4 мин.

Как Сенна разозлил ничего не подозревавшего Шумахера в Бразилии 1992

Сезон 1992 был легкой прогулкой для Williams, и гонка в Бразилии должна была стать ареной еще одного дубля британской команды с двигателями Renault. Найджел Мэнселл обошел хорошо стартовавшего Рикардо Патрезе на пути к победе, так что настоящая гонка шла за третье место, которое хотел забрать Сенна…

Его McLaren-Honda, использовавшая V12 второй год, отставала на две секунды от Williams в квалификации, но опережала на 0.6 Benetton B191B Шумахера (эволюция машины 1991 года, она использовалась до четвертого этапа, когда появилась уже новая машина). Однако, довольно рано уже стало понятно, что с машиной что-то не так, а, пересекая старт-финишную прямую, Сенна размахивал рукой.

Его времена на круге становились все медленнее и медленнее (его самый быстрый круг был 21-м из 26-ти), и он собрал за собой паровозик из Шумахера, Жана Алези на Ferrari, Мартина Брандла на Benetton, Пьерлуиджи Мартини на Dallara, Карла Вендлингера на March и Тьери Бутсена на Ligier. Уже в начале гонки у Сенны и его Honda V12 начались перебои с зажиганием, которые, как оказалось, нельзя было исправить, но это его не остановило и, подгоняемый своими фанатами, он яростно боролся до конца.

Рикардо Патрезе выигрывает старт

Сенна уже на старте припугнул Шумахера, когда бросился наперерез после того, как Мэнселл чуть придержал бразильца. Сенна держался на внешней траектории рядом с немцем в левом повороте, и отстоял позицию в следующем правом. Шумахер разумно предпочел не доводить до беды.

Сначала Сенна отрывался, но потом двигатель начал «чихать» на высоких оборотах. После гонки он говорил: «Неожиданно мощность пропадала на больших скоростях, около 250 км/ч, как будто я поднимал ногу с педали газа».

В начале восьмого круга Шумахер «просвистел» мимо Сенны на длинной прямой после последнего поворота, но бразилец, несмотря на проблемы с двигателем, не собирался сдаваться. Шумахер уже думал, что его соперник не станет пытаться вернуть позицию, но Сенна нырнул внутрь первого поворота и забрал третье место снова.

Рикардо Патрезе, Найджел Мэнселл, Михаэль Шумахер и Айртон Сенна

Вернув позицию, Сенна пытался решить проблему, дважды выключив зажигание, чтобы перезапустить блок управления, и стал переключаться раньше, меняя на ходу степень обогащения топлива, в попытках вернуть мотор в чувство. И менявшаяся из-за этого постоянно скорость бразильца очень разозлила Шумахера.

Михаэль вспоминал: «Я был быстрее него, а он играл со мной в игру, что удивило меня, я не ожидал такого стиля пилотажа от трехкратного чемпиона мира. Первые 10 кругов он ехал в максимальном темпе, а затем просто не давал мне обогнать. Он резко тормозил в медленных поворотах, а затем отрывался на прямой. А когда он позволил мне себя опередить, то воспользовался слипстримом и обогнал обратно. Эта ситуация давала шанс тем, кто был позади, обогнать меня, и это меня расстраивало».

Михаэль Шумахер впереди Жана Алези

И так и было: пару раз Шумахеру приходилось отбиваться от атак Жана Алези. После еще пяти кругов позади Сенны Михаэль в итоге смог таки совершить обгон на 13-м круге. В этот момент он был уже позади пары Williams в 30 секундах.

На 18-м круге Сенна решил, что с него хватит, его начали опережать другие гонщики. Он закончил гонку, последний раз взревев двигателем, а потом тот отказал. Сенна описал проблему как «серьезные и постоянные перебои в работе мотора». Он добавил: «Влияние этой проблемы было непредсказуемым, она могла возникать четыре или пять раз за круг, а на следующем ни разу. Иногда все было настолько плохо, что мне казалось, будто я жму на педаль тормоза. Я продолжал, несмотря на это, надеясь, что в итоге все пройдет. И я махал руками, чтобы другие гонщики знали о моей проблеме. В итоге перебои с зажиганием не прекращались и это было причиной моего схода. Было опасно продолжать гонку в таких условиях».

Двигатель Honda

Сенна сошел, Шумахер удерживал третье место, но драма еще не закончилась. Алези врезался в Брандла в первом повороте, и британец не смог продолжить гонку. Брандл отправился искать француза в боксах Ferrari, желая получить извинения, но там узнал, что Жан еще в гонке. Алези финишировал четвертым.

В стане Ligier тоже случилась драма: Эрик Кома пытался пройти Lotus Джонни Херберта, а напарник Эрика Тьери Бутсен пытался нырнуть мимо них туда, где места то и не было. В итоге он врезался в Эрика и в стену. Кома «забрал» с собой и Херберта тоже в этом эпизоде.

Это перевод статьи Чарльза Брэдли с сайта motorsport.com от 5 апреля 2021.

Фото: Motorsportimages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал