Вы никогда не играли в такие шахматы, но они классные. Ладья – куб, слон – крест, король – шар

От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор телеграм-канала «АртПацан» рассказывал о картине Малевича «Спортсмены», а создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль». 

Сегодня Роман Беднов, автор телеграм-канала об архитектуре России «Архитектурные излишества», рассказывает о едва ли не самых необычных шахматах, которые вы видели.

***

В этом году мир отмечает столетний юбилей архитектурной и дизайнерской школы Баухаус. Школа ассоциируется прежде всего с домами и целыми кварталами в Берлине, Кельне, Дюссельдорфе, Тель-Авиве, но она внесла заметный вклад и в дизайн прикладных вещей.

В спорте Баухаус решил задачу, над которой человечество безуспешно билось несколько веков – создать удачную альтернативу классическим шахматным фигурам.

Здание школы в Дессау – символ Баухаус, объект всемирного наследия Юнеско

Баухаус — одно из самых заметных явлений в архитектуре и дизайне XX века. Эффект от его присутствия оказался настолько мощным, что принципы школы и стиля распространились по всему миру и стали базовыми для модернизма.

Основные принципы Баухауса:

• Финальная цель всякой художественной деятельности — здание.

• Единство живописи, скульптуры и архитектуры.

• Простой и функциональный дизайн, который можно тиражировать.

• Доступное жилье для всех.

• Форму определяет функция, а каждый предмет должен быть красивым и удобным.

Музей Баухаус в Тель-Авиве. В 2003-м году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века»

Новые шахматы: кто их придумал и зачем они были нужны

На фоне великих коллег Йозеф Хартвиг не выглядел выдающимся художником. Однако именно он изобрел одно из самых известных интерьерных творений школы – шахматы Баухаус.

До того, как создать легендарные шахматы, Хартвиг оформлял интерьеры в Мюнхене и делал надгробия в Берлине. В 1921 году Вальтер Гропиус (основатель и первый директор Баухауса) нанял Хартвига в мастерскую каменной и деревянной скульптуры еще первого, оригинального, Веймарского Баухауса.

Там Хартвиг очень быстро проникся основными принципами Гропиуса: объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Мебель, которую проектировали в Баухаусе, не занимала много места, имела простые функциональные формы и чистые цвета. Многие разработки – например, столы-«матрешки» Йозефа Альберса или деревянные блочные детские конструкторы Альмы Зидхоф-Бушер – производятся и сегодня.

Столы-«матрешки» Альберса

Скорее всего, идеей новых шахматных фигур Хартвиг увлекся в начале 20-х годов XX века. Вдохновить его могла встреча с Григорием Зильбургом. Русский эмигрант, родившийся в Киеве, учившийся в Санкт-Петербурге, доктор медицины, был чиновником при Керенском, а в 1919-м перебрался в Нью-Йорк, где сделался видным психоаналитиком. Коллекционер предметов искусства и хороший шахматист значился в Веймарской брошюре (издание и об учениках и преподавателях Баухауса и их достижениях) тех лет как сеансер игры вслепую. Возможно, он поделился с Хартвигом (или его коллегами) абстрактным видением шахматных фигур, облегчавшим ему проведение подобных сеансов.

Для теоретиков Баухауса классические шахматные фигуры несовершенны. Они дорогие в изготовлении, занимают много места при транспортировке. А главное, хоть они по-своему абстрактны и символичны, эта символика не имеет ничего общего с игрой (глядя на коня никогда не поймешь, что он ходит «буквой Г», а слон – по диагонали).

Символика старых шахмат – военная, религиозная и монархическая, она включает в себя элементы, заимствованные из разных культур, архитектурную стилизацию, украшательства, антропоморфизм и анималистику. Все это не имеет никакого отношения к спортивной игре и противоречит принципу функционализма, важному для Баухаса (внешний образ фигуры должен отражать ее поведение на шахматной доске).

Только избавившись от культурно-стилистической надстройки, дизайнер смог бы обновить игру и создать по-настоящему первый успешный набор, конкурирующий с классическими шахматами.

Четыре набора шахмат Баухаус

Первый, самый известный (и самый простой) набор был сделан в 1923-м: фигуры из древесины груши, нелакированные, тонированные олифой и черным компаундом, без цоколей, строго кубические, упакованы в серую коробку из плотного картона с бумажной наклейкой работы Йоста Шмидта.

Пешки и ладьи представлены кубами разного размера. Куб – самая простая объемная геометрическая фигура, что соответствует простейшей фигуре на шахматной доске (пешке). В то же время его четыре грани отражают четыре направления хода – это подходит для ладьи.

Такой же принцип заложен в фигурку короля: его куб увенчан развернутым маленьким кубиком и сверху указывает углами во все 8 направлений (во все стороны король и ходит).

Фигура слона в виде креста символизирует его диагональное движение. Форма ферзя в виде шара говорит о его безграничных возможностях в передвижении.

Фигурка коня состоит из двух половинок в виде буквы «Г». Если его поставить на любую из четырех сторон, он все равно будет выглядеть как уголок.

Позже черные фигуры стали стилизовать под красное дерево, а сам набор паковался в деревянные коробки с отодвигающийся крышкой.

Второй набор шахмат был разработан в 1924-м. Лакированные фигуры из клена, установленные на квадратные цоколи такого же размера и упакованные в кубический деревянный ящичек со сдвижной крышкой и тисненым на ее обратной стороне логотипом мастерской Bauhaus. Дерево ящичка не слишком качественное, редкие сохранившиеся экземпляры почти все с трещинами (вполне соответствует одному из принципов мастерской – доступности).

Второй набор легко отличить по ферзям с Х-образным навершием и коням – странноватым трехконечным «лапкам» на квадратном основании. Пешки в нем – такие же кубики без цоколей, как в первом варианте.

Третий набор похож на второй и выпущен в том же 1924-м. Те же лакированные фигуры из клена, но квадратные основания значительно толще и больше по размеру (в отличие от второго размера, цоколь выступает за края фигур).

Цоколи есть даже у пешек, а квадратный ящичек из орехового дерева снабжен откидной крышкой и пружинной защелкой с кнопкой на лицевой панели. Логотип Bauhaus вытеснен на внутренней стороне крышки, фигуры ферзей цилиндрические, и снова с шаровым навершием.

Последним оригинальным набором шахмат Хартвига стал набор конца 1924-го – Model XIV.

Он похож на предшественника, но все фигуры в этом наборе (кроме пешек) сильно вытянуты в высоту. Помимо этого, от предыдущего набора он отличается фигурами слонов, которые представляют собой четырехгранную пирамидку на квадратном постаменте. Ферзи такие же, как в наборе №3 (цилиндр, увенчанный шариком), все пешки установлены на цоколи, доска наборная, деревянный ящичек для фигур стал прямоугольным.

Model XVI

Шахматы Иозефа Хартвига прославили создателя и задали новый формат проектирования бытовых вещей – основанный на эргономике, экономии пространства и материалов. Набор фигурок 1923 года стал одним из первых успешных примеров функционализма в мелком промышленном дизайне. Автор решил задачу отстранения от символизма, которым наполнен традиционный набор. Дизайн каждой фигуры успешно отражает ее функцию на доске.

Сегодня наиболее ярко влияние функционализма чувствуется в скандинавском интерьерном стиле. Принцип простоты изготовления, заложенный в шахматы Баухаса, привел к тому, что современные скандинавские дизайнеры (IKEA, BOConcept) часто избавляются от лишних деталей, иногда даже краски, чтобы функциональная вещь становилась доступной.

В современной России интерьерный функционализм представлен на новой (декабрь 2018) станции московского метро «Савеловская». Впервые чугунные тюбинги, из которых состоят тоннели метрополитена, не скрыты облицовочным материалом, а стали особенностью дизайна станции.

