15 мин.

«Ермак» мог стать вывеской российского спорта, а стал витриной его недееспособности

Как много классных историй про российский спорт вы знаете? Таких, которые можно с гордостью рассказывать иностранцам? С ходу в голову приходят Олег Шатов выделявший собственные деньги на строительство футбольного манежа в родном Нижнем Тагиле, или Иван Ткаченко, который жертвовал деньги на помощь детям. Есть еще истории другого рода – про «Краснодар», который появился внезапно и также внезапно влюбил в себя всех, кроме фанатов «Кубани».

«Краснодар» - пример быстрорастущего успешного регионального спортивного проекта, у которого есть деньги. А ведь могли появиться и проекты, у которых денег нет, но которые разрывают всю свою лигу. Такие «русские «Лестеры» могли стать настоящим символом нашего спорта, его вывеской, даже если бы не играли в главном дивизионе в своем виде спорта.

Знаете, какая команда идеально подходила под описание в хоккее? Ангарский «Ермак». Команда-селфмейд, существующая на минимальный бюджет, несколько лет назад стабильно не выпадавшая из топ-8 Высшей хоккейной лиги. Огромное количество болельщиков (раньше на «Ермак» приходило в 7,5 раз больше, чем на некоторые игры «Куньлуня»), маленький рабочий город, интересное географическое положение, история, свои классные воспитанники (Дмитрий Воронков, Александр Попов, Иван Володин…) и свои собственные местные легенды на вроде Сергея Чубыкина или Максима Юшкова – из этого можно было сделать символ российского спорта. Символ того, что российских хоккей жив и в регионах, того, что наш путь развития спорта действительно эффективен и что даже вдалеке от Москвы и больших бюджетов можно построить команду-контендер.

Сожалеем, но «Ермак» — показатель того, что хоккей в России мертв. Глядя на клуб, кажется, что в регионах можно смело сносить все ледовые дворцы, а освободившиеся площади застраивать торгово-развлекательными центрами, как это сделали в Томске. 

Методы из 90-х все еще действуют

Телеведущие провластных программ часто рассказывают о суровых 90-х годах. Дескать, зарплаты были низкие, бандиты могли убить на каждом шагу (по крайней мере, на каждом втором – совершенно точно), экономика косплеила героев скетчей «Крутое пике» из шоу «Каламбур», а президентом был мужчина, очень похожий на алкоголика. Лица с экрана недалеко ушли от истины. В Ангарске ситуация выглядела именно так – крупнейшие заводы не могли найти деньги на оплату услуг подрядчикам и работали по бартеру, сотрудники получали выплаты продукцией. Само собой, бизнесмены не слышали о правилах честного бизнеса (честного с юридической точки зрения).

Девяностые годы ушли, оставив нам боль воспоминаний о Чеченских войнах и мемы о Ельцине. А также методы работы управленцев, что называется, на местах. Тот самый подход к руководству, которого придерживались руководители компаний в 90-е, прочно сохранился, например, у генерального директора «Ермака» Александра Быкова. Александр Георгиевич, например, считает, что можно не выплачивать компенсацию семье умершего на тренировке Артема Соколова и спать спокойно. Правда, как писал в своем телеграмм-канале Роман Людучин, компенсацию таки заплатили. Заплатили, но через несколько лет и только через суд. 

Главный бич последних лет для «Ермака» — систематические невыплаты зарплаты и хамское отношение к игрокам. Экс-защитник «Ермака» Алексей Ложкин в радиоэфире канала «Йошкар-Ола» рассказал, как с ним поступили в клубе и в чём заключается главная проблема хоккейного Ангарска.

«Меня вызвал лично Быков к себе и сказал с ходу, с порога: “Я тебе режу зарплату на 40 процентов”. Я сразу же сказал, что так легко у него не получится это сделать, [предложил сделать все] по закону. Я ему высказал все претензии в сторону руководства, на следующий день я уже был вне состава», — говорил Ложкин о своем уходе из команды в сезоне 2019/20.   

Главную проблему клуба защитник описал так: «Это отношение к хоккеистам. Хоккеисты – это не рабы и не мусор, давайте так начнем. Нельзя так к ним относится. Хоккеисты добросовестно относятся к своей работе, выполняют так, как им говорят. Как их тренирует главный тренер. А им не платят зарплату два месяца, задержки по зарплате два месяца. У людей ипотеки, у людей семьи, у людей кредиты. И перед тем, как выходить на игру у них голова забита не хоккеем. У них забита голова, как прокормить семью, как рассчитаться с долгами. Потому что невозможно так играть. Тебе ничего, ни квартирных не платят, ничего не платят. Просто неуважение к хоккеисту со стороны руководства идёт, а такого не должно быть».

