Трибуна
8 мин.

Клуб МЛС доказал, что футболка – это искусство и смыслы. Вдохновились Хендриксом и показали миру образцовую презентацию

От редакции: вы в блоге «Спортивный бизнес» – ну, вы поняли, о чем здесь рассказывают. В марте автор выпустил целых девять постов (!) – давайте поддержим его плюсом и подпиской.

В недавнем исследовании Дениса Пузырева открылось многое о том, как устроен рынок футбольной экипировки. Например, что далеко не все клубы имеют эксклюзивный дизайн игровых комплектов, часто довольствуясь стандартными опциями из каталога.

МЛС в этом смысле – уникальный пример. У adidas подписано соглашение с лигой, согласно которому абсолютно все команды одеваются только у них. За это немецкий производитель платит МЛС 116 миллионов долларов каждый год. Однако в плане креатива клубы никак не ограничены и вместе с производителем вольны создавать такую форму, какую захотят.

Нужно сказать, что клубы МЛС этим правом пользуются полноценно, активно экспериментируют с дизайном и фаршируют игровые футболки отсылками и пасхалками. У себя в канале мы вкратце разбирали каждую презентацию клубами их комплектов на предстоящий сезон, а наши друзья даже сообразили цельную подборку лучших презентаций. Казалось, что после такого количества классных презентаций нас будет невозможно удивить, но то, что сделал «Сиэтл», уложило наши завышенные ожидания на лопатки.

Кейс с новой формой «Сиэтла» – про бизнес, творчество, вдохновение и то, как нужно работать. То есть про то, чего так мало в нашем футболе.

Посвятили форму Джими Хендриксу: под его песни стадион зажигал еще в 70-е, а некоторые фразы напечатали прямо на футболке. Для использования образа и цитат выкупили права у родственников

Новый игровой комплект клуба – это отсылка к великому Джими Хендриксу, с которым у клуба глубокая связь. Нынешний клуб – реинкарнация одноименной команды, которая выступала в NASL с 1974-го по 1983-й. Правда, сам Джими, который родился также в Сиэтле, не дожил до этого момента, но навсегда остался местной легендой, память о котором сохранилась в названиях улиц, парков, статуй и так далее. Уже тогда музыка Хендрикса на стадионе перед матчами была обязательным атрибутом – клуб включал песню «All Along the Watchtower» перед началом домашних игр.

Но это еще не все. Клуб обратился к семье Джими и получил разрешение на использование его интеллектуальной собственности. Все – от рукописных текстов песен до подписи – могло быть использовано клубом. На бедре «Сиэтл» разместил подпись Джими, а сзади на воротнике напечатал фразу из той же песни «All Along the Watchtower».

Психоделические цвета – отсылка к ярким альбомам Хендрикса

Яркие акценты и психоделические узоры – дань уважения обложкам альбомов Хендрикса и запоминающемуся сценическому стилю. При этом в этом комплекте формы использованы цвета, которые не соответствуют клубным. Тейлор Грэм – бывший игрок «Саундерс», а сегодня – вице-президент клуба по маркетингу и бизнес операциям – объясняет это тем, что резервный комплект – редкая возможность экспериментировать, а клуб решил просто не стесняться это сделать.

Психоделические цвета – отсылка к ярким альбомам Хендрикса

История Джими Хендрикса и его творческой карьеры началась в центральном районе Сиэтла, и пусть продлилась недолго, но находит свое продолжение и в молодых музыкантах, которые вдохновившись его творчеством, сами взяли в руки гитару и микрофон.

Ева и Седрик Уокеры – это брат и сестра, которых знают как The Black Tones. Это рок-н-ролльная группа из Сиэтла, на которую глубоко повлияло звучание Джими. В Сиэтле они являются локальными знаменитостями и носителями местной музыкальной культуры. Для продвижения новой формы клуб привлек группу и поделился их историей в социальных сетях.

Разослали подарочные наборы звездам для пиара

Чтобы подогреть интерес к новым футболкам, клуб разослал несколько пиар-коробок звездам, в которых, помимо именной футболки лежал еще и шарф ярко-оранжевой узорной расцветки. Дизайн шарфа не случаен, он стилизованы под культовый гитарный ремешок Джими Хендрикса.

Расчет в этом простой – звезды публиковали свой подарок в социальных сетях, тем самым подогревая и без того безумный спрос на футболки. Большинство звезд имеют локальную известность, но есть среди них и по-настоящему глобальные знаменитости. например, певица Сиара.

Продажа комплектов поможет пяти местным благотворительным организациям

Связь с сообществом клуб решил подчеркнуть и помощью местным благотворительным организациям .Продажа комплектов новой формы поможет поддержать пять местных некоммерческих организаций: Фонд Джими Хендрикса, Музей поп-культуры, Северо-Западный афроамериканский музей, Фонд RAVE и Программу образования индейцев государственных школ Такомы.

Все комплекты выкупили с сайта МЛС за три часа. Это лучший результат в истории

Еще одна особенность консолидированного соглашения лиги и adidas заключается в том, что продажи клубной атрибутики тоже осуществляются лигой. Это позволяет подробно анализировать результаты продаж. Пока цифры не раскрываются, но клубный онлайн-магазин уже объявил, что продажи новых футболок «Сиэтла» – лучшие за всю истории лиги. Все доступные комплекты раскупили за три часа после анонса.

Кейс «Сиэтла» и новой футболки на самом деле поучительный. Довелось увидеть комментарий о том, что, дескать, весь креатив от adidas достается МЛС. Странное мнение, ведь adidas только воплощает то, что придумывают клубы. Работа по превращению игровых футболок в целостный и наполненный смыслом атрибут – обязанность клубов или сборных, которые хотят превратить форму в нечто большее.

Быть может, неудачный, да и не из клубного футбола, но свежий пример – на днях сборная России также представила новую форму от того же производителя. Да, для презентации организовали эфир на «Матч ТВ», позаботились о том, чтобы пригласить узнаваемых лиц, а после активно задействовали блогеров из «Амкала» для продвижения нового комплекта в соцсетях, и это уже большая работа. Но настоящей истории, насыщенного смысла и вплетения культурных атрибутов в комплект нет, функция футболки сводится только к тому, что в ней играют в футбол игроки сборной России, а смысловую пустоту заполняют только обсуждения дизайна, что всегда будет субъективной вкусовщиной. Что мы знаем о ней? Как сообщали нам в соцсетях самой сборной, она стильная и лаконичная. Все!

Сезон МЛС стартует 17 апреля, почти все клубы уже показали публике новые игровые комплекты. Все они имеют под собой историю, содержат кучу отсылок и по настоящему наполнены смыслом. А если приглядеться внимательнее, эти же смыслы легко считываются во всех коммуникациях, которые осуществляют клубы. Главное, клубы и работающие в них люди знают ответ на вопрос, для чего они существуют. Это именно то, чего так не хватает нам всем.

Еще больше крутых историй про спортивный бизнес в нашем телеграм-канале

Фото: twitter.com/SoundersFC