***

Школа Баухаус просуществовала всего 14 лет. Нацисты выступали против нее еще в 1920-х, считая, что там раздают идеи социализма. Придя к власти, они стали проводить обыски и требовать увольнения ряда преподавателей. В итоге школу закрыли в 1933-м – но она задала направление развития европейского дизайна как минимум на век вперед.

И даже повлияла на спорт.

Блог телеграм-канала «Архитектурные излишества» на Sports.ru

Баския очень уважал бокс и рисовал картины с боксерами

Первый стадион, построенный специально к ЧМ в Катаре. Стоит больше полумиллиарда долларов

Карпов или Каспаров? 35 лет главному спору шахмат: играли без флагов, матч обрывали – а Гарри протестовал уже тогда

Фото: globallookpress.com/Oliver Berg; wikipedia.orgwidewalls.chsothebys.comantiquestradegazette.comdesignisthis.cominvaluable.commos.ru

+65
Популярные комментарии
Билл Двер
+42
"такое" искусство в то время было прорывным. Те принципы дизайна которые заложили в школе Баухаус, были прорывными и заложили вектор развития всего предметного и интерьерного дизайна на столетие вперёд. "Современный" скандинавский стиль в мебели и интерьере это Баухаус, Дитер Рамс, дизайнер браун, один из передовых предметных дизайнеров с 60-ых по 90-ые это принципы школы, Джонатан Айв, Эппл,
это принципы школы. Большинство действительно стильных и красивых вещей вокруг, которые выглядят просто, лаконично и функционально, это все пошло оттуда.
Ответ на комментарий Денис Заев
Убогие шахматы в стиле минимализма... в то время такое искусство было в моде
banchik1
+39
Это все, что ты понял из статьи?
Ответ на комментарий Arseniy Dmitriev
Эти шахматы сделаны для идиотов, которые не могут запомнить, как ходит конь, и отличить короля от ферзя.
JForce
+26
Более ста лет люди играя в шахматы выводили наиболее приятный и правильный формат фигур и доски. Так появился например, Стаунтоновский формат фигур . Во время игры , уж поверьте, важен и вес и форма и размер фигур . И тут это убожество выдают за фигуры. Сама по себе художественная ценность близка к нулю , так и ещё куча букв о том как это стильно и круто. Простите меня , я наверное ничего в этом не понимаю.
serhuey
+11
Спасибо. Очень интересно.
СЕЙ ЧАС!
+8
Спасибо! Никогда не задумывался почему у современных шахмат такой дизайн...Ясно, что всё эволюционирует и упрощается.
Но в предлагаемые фигуры тоже люди бы быстро привыкли играть. Однако понятно : рано или поздно большинство выберет наиболее удобную форму...Но, действительно, конкурентов сложившемуся стилю не видно.
Ответ на комментарий ssdd
"В спорте Баухаус решил задачу, над которой человечество безуспешно билось несколько веков – создать удачную альтернативу классическим шахматным фигурам."
Изначально шахматные фигуры с разной степенью приближённости изображали своих реальных прототипов - людей, животных и сооружения. Никакой задачи по их изменению никто не ставил, тем более - перед всем человечеством.
Просто в 19-ом веке игра стала более широкораспространённой и вот тут появилась потребность в комплектах, которые можно было делать достаточно быстро, дёшево и при этом они были бы удобны в игре.
И решил эту задачу Натаниель Кук, который зарегистрировал дизайн фигур, названный стаунтоновским. Именно этот дизайн обрёл популярность и с различными модификациями используется на протяжении уже более полутора веков на серьёзных турнирах и в любительской среде.
Фигуры, описанные в тексте, популярность не завоевали, а следовательно, удачной альтернативой стаунтоновскому дизайну они не являются.
Написать комментарий 35 комментариев

Новости