтакте», направленные против девушек подобного плана. И выкладывают фотки, кого надо гасить. Возможно, это была эта волна. Русские парни бесятся, когда видят русскую девушку с иностранцем.

– Читала текст Платона Беседина в «МК» про то, что девушки в России на ЧМ-2018 выставили себя шлюхами? Как считаешь ты?

– Конкретно этот текст не читала, но я согласна, что этот момент, возможно, присутствует. Есть определенного рода девочки, которые ведут себя непотребно. Но в том числе есть и просто желающие познакомиться с иностранцами, потому что от них приятно пахнет, они ухоженные и все такое. Есть причины, по которым определенная часть русских девушек ведут себя подобным образом. Необязательно, что каждая из них шлюха. Возможно, их недолюбили русские мужчины, не сложилось что-то или просто хочется какого-то разнообразия.

– Для девушки заниматься сексом с иностранцами – это нормально?

– Я просто не считаю, что надо разделять своих и иностранцев, это вообще неправильные подходы. Кто сказал, что человека ты можешь найти только на этом участке земли и нигде больше? Это вообще не должно иметь никаких пределов, особенно сейчас, когда нет понятия границ. В политике-то есть, но в интернете нет. И почему такой подход вообще приветствуется? Я думаю, что тут каждый для себя решает сам.

– В Бразилии в 2014-м сеньориты так же себя вели с иностранцами?

– Да, но никакого шума из этого не было. Наоборот все ржали над этим. Это был скорее прикол, развлечение и все. Бразильцы не то что это приветствовали, но нормально к этому относились – девочка хочет разнообразия, развлечься, все ок. То есть никакого негатива к этому точно не было.

– Но ты же понимаешь, почему я спрашиваю – в России этот феномен стал культурным шоком.

– Из того, что мне рассказывал Густаво, там не было негативного отношения точно. Все было то же самое – бразильянки хотели тусить с европейцами, ходили все из себя такие, но негатива у местных мужчин к этому не было. Они относились к этому так: пускай развлечется, пока чемпионат, потом вернется домой.

– Самое популярное русское слово у бразильских болельщиков?

– «Привет, красивая!». «Спасибо», конечно, но не так часто, как это.