После этого интервью Алексей Ложкин доиграл сезон в составе «Рязани», которая выступает в ВХЛ, как и «Ермак». По нашей информации, Алексей после сезона планировал завершить свою профессиональную карьеру, но летом ему раздался звонок от Виталия Евгеньевича Соловьева (на тот момент главного тренера команды «Ермака»), который пригласил игрока выступить под его руководством в «Ермаке». Персона Соловьева очень сильно повлияла на решение Алексея подписать контракт. Ложкин очень достойно и практически без спадов отыграл сезон. Надежная игра в обороне, защита своего вратаря и своих одноклубников, голы и результативные передачи – это то, что мы увидели от Ложкина. Было приятно наблюдать за неким преображение уже достаточно опытного игрока — Алексей через месяц отметит 35-летний юбилей.

Проблемы были не только у Ложкина. Вратарь Ильяс Гафиуллин в своем личном инстаграм-аккаунте прокомментировал своё увольнение из «Ермака» так: «Почему меня уволили? Мне объяснили, что это сокращение бюджета. В плей-офф не выходим и нет смысла держать вратаря с такой зарплатой. А куда я перейду – не знаю. Дедлайн закончился в ВХЛ и меня просто на мороз выставили. А у меня двое детей».

Ильяс Гафиуллин был уволен 20 января, когда ещё у команды были все математические и реальные выйти в плей-офф, но, по всей видимости, плей-офф был нужен не всем. Ильяс Гафиуллин нашел себе команду в чемпионате УХЛ (Украинской хоккейной лиги), где выступает за клуб «Мариуполь».

Стоит отметить, что один клуб в истории ВХЛ уже показывал подобные фокусы с исчезновением ростера после потери шансов на плей-офф. Минская «Юность», лишившись перспективы биться за Братину, отправила костяк команды в фарм-клуб в чемпионате Беларуси. Реакция лиги была суровой — клубу поставили условие: выступать можно было только в одном чемпионате. Последуют ли санкции в отношении «Ермака»? На момент публикации нам не удалось получить комментарии руководства ВХЛ. 

«Ермак» творил дичь и раньше. Роман Людучин в своем телеграм-канале цитирует экс-хоккеиста команды:

«Был у нас такой защитник Бусыгин, схватил воспаление легких, так его больного Быков отправил с командой на выезд в Пермь. Бусыгин, понятное дело, не готов был играть в таком состоянии, мы проиграли 2:4. После матча заходит в автобус Марат Аскаров (на тот момент главный тренер «Ермака»), говорит, что Бусыгин остается в гостинице и возвращается в Ангарск лечиться. Мы поехали дальше на выезде играть, потом возвращаемся в Ангарск, а в раздевалке даже формы Бусыгина нет. Звоним ему, он рассказывает, как подъехал ко дворцу, а его вещи на улице в снегу валяются, во дворец охрана не пускает, даже клюшки не дали забрать. А на улице -30 и человек один в незнакомом городе без денег на билет (зарплату, естественно, тоже не отдали). Повезло, что какой-то знакомый пустил перекантоваться, пока родственники не выслали денег на самолет», — рассказал бывший игрок команды Роману Людучину. Он же отметил, что ему не заплатили около 1 миллиона рублей премиальных.

Как же так получается, что на игроков натурально плюют, не уважают и нарушают все возможные права, а профсоюз молчит? Вероятно, руководство «Ермака» действует в рамках правового поля. Вот что об этом пишет Роман Людучин:

«В конце января ангарский клуб «Ермак» в лице генерального директора Быкова Александра Георгиевича расторг контракты с рядом хоккеистов (Ильяс Гафиуллин, Алексей Ложкин, Кирилл Басистый, Максим Горечишников, Артем Воробьев). Оказалось, что в их контракты был включен пункт о возможности досрочного расторжения по инициативе клуба без выплаты компенсации. Договоры хоккеистам подсовывали на подпись в раздевалках, на ходу - так, чтоб не было возможности вчитаться в текст». 

Нельзя сказать, что игроки мирятся с этой ситуацией. В инфополе частенько появляются новости о судебных исках в адрес хоккейного клуба. Так делали Илья Федин, Михаил Климчук, Евгений Чемерилов, Александр Швецов и другие. Как им помогает профсоюз игроков? Мы попытались это выяснить и позвонили в организацию. Нам не ответили. Вероятно, также не отвечают и хоккеистам. 

Клубу плевать не только на игроков, но и на болельщиков

Признайтесь, странно видеть профессиональный клуб, у которого нет аккаунта во всех соцсетях? Твиттер-аккаунт есть даже у «Зауралья»! У «Ермака» же нет и группы ВКонтакте.

Группа, где общаются болельщики, все-таки есть. Ее ведут активисты с портала nashhockey.ru. Один из авторов этого материала, например, ведет сообщество и ежедневно выкладывает посты в одиночку уже больше года. Почему этим не занимается пресс-служба? Слабо представляем, чем она в принципе занимается.

Вот, например, группа ВКонтакте сообщала о расторжении контрактов с игроками команды. Что в это время публиковали на официальном сайте? Сухие резюме проигранных матчей. Когда в группе мягко намекнули на то, что Роману Караваеву, пресс-атташе клуба, нужно работать лучше, на официальном сайте тут же появился материал о новых клубах изгнанных игроках «Ермака». Материал вышел под заголовком «На Север поедет один из нас, на Дальний Восток другой...», в нем рассказывается, что по двое бывших хоккеистов команды перешли в клубы чемпионата Польши, Украины и Казахстана. Какая из стран находится на севере, а какая – на Дальнем Востоке, решайте сами.

К слову, периодически с группой люди из администрации клуба все-таки коммуницируют. Например, Александр Быков совершенно точно читает комментарии, а периодически на них отвечает. Например, под постом о возможном увольнении Виталия Соловьева, гендиректор поспешил успокоить болельщиков и сообщил, что наставник отправился в отпуск на две недели. Не знаем, куда улетел отдыхать Виталий Евгеньевич, но две недели прошло, а обязанности тренера продолжил исполнять второй коуч Сергей Чубыкин.

В соцсети заглядывают и другие представители клуба. В 2017 году «Ермак» решил поменять логотип, наконец выбросив на свалку истории стилизованный герб города. Выглядела новая эмблема вот так:

 

Логотип понравился далеко не всем. Болельщики встретили его в штыки. Возможно, из-за «синдрома утенка» – человеку подсознательно больше нравится то, что он увидел первым из серии. Возможно, все-таки из-за того, что логотип был ужасен. Градиент, сложные контуры коня и казака, полная дезориентация между клубными цветами и цветами логотипа, нечитаемая надпись «Ермак» — это не та айдентика, которую ждали от профессионального клуба в 2017 году. «Южный Урал», также выступающий в ВХЛ, годом ранее сделал ребрендинг гораздо продуманнее и качественнее.

Специалисты, например, тоже были в некотором шоке от нового логотипа «Ермака». Михаил Антипин отреагировал так (и снял все вопросы по поводу качества эмблемы):

Представители клуба, правда, в ту пору активно отстаивали свое детище. Вот, например, человек с никнеймом Сергей Воробей, под страницей которого, вероятно, скрывался никто иной, как Сергей Ночевной – уже бывший маркетолог клуба —, доказывает, что логотип, в общем-то, неплохой.

Остановимся на секунду. Решите задачку. Вы – пресс-атташе или PR-директор условного ЦСКА. Вам сделали новый логотип – и он очень стремный. Ваша задача – убедить болельщиков, что новая айдентика – шаг вперед. Какие слова вы для этого подберете?

Вот Ночевной решил сообщить, что на логотипе запечатлен половой орган коня. Да, именно так.

Ты **** видишь? А она есть.

Неизвестно, почему обнаженный конь должен привлечь болельщиков на трибуны. Известно одно: болельщиком он пришелся не по вкусу (простите). Как же «Ермак» и специалист обработали негатив?

Вот здесь Сергей, например, не мог понять причин инфантилизации молодежи:

А как еще? Если человека нельзя никуда послать, то как вести дискуссию? Евгений Ройзман подтвердит.

Здесь «Ермак» отвратительно сработал во всем. Ужасный логотип клуб сопроводил ужасной работой в социальных сетях и откровенными оскорблениями болельщиков от сотрудника команды. К слову, Сергей вскоре «Ермак» покинул — теперь он в саркастичной манере стебет Александра Быкова в комментариях. 

Сергей Ночевной — о провальном сезоне. 

Прошло 3,5 года, ситуация не изменилась — клубу до сих пор плевать на фанатов. Новокузнецкий комментатор Егор Филатов во время матча «Металлурга» и «Ермака» недоумевал, почему ему не отвечают в пресс-службе ангарской команды. Специалист отправил обращение с просьбой рассказать, как правильно произносить фамилии наших игроков: Калмы́ков или Калмыкóв, Губáнов или Гу́банов? 

Вот вы и подловили нас на лжи. Мы говорили, что клуб мало представлен в интернете, а ведь у «Ермака» есть аккаунт в Инстаграме, Твиттере и Тик-Токе! Окей, сначала про Тик-Ток. 

Аккаунт «Ермака» в Тик-Токе — одно из светлых пятен в истории клуба. Его действительно вели современно и качественно: тут были и смешные видео из раздевалки, и съемки тренировок, и вырезки из матчей, и группа поддержки, и даже Арсений Хацей. Почему были? Потому что последнее видео было опубликовано 5 декабря. После этой даты, вероятно, клуб решил, что Тик-Ток ему не нужен. Правильно, Александр Георгиевич — зачем, если совсем скоро все будут говорить о ClubHouse? Вероятно и другое: сммщика по Тик-Току, который справлялся со своими обязанностями, уволили. О том, что в клубе большая текучка кадров, может рассказать Сергей Ночевной.  

А вот так выглядит Инстаграм. Да, официальная инста клуба иногда ссылается на неофициальную информацию. Сюр!

Иногда ошибается:

А иногда ПРИГЛАШАЕТ в секцию хоккея девушек:

В приглашении нет ничего зазорного. Зазорное есть в ПРИГЛАШЕНИИ — от этого слова капслоком веет плохо оформленными рекламными листовками с остановок.  

Нет, на самом деле, Инстаграм выглядит стильно, если отбросить тот факт, что тексты скопированы с официального сайта. Клуб даже оформил хайлайты — можно, например, посмотреть и выбрать обои на телефон (правда, непонятно, как их скачать — скринить?). При желании, можно даже узнать состав команды, нажав на иконку «Игороки» (именно так). Наверняка здесь фотографии всех игроков команды подписаны по именам и номерам… ан нет, здесь просто несколько фотографий без подписей. К слову, в опечатке в слове «Игроки» нет ничего плохого. Плохо то, что этого никто не заметил. Даже болельщики.  

Инстаграм весь февраль не велся активно — последний матч по версии Инстаграм-аккаунта «Ермак» провел против «Ростова», об играх с «Бураном», «Тамбовом», «Металлургом», и «Соколом» не сказано ни слова. Предположим, что сммщика по инсте постигла участь сммщика по Тик-Току, и сейчас аккаунт ведет, например, Роман Караваев. Ведет точно так же, как и пишет на официальном сайте — с огромной долей безразличия.  

Про Твиттер совсем коротко (одной картинкой):

Все понятно без лишних слов.

Есть ощущение, что у хоккейного Ангарска нет будущего

Бывший мэр Ангарска Владимир Жуков (тот самый, которого позже арестовали в Беларуси) говорил о «Ермаке», что команда — чемодан без ручки: и тащить тяжело, и выбросить жалко. Тогда «Ермак» действительно было жалко бросить: команда показывала результаты, собирала по 6 - 7 тысяч зрителей и была тем самым потенциальным примером селф-мейд-команды из глубинки, которую можно было показывать чуть ли не в программах о величии российского спорта по ВГТРК. Сейчас ситуация изменилась - ангарский клуб перестал быть нужным абсолютно всем. В том числе, владельцам, сотрудникам, болельщикам и, в какой-то момент показалось, что и игрокам.

Эта расхлябанность убивает мотивацию в подрастающем поколении. Как из условных Ильи Каргина или Филиппа Фреера могут вырасти новые Капризов и Проворов, если они в 17 - 18 лет узнали, что в хоккее могут обмануть, а играть на победу вовсе необязательно? 

К слову, развитие молодых игроков в Ангарске - это скорее нонсенс. Здесь нет команды ни в МХЛ, ни в НМХЛ, ни в ЮХЛ. Фарм-клуб не заявлен даже в первенство ВХЛ, «обрасти мясом» молодежь сможет только в играх непосредственно Вышки. Многих это может сломить. 

Понять, почему в Ангарске нет достаточно хорошо развитой инфраструктуры, можно. В условном Альметьевске есть сильный спонсор, который содержит команды в ВХЛ и МХЛ. «Ермак» же долгое время спонсировался администрацией города и мелкими местечковыми компаниями. Когда ты голоден, ты не думаешь о симфониях. Когда денег едва хватает на выплату зарплат игрокам основной команды, ты не задумываешься о фарм-клубе. 

Все может измениться. Сейчас у клуба появился новый спонсор - компания «Сервико». Фирма давно связана со спортом: они помогают не самому успешному баскетбольному «Иркуту», одному из фаворитов Суперлиги по бенди красноярскому «Енисею», а раньше тянули иркутскую «Байкал-Энергию», гендиректор компании Виктор Захаров стал генеральным менеджером сборной России по хоккею с мячом. То, что логисты поддерживают и хоккей с шайбой финансово - замечательно. Проблема в другом: деньги исчезнут, если ими не управлять достойно. 

Возможно, мы увидим «Ермак», за который не стыдно. Возможно, мы увидим «Ермак», который хочется ставить в пример.

Авторы: Денис Брянский, Семен Роголев.